Театр Astana Opera завершил свой первый сезон / http://www.kazpravda.kz/

preview-imageСвой первый сезон Государственный театр оперы и балета Astana Opera завершил показом высокой классики – «Лебединого озера» П. Чайковского.

За календарный год (а в июле 2013-го театр открывался тоже шедевром П. Чайковского – «Спящей красавицей» в редакции легендарного балетмейстера Юрия Григоровича) балетная труппа представила 5 спектаклей – это очень серьезный результат, который достигнут, по словам главного балетмейстера Турсынбека Нуркалиева, благодаря слаженной работе всех служб театра. На всех премьерных показах был аншлаг, дважды балеты Astana Opera посещал Глава государства и дал высокую оценку работе артистов и театра в целом.

Репертуар балетной труппы составляют разноплановые спектакли – кроме «Спящей красавицы» это «Спартак» А. Хачатуряна, «Роден» Б. Эйфмана, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Лебединое озеро» П. Чайковского. Артистам интересно и полезно работать в разной стилистике с разными постановщиками – выдающимися российскими мастерами Ю. Григоровичем и Борисом Эйфманом, известным французским хореографом Шарлем Жюдом, заслуженными деятелями Казахстана Турсынбеком Нуркалиевым и Галией Бурибаевой.
О последней премьере сезона – балете «Спартак» – было много восторженных откликов. Один из них дал Временный Поверенный в делах США в Казахстане Джон Ордвей, который сам когда-то выходил на сцену. Дипломат признался Турсынбеку Нуркалиеву, что наш театр сегодня имеет силу притяжения: сюда хотят попасть и артисты, и публика. Он рад прийти на любой спектакль, даже если его уже видел.

Astana Opera принимал и первые большие гастроли – пять вечеров на его сцене шел балет «Дон Кихот» знаменитого миланского театра Ла Скала. Руководитель его балетной труппы Махар Вазиев с супругой – народной артисткой России Ольгой Ченчиковой – были поражены тем, как бережно здесь сохраняются каноны классического танца. Они посмотрели оркестровую репетицию «Лебединого озера» и, впечатленные па-де-де в исполнении Айгерим Бекетаевой и Еркина Рахматуллаева, сразу предложили им 30 и 31 октября будущего года принять участие в гала-концерте «Звезды мирового балета» в рамках ЭКСПО-2015 в Милане.

Высокий уровень наших артистов оценил также Борис Эйфман, пригласивший Айгерим Бекетаеву исполнить партию Камиллы в балете «Роден» на гастролях своего театра в Будапеште и Лондоне. А на днях вернулась из Франции другая ведущая солистка Astana Opera – Мадина Басбаева. В трех спектаклях театра Бордо она станцевала партию Китри в «Дон Кихоте», а в ноябре ей была доверена премьера «Ромео и Джульетты».
Также со своим партнером Таиром Гатауовым Мадина участвовала в гала-концерте «Звезды мирового балета XXI века» в парижском театре Champs-?lys?es. Участие в традиционном летнем фестивале «Опералия» наряду со звездами мирового балета – тоже показатель уровня мастерства казахстанских танцовщиков. Astana Opera достойно представляли Айгерим Бекетаева, Таир Гатауов, Еркин Рахматуллаев и Жандос Аубакиров.
Словом, итоги первого сезона балетной труппы радуют, как и заранее раскупленные билеты на «Лебединое озеро». Тот, кто не увидел спектакль в июле, уже сейчас приобретает их на 27 сентября. И такой интерес к этому балету не случаен, поскольку «Лебединое» – феномен мировой культуры.

Благодаря Чайковскому и Петипа был создан великолепный образ лебедя, с которым вот уже 137 лет ассоциируется искусство классического танца. Наши постановщики – заслуженные деятели РК Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева – с величайшим почтением отнеслись к великим мастерам хореографии, создавшим шедевр, – это Мариус Петипа, Лев Иванов и отчасти Александр Горский. В первом акте они дополнили вальс, сделали добавки в экосезе и ввели эпизод, который не шел раньше, – предчувствие любви Зигфрида на очень красивый «Музыкальный момент» Чайковского. Включили забытые танцы, которые поставил еще сам Мариус Петипа, но уже в новой версии – неаполитанский, венгерский и русский, а в четвертом появилось адажио Одетты и Зигфрида после того, как он нарушил клятву.

Автор потрясающей сценографии 84-летний маэстро Эцио Фриджерио на пресс-конференции перед премьерой сказал: «В этом городе фантастическая труппа. И поэтому мы довольны, что имеем дело с таким балетом, который работает на одном уровне с тем, что мы делаем». Декорации Эцио и костюмы Франки Скуарчапино – самостоятельные произведения искусства, которые публика оценивает сразу, как только открывается занавес.

Но еще раньше начинает звучать волшебная музыка Чайковского. Дирижер – заслуженный деятель РК Айдар Абжаханов рассказал, что первый раз дирижировал «Лебединое озеро» почти 20 лет назад студентом Ленинградской консерватории, это был спектакль Оперной студии. С тех пор он видел его в разных городах и странах, в том числе – в лондонском Ковентгардене, в миланском Ла Скала, в гамбургской постановке знаменитого Джона Ноймайера… «Но у нас своя версия, – говорит Айдар, – потому что музыка Чайковского – богатейшая, и разные постановщики используют разный музыкальный материал. Мы старались представить зрителям яркие фрагменты, которые не идут в других театрах».

Премьеру весной танцевали Айгерим Бекетаева с Таиром Гатауовым и Гаухар Усина с Рустемом Сейтбековым. На закрытии сезона Айгерим вышла с новым партнером – Еркином Рахматуллаевым, а завершившего карьеру танцовщика Рустема Сейтбекова (он теперь педагог-репетитор) заменит опытный Таир Гатауов. По словам Айгерим, главная сложность ее партии – создание контрастных образов черного и белого Лебедя: одна нежная, хрупкая, другая – коварная и хитрая. И если Одетта совершенно точно «ложится» на характер, физику и пластику Айгерим, то ее Одиллия от спектакля к спектаклю меняется – образ из приземленного становится более обобщенным, поднимается до философского осмысления добра и зла. Каждая из великих балерин предлагала свое прочтение этой роли, и Айгерим тоже находится в поиске «своей» Одетты-Одиллии.

Молодой артист Еркин Рахматуллаев легко справляется с техническими сложностями партии, демонстрируя уверенные вращения и прыжки. Под аплодисменты танцует партию Шута Арман Уразов. Бауржан Мекембаев, похоже, специализируется на отрицательных героях: в «Спящей красавице» страшила его Фея Карабоз, а в «Лебедином озере» он убедительно изобразил злого гения Ротбарда.

Асель Шайкенову и Анель Рустемову хочется назвать великими труженицами. В первом акте они танцуют сложное па-де-труа с Сериком Накыспековым, выступают в четверке Больших лебедей, участвуют в полонезе и экосезе, по очереди исполняют Русский танец, а на поклоны выходят в белых пачках, как артистки кордебалета… И работают красиво и точно. Анель Рустемова после Русского танца совершенно заслуженно слушала овации зала. Запоминаются зажигательный Неаполитанский танец Марики Китамура и Серика Накыспекова, горделиво-церемонный Венгерский Марии Цай и Жанибека Иманкулова, а также темпераментные «испанцы» – Алия Айтбаева, Гульнур Кайсарова и Рахметулла Науанов.

Без хорошей работы кордебалета «Лебединое озеро» теряет смысл, поэтому ровные линии печальных подруг Одетты и веселые танцы на балах создают тот контекст, ту атмосферу, которые необходимы для главного рассказа о любви, заблуждениях и верности.

Конечно, после спектакля были цветы и долгие аплодисменты благодарных зрителей. А когда занавес закрылся, артисты по традиции фотографировались. Как сказал директор театра Толеген Мухамеджанов, общий снимок – исторический, потому что успешно завершен самый первый сезон Astana Opera. Он пожелал всем хорошего отдыха.

А уже в августе начнется работа. Планов у молодого театра – громадье. И поклонники Терпсихоры с нетерпением ждут встречи с самой высокой поэтической формой музыкального театра – балетом.

Автор: Елена КУЗНЕЦОВА

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры