Турсынбек Нуркалиев

dc1094cb4be2f7e5c9d30113e7e1de38Чтобы добиться успеха в балете, нужно пройти через непомерные физические нагрузки и эмоциональное напряжение

Традиционно поклонники балетного искусства восхищаются русской балетной школой – Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге признанные «эпицентры» в этой сфере. Наверное, именно поэтому у многих складывалось впечатление, что отечественная балетная школа не заявила о себе на весь мир, потому как мало известна. Но это лишь на взгляд человека непросвещенного. Шанс убедиться в обратном появился у нашей публики благодаря премьерным спектаклям в новом театре «Астана Опера», где казахстанские артисты продемонстрировали высокий профессионализм. Это в равной степени относится к артистам оркестра, оперы и балета. Об отечественной школе балета корреспонденту «Страны и Мира» в эксклюзивном интервью рассказал художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера», известный артист, балетмейстер Турсынбек Нуркалиев.

– Турсынбек, расскажите, что привело вас в балет?

– Пришел в театр в 1970 году и, как говорится, в нем остался. С одной стороны, благодаря любви к этому виду искусства, а с другой – люди, которые меня окружали, помогали мне в моем становлении, направляли.

Очень признателен всем, кого встретил на своем творческом пути. Спасибо, что поверили в меня юного, полного амбиций. Безусловно, для достижения результата нужно много работать, как и в любой другой профессии. Артисту балета для становления необходимы годы, минимум десятилетие. Это очень кропотливый труд, требующий непомерно больших физических нагрузок и эмоционального напряжения. И если через все это успешно пройти, тогда действительно можно стать настоящим артистом.

ad5a4d1a9a326d125a16175ccb620656

– Судя по всему, балетная труппа «Астана Опера» состоит именно из таких артистов?

– Это на самом деле так. Ведущие артисты балета «Астана Опера» Мадина Басбаева, Таир Гатауов, Рустем Сейтбеков, Гаухар Усина, Сержан Кауков, Бауржан Мекембаев, Анель Рустемова, Асель Шайкенова и, конечно же, молодая наша прима Айгерим Бекетаева. Все они, безусловно, талантливы и заслуживают уважения благодаря своему труду и преданности делу.

– Кстати, это ведь вы привели Айгерим в театр и стали для молодой балерины «крестным отцом», открыв для Казахстана новую звезду?

– Да, я заметил ее на годовом отчетном концерте хореографического училища. Что в ней поразило – ее линии рук и ног, потрясающая пластика. Увидев ее за кулисами, я подошел и предложил работать в театре имени Куляш Байсеитовой. Для девушки это было неожиданным и радостным событием.

– И вы не ошиблись в Айгерим. Мы знаем, что Бекетаева в этом году получила престижную премию на одном из самых известных конкурсов балета в Варне. 

– Ее победа стала большим признанием заслуг казахстанской балетной школы. Помимо этого Айгерим стала лауреатом международного конкурса артистов балета «Молодой балет мира», в жюри которого был Юрий Григорович. Также дорогого стоит и мнение об Айгерим мэтра Юрия Николаевича, которое он высказал после премьеры «Спящей красавицы» в «Астана Опера», где Бекетаева танцевала Аврору. С нескрываемым восхищением он отметил: «Это ваша казахская Захарова! Это был ошеломляющий успех – в новом здании театра потрясающе исполненный спектакль!»

– Не вскружит голову молодой артистке успех, как это нередко бывает?

– Думаю, что нет. Айгерим очень добрый и скромный человек. И еще, кроме таланта, у этой девушки большое трудолюбие. Она не боится работать. Трудится с утра и до вечера. Несомненно, у нее очень светлое профессиональное будущее!

– Остается только порадоваться за Айгерим и поздравить казахстанский балет. Турсынбек, зрители сегодня ждут от артистов нового театра спектаклей, премьер. Над чем сейчас трудитесь?

– Работаем над спектаклем «Роден» на музыку Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне. Ставит его выдающийся хореограф Борис Эйфман. Он использует уникальный пластический язык современного психологического балета. Для нашей труппы это очень интересная своей насыщенностью постановка. Другая подача, другой стиль.

