Разговор о душе © liter.kz

Разговор о душе

На днях на сцене Большого зала театра «Астана Опера» при полном аншлаге прошла премьера знаменитого балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Балетмейстером-постановщиком выступила народная артистка России, художественный руководитель балета «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова.

Обращение к классическому репертуару, как показывает практика, всегда себя оправдывает. На то она и классика, чтобы всегда быть востребованной. И тема, которую поднимает «Дон Кихот», сегодня очень актуальна. Объясняется все просто: в нашем нестабильном мире, полном вызовов и опасностей, человек обращается внутрь себя, и там старается найти опору, островок тишины. А в этом балете, как говорит исполнитель заглавной роли, в центре внимания– душа рыцаря печального образа.

 

Балет Людвига Минкуса был поставлен по всем известному одноименному роману Мигеля Сервантеса. Этот, ставший классикой, литературный шедевр был источником вдохновения для многих творческих личностей, побуждая их создавать оперы, кинофильмы, мультипликационные фильмы и другие работы. Особенно полюбила публика балет на музыку Людвига Минкуса. Его премьера состоялась в Большом театре в Москве 14 декабря 1869 года в постановке легендарного балетмейстера Мариуса Петипа.

И астанинскому зрителю было от чего прийти в восторг. Никого не оставил равнодушным сам по себе увлекательный сюжет, приправленный зажигательной музыкой. Блестяще исполненные темпераментные испанские танцы восхитили и заворожили публику. И все это, в обрамлении колоритных декораций и профессионально выставленного света, доставило зрителя истинное эстетическое наслаждение.

Бессмертный балет «Дон Кихот» состоит из двух актов. Над его созданием трудилась казахстанско-итальянская творческая группа и российские коллеги. Все они – настоящие корифеи своего дела. Это дирижер-постановщик Арман Уразгалиев, итальянские художники Эцио Фриджерио, Франка Скуарчапино, Серджио Металли и Якопо Пантани. Ассистенты балетмейстера-постановщика – заслуженный артист России Константин Заклинский и Елена Шерстнева. Ассистент художника по костюмам – Асель Досмуратова.

По сюжету главный герой постановки Дон Кихот, будучи увлечен романами о рыцарях, в компании со своим оруженосцем Санчо Панса отправляется в путешествие по Испании. В один из дней он появляется на площади Барселоны, где в то время кипят нешуточные любовные страсти. Там он вмешался в судьбу молодых влюбленных – Китри и Базиля. Отец Китри, трактирщик Лоренцо хотел выдать дочь замуж по расчету за дворянина Гамаша. Однако красавица отдала свое сердце цирюльнику Базилю. Дон Кихот помог молодым влюбленным, настояв на женитьбе Китри и Базиля. И строгий Лоренцо согласился и благословил молодых на брак.

В балете за два премьерных дня зритель увидел великолепную игру заслуженных деятелей Казахстана Мадины Басбаевой и Гаухар Усиной в роли Китри. Балетную партию Базиля исполнили Бахтияр Адамжан и Арман Уразов. Роль странствующего рыцаря Дона Кихота сыграл Жанибек Иманкулов. Бостан Кожабеков предстал на суд зрителя в образе веселого Санчо Панса. В постановке также заняты артисты Жанадил Бейсембиев, Асель Кусаинова, Молдир Шакимова, Анастасия Заклинская, Айдыс Саая, Бауржан Мекембаев, Жанибек Ахмедиев, Рахметулла,  Асель Шайкенова, Анель Рустемова, Гульзира Жантемир.

На создание спектакля ушел месяц активной работы почти всего творческого коллектива театра.

По мнению Алтынай Асылмуратовой, балетный спектакль получился очень ярким и насыщенным.

– Мы отталкивались от последней редакции 1941 года, что была поставлена в Мариинском театре. Этот спектакль не совсем похож на тот, что сегодня идет в Петербурге. У нас совершенно другое оформление. Постановка рассчитана на большую труппу. Такие театры, как «Астана Опера», могут себе это позволить. Здесь много перемен, быстрых переодеваний. Хотелось сделать все органично. И когда поднимается занавес, зрители видят новую картинку, – посвятила в подробности балетмейстер-постановщик. – «Дон Кихот» ставился нами в рекордные сроки, хотя объем работы большой. Сложность состояла в том, чтобы приспособиться технически, ведь использовано много бутафории, видео-проекции и анимации, которые просто потрясающи! В таких постановках, казалось бы, нет драм, трагедий. Непросто было добиться, чтобы все сцены были живыми. В каждом уголочке сценического пространства много пантомимы, от которой также зависит качество спектакля. Использованы исключительно красивые стилизованные костюмы, над которыми работала художник по костюмам из Италии Франка Скуарчапино. Мы привыкли к немного другим, но она часто наши взгляды ломала и убеждала, что права. В итоге костюмы получились действительно замечательные.

А вот что говорят сами исполнители балетных партий.

– В центре внимания моего героя душа, – говорит Жанибек Иманкулов. – Погрузившись в свои фантазии, Дон Кихот выглядит чудаковато, но именно этим состоянием автор хочет сказать нам, что мы нематериальны в этом материальном мире. Хореограф поставил передо мной задачу – раскрыть внутренний мир Дон Кихота. С ним произойдут множество интересных историй. Он увидит фантастический сон. Что касается хореографии, то у меня простая партия, здесь нет замысловатых движений. Языком тела, мимикой мне нужно создать Рыцаря печального образа.

По словам Мадины Баспаевой, она танцует партию Китри не первый раз.

– Я благодарна руководству театра за доверие. Думаю, каждый исполнитель должен заслужить такую роль. Мы много работали. В эмоциональном плане спектакль дался мне легко, потому что образ героини мне близок. Я такая же открытая, веселая, как Китри, – откровенно заявила Мадина. По мнению Алтынай Асылмуратовой, в этой роли Баспаева была в своем амплуа.

Что же касается музыкального оформления, как сказал дирижер Арман Уразгалиев, действие происходит в Испании, поэтому музыка насыщена колоритными национальными ритмами и мотивами того времени. А как отметил сыгравший Базиля Бахтияр Адамжан, сам он очень похож на этого озорного, веселого парня.

– Мне просто надо было быть самим собой. Думаю, Базиль, как все молодые люди, – человек настроения. В спектакле зритель не увидел его серьезным или злым. Он легкий. Все мы радуемся, смеемся, но временами и печаль охватывает. В образе Базиля – яркие эмоции, которые нужно передать. В этом мне помогает личный жизненный опыт: вспоминаю моменты, как ухаживал за своей супругой, – рассказал о работе над ролью артист.

– «Дон Кихот» – это в своем роде уникальный спектакль, – отметил первый заместитель директора театра Толеубек Альпиев. – Только костюмов было сшито 240, некоторые ткани для них закупали за рубежом. Декорации изготавливали в Астане, Алматы и часть – в Италии. У этого спектакля своя эстетика, сказался европейский подход постановщиков. Оригинально выполнена видеоинсталляция. Этим веселым, задорным балетом мы хотели принести радость зрителям.

 

Татьяна КАЗАНЦЕВА,

фото Карлы НУР,

Астана

 

Генеральный партнер