Зимняя премьера в «Астана Опера» – национальный балет «Карагоз»

Только один день – 5 декабря – в «Астана Опера» пройдет премьера национального балета «Карагоз» на музыку выдающегося казахского композитора Газизы Жубановой. Хореограф-постановщик – профессор Европейской академии балета, лауреат международных конкурсов балетмейстеров Вакиль Усманов (Австрия). Дирижер-постановщик – заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов (Казахстан).

_DSC5639

_DSC5999

_DSC6061

_DSC5491

В главных партиях заняты ведущие солисты театра «Астана Опера»: Мадина Басбаева, Анель Рустемова выступят в роли Карагоз. Партию Сырыма исполнят Бахтияр Адамжан, Арман Уразов; Наршу станцуют Таир Гатауов и Досжан Табылды; Маржан – Гаухар Усина.

По сюжету Карагоз – любимая внучка знатной байбише Маржан из богатейшего рода Осер готовится стать женой Нарши из могущественного рода Досан. Но наследственная психическая болезнь, передавшаяся ей по материнской линии, дает о себе знать. Чтобы подшутить над невестой, одна из подруг явилась в образе Нарши, другие переоделись в стрекоз. Испугавшись, Карагоз убегает в степь, рискуя там заблудиться. Ей на помощь приходит прекрасный юноша-сал — давний друг Сырым. Молодых людей в свое время сблизило горе – оба рано остались без матерей. Все чувства, которые Карагоз готовила для своего жениха, она перенесла на своего спасителя Сырыма, открыв для себя неизведанный мир любви. Однако вековые традиции сильнее чувства, и девушку выдают замуж за любящего ее, но нелюбимого Наршу. Карагоз убегает к Сырыму, однако беглецов настигает погоня. Карагоз окончательно сходит с ума. Перед самой смертью к ней возвращается разум, и она видит дорогих ей Сырыма и Наршу – оба готовы отдать за нее жизнь, но жизнь покидает самое Карагоз. Она обрела счастье в своем горьком несчастье.

1231234

 Художники-постановщики спектакля Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов рассказывают:

- В своей работе мы постарались реализовать идеи хореографа Вакиля Усманова. Это классическая по своей сути постановка, композиционные уровни которой находятся в постоянном динамическом развитии. Повествовательность, отчасти реалистичность первого акта сменяется фантасмагорией второго. Сценография балета «Карагоз» — это симбиоз линий, форм, цвета и света. Работая над ней, мы постарались учесть все технические возможности театра.

При изготовлении декораций были использованы современные материалы. Так, уникальная обработка пенопласта позволяет превратить этот материал практически в бетон. Это делается для того, чтобы декорации сохранились как можно дольше и могли транспортироваться при выезде театра на гастроли.

_DSC9432

Более полусотни национальных костюмов расшивались вручную. Для их изготовления использовались шифон, бархат, сутаж многие другие материалы. Цветовая палитра выдержана в мягких тонах.

_DSC9354

_DSC9360

Художником по свету выступил Дмитрий Симкин. Свет в спектакле играет огромную роль, он создает его атмосферу и форму. В постановке используются видеопроекции и компьютерная графика.

Бутафорию готовили более двух месяцев, используя в основном папье-маше и гипс.

_DSC9449

«В своей работе мы думаем об артистах, чтобы им было удобно и легко поднимать предметы, танцевать с ними в руках. Зритель должен оценить красоту и правдоподобие созданных нами вещей, которые не должны выделяться, но в то же время гармонично сочетаться с многообразием декораций и костюмов», — рассказали бутафоры.

Музыкальную редакцию балетного спектакля «Карагоз» осуществили заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов ипрофессор Европейской академии балета, лауреат международных конкурсов балетмейстеров Вакиль Усманов.

- Концепция данной редакции балета шире музыкального первоисточника – балета Г. Жубановой «Карагоз». Кроме того она ближе к литературному источнику, — рассказывает музыкальный руководитель театра. — Чтобы показать и раскрыть многогранность музыкальных и хореографических образов, нам пришлось обратиться ко всему творчеству Газизы Жубановой. Так, помимо музыки к балету «Карагоз» в этой редакции мы используем Третью симфонию «Сарыозекские метафоры», Скрипичный концерт, а также две части Струнного квартета. Музыка Газизы Жубановой очень непростая, она требует напряженного внимания и отдачи от слушателя», — пояснил Абзал Мухитдинов.

Балет в 2-х действиях, с одним антрактом. Продолжительность 1 час 50 минут.

Photo: Copyright © Astana Opera, 2014
Photographer: Karla Nur

Генеральный партнер