– Потрясающе! 

– Параллельно мы работаем над второй премьерой – балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Ставит его Шарль Жюд, более 20 лет являвшийся звездой (этуаль) театра «Гранд Опера» (Париж), ныне художественный руководитель балетной труппы театра Бордо. Художником-постановщиком и художником по костюмам является звездный дуэт Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапины. Кто как не итальянские мастера могут воссоздать историю Ромео и Джульетты, передать исторический контекст в костюмах и декорациях.

– Театр «Астана Опера» со дня своего открытия взял очень высокую планку…

– Это так, и нам теперь нельзя ее опускать, чтобы не разочаровать в будущем своего зрителя. Предстоит много работать, совершенствуя свое мастерство. Тем более что для нас созданы такие великолепные условия! Здание «Астана Опера» оборудовано по последнему слову техники. Репетиционные залы, сцена оснащены на высочайшем уровне. Это очень помогает в работе. И все это работает на успех. Артисты театра очень благодарны и признательны Главе нашего государства за возможность работать в таких прекрасных условиях и за то, что в нас верят и поддерживают.

К слову, повторюсь, творческий потенциал артистов балета позволяет ставить самые сложные спектакли. Когда после премьеры «Спящей красавицы» Глава государства Нурсултан Назарбаев зашел за кулисы и спросил у Юрия Григоровича о том, смогут ли наши артисты балета выступать на сцене Большого театра, мэтр ответил утвердительно: «Еще как смогут!»

962402f1346b8dd1cc5fcf54fbae63d5

– И в этом нет сомнений.

– Совершенно верно. В балетную труппу «Астана Опера» после конкурсных отборов приняты очень способные молодые артисты балета, профессионалы своего дела. И сегодня два ассистента режиссера, которые ставят «Роден», просто в восторге от них. Не устают повторять: «Какая труппа!» Конечно, это очень приятно и ко многому обязывает.

– А что такого особенного в казахстанском балете, что приводит сегодня в такой восторг корифеев балетного искусства?

– Казахстанский балет основан на русской балетной школе и привнес в нее неповторимый национальный колорит. Все 13 лет со времени создания театра оперы и балета в Астане артисты накапливали опыт, оттачивали свое сценическое мастерство. И сегодня мы рады видеть наши успехи.

Возьмем, к примеру, легендарный балет «Половецкие пляски» в постановке Михаила Фокина. Создается впечатление, что много лет назад он был поставлен специально для казахстанских артистов балета. Они гениально передают на сцене темпераментный характер половцев! Когда труппа была на гастролях в Будапеште в рамках фестиваля «Русские сезоны» наши артисты во втором отделении концерта исполнили «Половецкие пляски». Зрители были в восторге!

25a29337c0472a7a8be18e1b270167c8

– Надо полагать, и сегодня молодым артистам балета в новом театре «Астана Опера» работать очень интересно?

– Шанс трудиться в таком потрясающем театре нас всех сегодня вдохновляет и окрыляет. И мы готовы «взлететь», поднимаясь к новым вершинам в творчестве. Более того, сюда сегодня возвращаются наши артисты, которые уехали из страны работать за рубеж несколько лет назад. Это говорит о многом. И если они пройдут конкурс, то будут приняты в труппу.

– Судя по успеху балетной труппы, которой вы руководите, внутри коллектива у вас полная гармония? 

– Ведь я сам через все это проходил, поэтому хорошо чувствую ребят, стараюсь помочь им проявить свой талант. Безмерно рад тому, что на сцене они действительно раскрываются. Могу быть иногда строгим, но в меру, понимая, что ранить творческого человека легко. Я как старший коллега и руководитель всегда стараюсь поддержать их.

– Вы сегодня много работаете. Нелегко приходится? 

– Балет – это большой и напряженный труд. До конца года надо поставить два спектакля. Но когда работа завершена и зал взрывается овациями после спектакля, все безмерно счастливы. Мы будем стараться оправдать оказанное нам доверие и радовать зрителей своим творчеством.

Автор: Мария ИВАНОВА, Астана

Источник: http://www.sim.kz/interviews/view/31040

Генеральный партнер