«СПАРТАК» — ШЕДЕВР НА ВЕКА

DSC_0162

Театр «Астана Опера» вновь порадовал любителей искусства новой масштабной постановкой — премьерой балета «Спартак». Эпико-героический балет на неувядаемую музыку Арама Хачатуряна в сценографии Симона Вирсаладзе для балетной труппы молодого театра стал настоящим событием, ведь произведение воплотил сам легендарный хореограф Юрий Григорович. Спектакль получился действительно монументальным, величественным – поставлен в лучших его традициях. Отмечу, что балет «Спартак» стал второй работой Ю. Н. Григоровича в «Астана Опера». В прошлом году открытие театра ознаменовалось его постановкой балета «Спящая красавица». Таким образом, премьерный ряд первого театрального сезона «Астана Опера» обрамляют работы великого хореографа, в планах которого — постановка в молодом казахстанском театре балета «Щелкунчик».

«Спартак» — это гениальный балет А. Хачатуряна со счастливой сценической судьбой. К созданию произведения композитор приступил в декабре 1941 года. По мнению композитора, в те особенно тяжёлые дни Великой Отечественной войны идея подвига и образ народного героя, гладиатора Спартака имели громадное значение: «Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Впервые балет «Спартак» был поставлен в 1956 году в Ленинграде на сцене театра им. Кирова (ныне Мариинский театр) балетмейстером Л.В. Якобсоном. Вслед за Ленинградом постановка «Спартака» состоялась на сцене Большого театра в Москве (балетмейстер И.А. Моисеев). Но наиболее успешным оказался спектакль Большого театра 1968 года, постановку которого осуществил выдающийся хореограф Юрий Григорович. Сегодня балет «Спартак» в его редакции признан классикой балетного искусства и включен в репертуар многих музыкальных театров.

В Казахстане знаменитый «Спартак» был поставлен на сцене ГАТОБ им. Абая в 1974 году. Это была совместная работа казахстанского балетмейстера Заурбека Райбаева (в редакции Ю. Григоровича) с автором музыки Арамом Хачатуряном. Первыми исполнителями главных партий балета «Спартак» были замечательные артисты, чьи имена сегодня вписаны в историю казахстанского балетного искусства – Рамазан Бапов, Зарема Кастеева, Людмила Рудакова, Эдуард Мальбеков. С тех пор балет о неустрашимом вожде рабов не сходит со сцены театра им. Абая.

С казахстанской премьеры балета «Спартак» прошло ровно 40 лет, и сегодня легендарный балет триумфально входит в репертуар молодого театра «Астана Опера». Три премьерных спектакля «Спартака» собрали под сверкающими сводами столичного театра многочисленную публику, ставшую свидетелем яркого и вполне заслуженного успеха, какой имела в эти июньские вечера балетная труппа «Астана Опера». Нужно отдать должное ее художественному руководителю Турсынбеку Нуркалиеву, репетиторам-педагогам, которые очень внимательно и чутко работают с артистами, особенно с молодежью, раскрывая их творческие личности, выявляя в начинающих артистах индивидуальность и природный потенциал.

Балет «Спартак» является примером органичного синтеза музыки, хореографии и живописи. Композитор, хореограф и художник в раскрытии идеи произведения выступают здесь как единомышленники. Достоинство постановки «Спартака» Ю. Григоровича — в художественной целостности спектакля, ее полноценной драматургии. Хореограф создал балет по собственному либретто, в основе композиции спектакля - крупные хореографические сцены, выражающие узловые моменты действия и чередующиеся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Для каждого персонажа постановщик придумал развернутую музыкально-хореографическую характеристику.

Ю. Н. Григорович создал и новую музыкальную редакцию. С согласия композитора, хореограф внес некоторые изменения в партитуру (купюры, перекомпоновка музыкального материала и т.п.). Такие переделки вызваны высшей творческой необходимостью и сделаны они для углубления драматургии спектакля и создания действенной хореографии. Музыка от этого только выиграла, раскрылась в своем подлинном звучании и глубине.

Музыка балета Хачатуряна поражает своей ослепительной яркостью, мелодическим богатством, стихией ритма, насыщенными гармоническими и оркестровыми красками. Но не эта красочная пышность является наиболее сильной стороной композиторской партитуры, а глубокий драматизм и психологизм, эмоциональная напряженность музыки. Эти же качества нашли свое выражение и в сдержанном художественном оформлении Симона Вирсаладзе. Его сценография созвучна трагедии. В декорациях господствует «мотив древнего серого камня», что придает всему оформлению строгость и суровость, оно как бы «умеряет» звуковую роскошь музыки.

Композитор называл музыку балета «хореографической симфонией». Действительно драматургию 3 актов балета можно условно рассмотреть как грандиозную симфонию с глубокой внутренней взаимосвязанностью частей цикла, с экспозицией противоборствующих образов и завязкой конфликта (1 акт, 1-4 картины), с огромной напряженной разработкой (5-11 картины) и, наконец, репризой и кодой (эпилог, 12 картина), венчающие все произведение. Номера балета связаны лейтмотивами и лейттембрами (для каждого образа композитор находит свой тембр, например, труба в характеристике Спартака, виолончель — Фригии, скрипки — тема любви Фригии и Спартака, саксофон — Эгины, тромбон – тема Рима и др.).

Многие десятилетия любители балета восхищаются хореографическим творением Ю. Григоровича, художника-новатора, создавшего шедевр на века. В его искусстве счастливо сочетается талант хореографа с мастерством режиссера. Один из критиков назвал его «драматургом балетного театра». Поистине, пьедестал Юрия Григоровича на вершине хореографии недосягаем!

На премьере балета тронуло и порадовало то, что все артисты балетной труппы «Астана Опера» искренне стремились, как можно глубже проникнуться в стиль хореографии Григоровича, постичь и передать зрителю с максимальной искренностью и цельностью замысел великого хореографа. В представлении царили мощь, динамика, сила и энергия, а главное, исполнительское неистовство и полная самоотдача всех артистов – от кордебалета до премьеров. На премьерных спектаклях «Спартака» оркестр звучал превосходно — ярко, объёмно. Дирижеры-постановщики Карен Дургарян из Армении и дирижер «Астана Опера» Айдар Абжаханов сумели добиться стилистической, интонационной и ритмической точности,  разнообразия звучания.

Конечно, успех спектакля зависел, прежде всего, от исполнителей главных партий. В музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующего инструмента с оркестром, Ю. Н. Григорович в шутку говорил, что его постановка «Спартака» — это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.

В разные дни премьеры исполнителями партии Спартака были Бахтияр Адамжан и Досжан Табылды, Красса — Таир Гатауов и Арман Уразов, Фригия — Мадина Басбаева, Эгина – Гаухар Усина и Асель Шайкенова. Все они яркие солисты, обладающие хорошей школой, стабильны, сценичны, о них можно с уверенностью сказать, что они — достойная смена корифеям отечественного балетного искусства. Мастерство вышеназванных артистов было отмечено мудрым, проницательным маэстро Юрием Григоровичем, утвердившим именно их для участия в премьерных спектаклях. Поскольку автор данной статьи была не на всех спектаклях, то и свои впечатления изложит не обо всех исполнителях.

Для молодого солиста балетной труппы Бахтияра Адамжана партия Спартака стала первой серьезной ролью. Бахтияр старательно воплощал на сцене стилистику танца, пластические находки и все психологические нюансы замысла Ю. Григоровича, оживляя образ своей харизмой и победительной молодостью. Перспективный виртуоз Б. Адамжан продемонстрировал силу, темперамент, выносливость, мощные поддержки, особенно потрясли поддержки над головой, которые надо делать на одной вытянутой руке. И казалось, что он танцует без усилий. Танцор с легкостью выполнял фантастически сложные высокие прыжки, да так, что весь зал только и успевал ахать. Понятно, что такая легкость дается многолетней, постоянной тренировкой. Техника, музыкальность, актерское чутье, не по-юношески атлетический торс исполнителя, щетина, мастерски нарисованная гримерами, помогли молодому артисту создать мужественный образ бесстрашного предводителя восстания рабов.

Таира Гатауова мы знаем, благодаря его утонченному и поэтичному облику, его элегантным манерам, как лирического, романтического героя сцены. Совсем другим предстал Гатауов в роли Красса. Он превосходно сумел перевоплотиться в холодного и надменного военачальника. Видно, что солист вложил в создание образа весь свой актерский опыт, весь темперамент и пыл. Красс воспринимается как символ мирового зла, а железная поступь его войска вызывает ассоциации с фашистским нашествием. Подобная ассоциативность заложена почти в каждой сцене спектакля.

Балет «Спартак» с суровой сценографией С. Вирсаладзе – конечно мужской, можно сказать, брутальный спектакль. Еще советский театральный критик Б. Львов-Анохин так писал о балете: «… «Спартак» — представляет собой торжество, триумф героического мужского танца». Отрадно было наблюдать, насколько силен мужской состав балета «Астана Опера». Тем ярче выделились женские образы – Фригии и Эгины. Последнюю великолепно станцевала Гаухар Усина. Монолог соблазнительной героини под звуки саксофона был передан с мягкой кошачьей грацией. Образ коварной Эгины является движущей силой действия, ведь она расчетлива, в ее планах — покорить и подчинить себе Красса и превратиться из куртизанки в знатную особу. Эгина в спектакле играет и роковую роль: в лагере Спартака она разлагает восставших гладиаторов, что приводит Спартака к поражению. Триумф куртизанки оборачивается трагедией для Фригии. Гаухар Усина продемонстрировала свое актерское мастерство, показала в своих танцах столько живого темперамента и вместе с тем столько хореографической мягкости.

Невозможно удержаться, чтобы не сказать несколько слов о Мадине Басбаевой, исполнившей роль Фригии. С каждым разом эта артистка совершенствуется и с новой властью овладевает зрительным залом. На премьере «Спартака» не было зрителя, которого не захватила бы игра М. Басбаевой. Танец ее отточен до совершенства; самые сложные технические трудности она исполнила элегантно, без малейших видимых усилий. Ошеломляют ее стабильные прыжки, вращения, конечно же, фирменный знак танцовщицы - пуантный, мелкий перебор на пальцах.

В тот вечер премьеры на сцене не было Мадины; была Фригия, безвольная рабыня, терпящая унижения, трогательная, искренняя в своей любви девушка, глубоко скорбящая женщина, потерявшая любимого человека. Каждый ее выход на сцену – это небольшая хореографическая поэма. В чем же секрет притягательной силы этой артистки, способной создавать неповторимый художественный образ, трогающий сердца зрителей? Думаю в гармонии, слиянии в одно целое отдельных граней ее личности: удивительная музыкальность, обаяние, милая природная грация, техническое совершенство и, конечно же, трудолюбие и упорство. Но не только … Здесь нужно говорить о таланте балерины во всем его объеме! Талант Мадины Басбаевой – вне всяких сомнений и сравнений…

Хочется отметить, роль кордебалета в постановке, активно участвующий в музыкально-сценическом действии. Блестяще станцевали трех пастухов Серик Накыспеков, Арман Уразов, Еркин Раматуллаев, с особым темпераментом и страстью исполнили мимов Фарух Садыркулов, Бостан Кожабеков, Санжар Аубакиров, Бахытжан Талгатулы.

В завершении хочется сказать, что во время спектакля публика не скрывала своих эмоций, чутко реагировала за происходящим на сцене. А после спектакля еще долго аплодировала артистам, всему шедевру Юрия Григоровича. Премьера балета «Спартак» принесла настоящий триумф артистам балетной труппы, оркестру, всей художественно-постановочной группе профессионалов. Приятно было наблюдать за счастливыми глазами и улыбкой артистов балета во время их выходов на поклоны, как они купались в восхищенных овациях публики. Ради этих минут стоит творить, работать каждый день до изнеможения!

Успех премьеры (как это не банально звучит), конечно, в великой силе искусства! Только настоящее, искреннее, которое идет непосредственно от сердца к сердцу, способно так волновать людей, пробуждать переживания, благотворно влиять на душу. Только истинное искусство может вызвать такую восторженную реакцию благодарных зрителей.

Маржан Жакенова

Photo: Copyright © Astana Opera, 2014
Photographer: Karla Nur

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры