Осторожно, в балете мыши!

Хореограф-легенда – Юрий Григорович снова в «Астана Опера». «Щелкунчик» — уже третий спектакль маэстро, который будет ставиться в столичном театре. Признанные шедевры мировой хореографии «Спящая красавица» и «Спартак» в его постановке имели огромный успех у казахстанской публики, мы уверены, что и балет «Щелкунчик» — любимая миром завлекательная феерия с глубоким философским смыслом, обязательно заслужит высокие оценки нашего зрителя. Премьера ждет жителей и гостей столицы 25, 27, 28, 30, 31 декабря.

1

_DSC4395

В основе либретто к балету лежит переложение сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», созданное в 1844 году Александром Дюма-отцом. Суть такова: на детском рождественском балу маленькая Мари получила в подарок игрушки. Из них ей больше всего понравился Щелкунчик, разгрызающий деревянными челюстями орехи. Ночью Мари видит, что на игрушек с боем идут мыши, а защиту игрушек возглавляет Щелкунчик. Вступаясь за любимца, Мари бросает башмачок в короля мышей, Щелкунчик-Принц наносит им последний удар. Герои танцуют и веселятся, празднуя победу над мышиным войском. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца… Но что случилось? Мари просыпается в знакомой комнате. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Это был всего лишь волшебный сон…

Говоря словами критиков, «в мировой музыкальной литературе нет примера, отвечающего процессу созревания души у девочки, играющей в куклы, до первых зорей любви сквозь мечты о храбром, мужественном герое – процессу «воспитания чувства»».

Все переживания героини переданы в гениальной музыке выдающегося композитора П.И. Чайковского, грандиозность его музыкальной работы требует колоссальных воплощений в танце. Нужно отметить, что именно Юрию Григоровичу удалось точно понять и передать это глубокое произведение. Отдельные номера, созданные им, вызывают огромные эмоции, как у взрослых, так и у детей: танец снежинок, создающий фантастический образ молчаливой зимней природы, комедийный китайский танец «чай» и танец «кофе». 

_DSC4003

В «Астана Опера» в подготовке к сказочной новогодней премьере готовятся все службы, начиная от декорационного цеха и заканчивая техническим отделом. Бутафоры наносят последние штрихи, при этом шутя, что спектакль обещает быть снежным. Пятьдесят пар снежинок из капроновой сетки на тонкой металлической основе создадут на сцене иллюзию снегопада.

_DSC4009

_DSC4017

_DSC4019

2

Но и это не все, в арсенале бутафоров есть еще непростой барабан, светящийся изнутри, а сделан он из очень прочного материала так, чтобы балерина смогла на нем не только устоять, но и выполнить определенные движения.

_DSC4021

Полностью перенесенная постановка из Большого театра, премьера которой прошла с большим триумфом 12 марта 1966 года, совсем скоро удивит столичную публику своей масштабностью и красочностью. Кораблик на тросах, пушка большая и малая, хлопушки, барашки, веера, 22 парика, около 200 костюмов, демонстрирующих яркую богатую цветовую палитру. Сценография народного художника СССР, Лауреата Ленинской, двух Сталинских второй степени премий, лауреата Государственной премии Симона Вирсаладзе. О величайшем художнике говорят, что он «одевал танец».

_DSC4028

Артисты балета тщательно готовят свои партии.

_DSC4881

_DSC5101

3

Таир Гатауов вспоминает, что когда был еще ребенком, мечтал выйти на большую сцену в главной партии, но ученикам его возраста можно было танцевать только лишь в массовых сценах. Прошло время, и теперь он исполняет заглавную роль. – Несмотря на свою внешнюю легкость и сказочность, этот спектакль очень сложен, он требует от танцовщиков максимальной отдачи. Я буду исполнять роль Щелкунчика-Принца, которая предполагает большое количество поддержек, в течение двух часов ты находишься на сцене, словно «подъемный кран», — смеется Таир Гатауов.

Конечно, каждая балерина мечтает исполнить партию Мари (Бекетаева Айгерим, Басбаева Мадина, Усина Гаухар), но в этом балете есть очень яркие и запоминающиеся персонажи – Арлекин, Коломбина, Черт и Чертовка, Испанские, Индийские, Китайские, Русские и Французские куклы.

_DSC4444

_DSC4465

Над этим спектаклем трудятся ассистенты хореографа-постановщика Юрия Николаевича Григоровича – Руслан Михайлович Пронин и Оксана Олеговна Цветницкая. Сам маэстро отрабатывает последние штрихи.

_DSC4493

_DSC4745

4

Около 20 лет назад сходить в канун Нового года на «Щелкунчика» было обязательным пунктом для московской элиты. При этом совсем не обязательно было быть экспертом в балете — главное, посетить «статусное событие». Особенно престижным считалось посмотреть «Щелкунчика» 31 декабря в Большом театре – с него начинался волшебный праздник. Надеемся, что и в «Астана Опера» этот спектакль обретет огромный успех.

_DSC4498

Специально для самых маленьких зрителей в театре сделали утренний спектакль, кроме того, ребятам приготовили подарки, которые они получат перед представлением.

_DSC5045 - Version 2

Photo: Copyright © Astana Opera, 2014
Photographer: Karla Nur

Генеральные партнеры

Спонсоры и партнеры