Роковые страсти на оперной сцене © Вечерняя Астана © www.vechastana.kz

Строптивая и необузданная «Кармен» Жоржа БИЗЕ  впервые появилась на сцене театра «Астана Опера». Главная оперная премьера сезона  вызвала настоящий ажиотаж среди столичных меломанов — билеты были раскуплены вмиг.  За более полуторавековую историю постановок шедевр французского композитора прочно вошел в топ-лист самых популярных и… самых заштампованных опер. Ее не раз пытались переделать, представляя самые авангардные варианты, однако в столице постановщики решили вернуться к классическому исполнению.  По их словам, время авангардных постановок этой оперы, похоже, закончилось. Теперь в тренде — классическое прочтение. Главным козырем новой постановки стало исполнение партитуры «Кармен» в оригинальной авторской версии с динамичными речитативами героев. Подлинное видение произведения французского композитора воплотила казахстанско-итальянская постановочная группа во главе с режиссером Лоренцо АМАТО и дирижером Аланом БУРИБАЕВЫМ.  Впрочем, без изюминок не обошлось — на сцене гарцевали живые лошади, а колоритный испанский танец был представлен в виде красочной видеографики.  Блеск и остроумие — Для французских композиторов Испания была некой дикой, необузданной экзотической страной. А сегодня вряд ли найдется человек, который не знает знаменитых «хабанеры» или «куплетов тореадора». Я постарался придать музыке необходимую легкость, блеск и остроумие, заложенные в партитуре, — говорит дирижер Алан Бурибаев.  Постановка переносит зрителей в Севилью середины XIX века. Костюмы и декорации приближены к испанскому колориту времен Бизе. Над ними трудились сценограф Эцио ФРИДЖЕРИО и художник по костюмам лауреат премии «Оскар» Франка СКУАРЧАПИНО. К слову, легкие хлопчатобумажные ткани для 400 костюмов привезены из Италии.  — «Кармен» — сложная опера, которая предусматривает большую смену декораций. Здесь задействовано большое количество людей, хора, солистов. «Кармен» для каждого режиссера является вызовом, — признался режиссер Лоренцо Амато. Немного истории Создана опера по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Премьера состоялась в Париже в театре «Опера Комик» 3 марта 1875 года и вызвала скандал. Пожалуй, самый  крупный в истории оперного искусства. Революционность оперы Бизе во многом заключалась в ее легкомысленности. Публика была не готова к сюжету о простолюдинах, распутных девушках и контрабандистах, ведь до того героями опер были исключительно знатные аристократические особы.  «Кармен» была освистана, а ее автор Жорж Бизе, потрясенный провалом, всю ночь бродил по Парижу. Прогулка стала для него роковой: композитор подхватил сильную простуду и умер через три месяца. История «Кармен» могла тогда же и закончиться, однако близкий друг композитора Эрнест Гиро, написавший к опере речитативы,  сумел уговорить руководство театра еще раз поставить этот спектакль. В итоге «Кармен» стала одним из самых знаменитых оперных произведений. Роковая или дерзкая?  Опера исполняется на французском языке. Исполнительница партии Кармен Дина ХАМЗИНА призналась, что старательно изучает французский, доводя свою партию до совершенства.  Цыганка Карменсита в исполнении Дины Хамзиной и Татьяны ВИЦИНСКОЙ вышла своенравной, дерзкой. Главная героиня в этой постановке отнюдь не роковая женщина, скорее, она девушка, которая ищет любовь — чистая, искренняя, порой резкая.  — Самое главное в образе Кармен — показать ее внутреннюю свободу и необузданный темперамент. Она дикая, немного похожа на капризного ребенка. Я по натуре совсем другой, более сдержанный человек, и мне, как актрисе, интересно петь партию такой яркой цыганской красавицы, сводившей с ума мужчин, — говорит исполнительница главной роли.  История о свободе Хозе в исполнении румынского тенора Мариуса ВЛАДА и солиста Башкирского оперного театра Артема ГОЛУБЕВА разрывается между любовью, солдатским долгом и сыновьим  долгом  и предс-тает фигурой сколь трагической, столь и близкой, знакомой каждому мужчине. Их финальный дуэт с Кармен становится образцом запредельного эмоционального накала в опере. — Чтобы глубже изучить эту роль, мне пришлось познакомиться с людьми из тех мест, в которых по истории Проспера Мериме родился Хосе. Вступая в конфликтные ситуации, эти люди достают нож не думая. У Бизе в отличие от литературного первоисточника, который трактует Хозе как решительного, страстного человека, оперный герой мягче, добрее, — признался исполнитель роли Хозе Мариус Влад.  Исполнитель роли Эскамильо Сундет БАЙГОЖИН увидел в этой легенде о роковой любви историю о свободе.  — Я невероятно счастлив, что мне была дана возможность снова прожить с этой музыкой какое-то время, попытаться понять ее, каждый день открывать в ней что-то новое в суждениях, поступках и, главное, во взгляде на мир. Эта опера о любви и страсти в ее свободном проявлении, — отметил он. Дана Аменова

Источник: http://vechastana.kz/kultura/1008528-rokovye-strasti-na-opernoy-stsene-/ Вечерняя Астана © wwww.vechastana.kz

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры