Закатить концерт ® Esquire Kazakhstan

Пианист Арман Тлеубергенов делится своим удивлением – оказывается, в Казахстане можно встретить квалифицированный арт-менеджмент.
Закатить концерт 1

В начале марта этого года мне посчастливилось испытать реальный культурный шок. Наверное, многие знают, что недавно в Астане прошел очередной международный  фестиваль «Японская весна». Это мероприятие стало традиционным, японские фестивали радуют отечественного любителя качественной классики ежегодно: весной в Астане, осенью в Алматы. Как и всегда, организаторы мероприятия представили публике шикарную, на мой взгляд, программу с привлечением как японских, так и отечественных мастеров. Кстати, такое трепетное отношение к исполнителям-казахстанцам со стороны организаторов вызывает глубочайший респект, ведь не секрет, что большинство отечественных концертных организаций испытывает необъяснимый священный трепет только перед соотечественниками из-за бугра, откровенно пренебрегая теми, кто рядом… А отношение к классическим музыкантам со стороны организаторов японских сезонов вызывает ощущение, что ты не в Казахстане, а как минимум в Европе. Я не знаю, как с этим обстоит в среде эстрадников и народников, но благоговение перед классиками у нас редкость…

Конечно, само по себе музыкантское мастерство способны оценить далеко не многие, и не последнюю роль сыграл внешний антураж. Все это великолепие подразумевало под собой огромную, а главное – качественную, предварительную работу: потрясающее по красоте и оригинальности оформление сцены, классная пиар-компания, сумевшая сделать аншлаг в Камерном зале «Астана Опера»…

В чем же причина такого успеха? Конечно, и Фонд «Дегдар», и компания «JTI», предлагая публике качественный продукт, тщательно отбирают артистов для своих концертов. Но! Очень важно для артиста, оказывается, что, например, зал был потрясающе украшен талантливыми дизайнерами, программа здорово выстроена, участники не были уставшими, все было под контролем – все музыканты были сытые, довольные, ухоженные, окруженные вниманием и заботой. А все почему? А потому, что весь процесс был скрупулезно выстроен замечательной командой организаторов и от артистов требовалось только одного – выступать, а как хорошо не выступить, когда твое дело – просто нормально, профессионально и по возможности ярко сыграть или спеть, не думая о чем-либо постороннем?

Через две недели мне опять посчастливилось выступать в главном оперном театре страны – «Астана Опера». Не знаю, как у других артистов, но у меня этот театр вызывает совершенно особые ощущения. Всем известно, что это один из лучших мировых театров сегодня – и акустика, и внешнее оформление его поражают воображение. Но, как мне кажется, вдохновителям самой идеи этого театра удалось именно создать подлинный храм искусства. Но что меня просто сразило, так это отношение к приглашенным артистам. Любой каприз учитывался, были предоставлены шикарные классы для занятий, сцена собственно концертного зала круглосуточно была в распоряжении солистов. Даже охрана на входе всегда была приветлива и улыбчива (наверное, мое удивление вызывает у многих недоумение, но я не раз сталкивался при входе в другие храмы и храмики с: «Э, братан, ты куда? Нельзя!»). Вопросы типа «Когда вы будете обедать?», «Не хотите ли пить?», «Может быть, отдохнете?», «Что еще мы можем сделать?» поначалу удивляли и даже сбивали с толку, но человек к хорошему привыкает быстро… Приходили мастера по свету, видеоинженеры и спрашивали, как будет лучше. Да что там! Они прослушали всю (!) программу и сами придумали световое оформление. Маржан Жакенова и Нуржан Тенизбаев (отдел Камерного зала «Астана Опера») стали нашими светлыми духами-хранителями на все время подготовки к концерту. Конечно, такое отношение и к зрителям, и к артистам является частью общей политики руководства театра. Я до сих пор вспоминаю продавца в театральной столовой, которая на мой вопрос ответила чрезвычайно вежливой и познавательной пространной лекцией о каждом блюде с витрины…

И тут мне подумалось о других концертах, которые проводятся у нас же в Казахстане…Почему-то я вспомнил, как мы с моим другом и коллегой Ермеком Курманаевым готовились к концерту в филармонии. Да, мы занимались собственно музыкой, но главное, что отнимало наши силы и время, – оформление концерта. Будучи человеком творческим и очень уж неспокойным, Ермек хотел сделать что-то необычное и яркое. Не помню, почему, но нам вдруг не захотелось выходить на пустую серую сцену. Днем мы ездили по городу и искали проектор для слайдов, ночью в интернете мы выискивали картинки, отражающие программную суть исполняемой музыки, даже задник к сцене мы придумали сами. По-моему, это был концерт к 8 Марта, так как было много лирики, свечи, даже бабочки летали. Возможно, это покажется кому-то наивным, но публика реально получила праздник. Только вот почему не везде и не всегда так?

Не знаю, насколько сегодня правомерно выражение «хороший артист – голодный артист», но очевидно, что для более-менее нормального функционирования артиста, как мне кажется, необходимо чувство удовлетворения своей работой. И этот фактор такой сложный и многогранный, что не знаешь, от чего это может зависеть… Конечно, если музыкант сыграл почти так, как он хотел, количество поводов для огорчений сводится к минимуму, вместе с тем существует масса моментов, способных внести свою не всегда позитивную лепту в самоощущение артиста. И эти мелочи отнюдь не всегда связаны с качеством сиюминутного выступления, скорее, они касаются антуража, всего того, что было вокруг сценического действа. Как и всякое более-менее культурное мероприятие, концерт – это шоу, в конце концов…  Кстати, что бы ни говорили так называемые консерваторы, сегодня шоу (в том числе в музыкальной классике) – это необходимость, скромность не украшает, она просто выглядит бедно и не соответствует требованиям современной массовой культуры. Наверное, если включить фантазию и желание сделать что-то по-настоящему хорошо, то любой концерт можно сделать значимым событием, маленьким моноспектаклем. Это не требует больших затрат, просто немного внимания и заботы об артисте, чтобы ему хотелось играть на этой сцене, чтобы он выходил и его глаз радовался окружающему, создавая необходимый настрой для зажигательного, яркого выступления. Ведь есть же у нас, например, концертная служба театра «Астана Опера», «Дегдар» с «JTI» и множество других организаций, которым не все равно, как чувствует себя артист, как смотрится сцена… Так почему же их опыт не перенять специально ориентированным структурам, работа которых и есть собственно концерты? А пока скажем спасибо всем, кому все это небезразлично. Спасибо! А самое главное – лед тронулся, ура!


Автор: Арман Тлеубергенов

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры