Опера «Богема»

НОВАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕДАКЦИЯ

Джакомо Пуччини

«Богема»

Опера в 4-х действиях

 

Либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики

по роману «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже

Премьера состоялась 1 февраля 1896 года в театре «Реджио» в Турине

Премьера в театре «Астана Опера» – 19, 20 апреля 2019

 

Дирижер-постановщик – Джузеппе Акуавива

Режиссер-постановщик – Андреа Бернард

Сценограф-постановщик – Эцио Фриджерио

Художник по костюмам – Франка Скуарчапино

Главный хормейстер – Ержан Даутов, Заслуженный деятель Казахстана

Дизайнер по проекциям – Серджио Металли

Художник по свету – Винченцо Рапони

Технический директор проекта – Виктор Караре

Хормейстеры детской студии – Алтынганым Ахметова, Айгерим Макибаева

Ассистенты режиссера-постановщика – Текла Гуччи, Еренбак Тойкенов

Ассистент сценографа-постановщика – Риккардо Масирони

Ассистенты художника по костюмам – Даниэль Бутар, Анна Верде, Арасель Досмуратова

Продолжительность – 2 часа 30 минут (с двумя антрактами)

Исполняется на итальянском языке

(сопровождается синхронными титрами на казахском и русском языках)

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Мими – Мария Мудряк /

Майра Мухамедкызы, Заслуженная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии РК /

Жаннат Бактай, Заслуженная артистка Казахстана /

Айгуль Ниязова, Заслуженный деятель Казахстана

Рудольф – Медет Чотабаев, Заслуженный деятель Казахстана /

Жан Тапин, Заслуженный деятель Казахстана

Мюзетта – Салтанат Ахметова, Заслуженный деятель Казахстана /

Альфия Каримова, Заслуженная артистка Башкортостана

Марсель – Сундет Байгожин, Заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК /

Талгат Мусабаев, Заслуженный деятель Казахстана

Коллен – Таир Тажи / Болат Есимханов

Шонар – Андрей Борисенко / Ержан Саипов

Альциндор – Армин Бабаян / Таир Тажи

Бенуа – Талгат Галеев / Магжан Аманжолов

Парпиньоль – Беимбет Танарыков / Рамзат Балакишиев

Таможенный сержант – Самат Жарылкасынов / Бахтияр Омаров

Студенты, гризетки, горожане, торговцы, официанты в кафе, дети и т.д.

ОРКЕСТР, ХОР, МИМАНС, ДЕТСКИЙ ХОР ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»

АРТИСТЫ СТОЛИЧНОГО ЦИРКА

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

События происходят в Париже

I ДЕЙСТВИЕ. Латинский квартал. Комната в фабричном здании

Художник и фотограф Марсель и поэт Рудольф выстраивают композицию для снимка. Рудольф позирует, но в рассеянии постоянно отвлекается, потому что думает о своей неоконченной трагедии.

В комнате очень холодно, и вдобавок друзья голодны, ведь денег на еду нет. Но они с юмором относятся к своим невзгодам, воодушевляясь мечтами и надеждами. Остывший камин растоплен трагедией Рудольфа.

Приходит философ Коллен, вконец окоченевший на улице, а за ним музыкант Шонар, которому удалось раздобыть провизии, вина и дров. Оживившись, все весело разыгрывают домовладельца, явившегося требовать квартирную плату, угощают его вином и, опьяневшего, выставляют из комнаты.

Юные друзья решают отпраздновать канун Рождества в кафе «Momus». Рудольф один остается дома, но обещает присоединиться к ним, когда закончит статью.

Слышится нерешительный стук в дверь. Это Мими, живущая по соседству, пришла попросить огня для потухшей свечи. Она на мгновение теряет сознание, и Рудольф помогает ей сесть на стул, предлагает бокал вина. Мими уходит, но тут же возвращается: она обронила ключ от своей комнаты.

Ее свеча гаснет на сквозняке, как и свеча Рудольфа; оба спотыкаются в темноте. Рудольф, не желая отпускать понравившуюся девушку, находит ключ и кладет его в карман. Он берет ее холодную руку и говорит о нелегкой жизни поэта. В ответ Мими рассказывает о себе. Друзья в нетерпении зовут Рудольфа. Он отвечает им, но смотрит на Мими, понимая, что не в силах расстаться с ней. Мими с радостью соглашается составить компанию Рудольфу. Уходя, они поют о своей любви.

II ДЕЙСТВИЕ. В Латинском квартале

Вечером накануне Рождества шумное оживление царит на улицах и площадях.

Рудольф с Мими, Марсель, Шонар и Коллен гуляют в праздничной толпе. Радуясь, что могут тратить деньги, они покупают рожок, трубу и чепчик. Шумно и весело рассаживаются за столиком в кафе «Momus».

В разгар пиршества появляется Мюзетта, бывшая подруга Марселя. С ней важный старик Альциндор, ее богатый поклонник. Мюзетта оставила Марселя: ей надоела жизнь богемы, но она любит его по-прежнему. А Марсель, желая отомстить возлюбленной за измену, делает вид, что не замечает ее. Мюзетту злит его деланное равнодушие, но присутствие Альциндора мешает ей. Наконец выход найден: Мюзетта притворяется, что ей жмет туфелька, и отсылает своего поклонника к сапожнику, чтобы тот починил. Альциндор уходит, а Мюзетта и Марсель с восторгом бросаются друг дугу в объятья.

В это время друзьям приносят счет. Ни у кого нет денег, чтобы заплатить. Хитрая Мюзетта заявляет, что счет оплатит Альциндор. Слышатся звуки военного оркестра, и друзья уходят. Альциндор, возвратившись с туфелькой, ищет Мюзетту.

Официант протягивает ему счет, изумленный Альциндор падает в обморок.

III ДЕЙСТВИЕ. Железнодорожная станция на окраине

Раннее февральское утро. На вокзале несколько железнодорожных рабочих и уборщики; крестьянин и молочницы проходят через станцию под контролем таможенника и сержанта. Из кафе «La Gare» доносятся веселые голоса, слышится смех Мюзетты. Приходит Мими: она ищет в кафе Марселя, и просит женщину позвать его. Марсель выходит, и Мими спрашивает у него совета. Она жалуется на Рудольфа, который своей ревностью сделал их жизнь невыносимой, но правда в том, что с каждым днем усиливается ее болезнь. Увидев приближающегося Рудольфа, она прячется. В беседе с

Марселем Рудольф сначала обвиняет Мими в легкомыслии и кокетстве, но затем открывает правду: его возлюбленная неизлечимо больна, и в их бедноственном положении одна любовь не спасет, он надеется, что его притворная черствость вынудит девушку искать другого, более богатого жениха.

Рыдания и кашель выдают присутствие Мими. Полный расскаяния Рудольф нежно утешает ее. В это время Марсель слышит кокетливый смех Мюзетты и устремляется в кафе.

Узнав страшную истину, Мими настаивает на расставании. Охваченные глубокой скорбью, влюбленные прощаются, пообещав друг другу, что окончательно расстанутся весной, когда расцветут цветы. Появляются Марсель и Мюзетта, они ссорятся. Марсель упрекает подругу в неисправимой ветрености, и они решают расстаться навсегда.

IV ДЕЙСТВИЕ. Латинский квартал. Комната в фабричном здании

Несколько месяцев спустя. Марсель и Рудольф снова в своей комнате, их мечты разрушены, искусство больше не вдохновляет. Вспоминая подруг, которые оставили их и нашли богатых любовников, они оба говорят о своей тоске.

Шонар и Коллен приносят скудный обед, но друзья весело представляют, будто сидят за столом, который ломится от яств; все танцуют и поют. Шонар и Коллен разыгрывают шуточную дуэль.

В самый разгар веселья появляется Мюзетта, а с ней тяжело больная Мими, которая умолила отвести ее к Рудольфу. Друзья помогают Мими прилечь. На мгновение больной кажется, что она поправляется. Мюзетта и Марсель уходят, чтобы продать серьги Мюзетты и фотоаппарат Марселя и купить лекарства, а Коллен решает заложить свое пальто. Шонар отправляется вслед за Колленом, оставляя Мими и Рудольфа наедине.

Мими признается Рудольфу, что ее любовь к нему глубока и бесконечна, как море, он – вся ее жизнь. Оба вспоминают ушедшее счастье и день первой встречи.

Внезапно у Мими начинается приступ кашля; на крик Рудольфа вбегает Шонар. Остальные возвращаются с лекарствами и приносят Мими муфту, чтобы согреть ее холодеющие руки. Мими тихо благодарит за муфту, уверяет Рудольфа, что чувствует себя лучше, и засыпает.

Мюзетта молится. Шонар обнаруживает, что Мими умерла. Рудольф бросается к ней, зовет по имени и, не услышав отклика, в отчаянии убегает.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры