Опера «Аттила»

rep3Лирическая драма в трех актах с прологом. Либретто: Ф. Солера и Ф. Пиаве по трагедии З. Вернера.
Место и время действия: 452-453 гг., Италия: Аквилея, Рим.

 

«Аттила» — одна из ранних опер Верди, которую можно назвать «сценическим раритетом», и каждый опыт ее постановки заведомо становится событием. В опере воплощены исторические события 5 века, где Римская империя подвергалась атакам могучих кочевых племен пришедших с Азии, называвших себя гуннами. Имя царя Аттилы вызывало страх и ужас у народов Римской империи. Покорив много европейских племен, Аттила стал мечтать о завоевании Рима. Молодой император Валентиниан III был неопытен в делах государства. Настоящим соперником Аттилы стал полководец Аэций, прозванный последним щитом Рима.

Сюжет данной истории будоражил многих европейских писателей, которых интересовали эти герои. Одним из ярких произведений является трагедия Фридриха Людвига Захариаса Вернера «Аттила, царь гуннов», написанная в 1808 году. Произведения Вернера, создателя нового жанра «трагедии рока», были отмечены яркими театральными эффектами и историческими героями. Творчество Вернера пользовалось широкой популярностью у немецкой публики, его поддерживал сам Гёте, благодаря чему «Аттила» был сразу же поставлен в различных театрах Германии.

Верди познакомился с пьесой в 1844 году и, увлекшись, по его же собственным словам, нашел в трагедии «вещи великолепные и очень впечатляющие», замечательные хоры и «три превосходных характера». Это Аттила — образ, «не допускающий каких-либо изменений»; Идельгонда — историческая Ильдико, получившая затем в опере итальянское имя Одабелла; Аэций — «он великолепен и нравится мне в дуэте с Аттилой, когда предлагает разделить мир между ними двумя … Следовало бы придумать четвертый действенный характер». Им, по мнению Верди, мог стать жених Идельгонды Вальтер, названный впоследствии также итальянским именем Форесто. Огромное впечатление произвела на композитора и сцена с Папой Львом: тот находится на Авентинском холме, одном из семи холмов Рима, в то время как внизу происходит сражение. Не устраивала его и ранняя смерть Аэция: который должен был вместе с героиней и ее женихом принять участие в заговоре против Аттилы (в результате, в опере Аэций, в соответствии с историей, остается живым до смерти Аттилы). Композитора интересовало все: эпоха, обстановка, исторические лица. Он даже попросил знакомого скульптора прислать ему зарисовку костюма Аттилы на фреске Рафаэля и указать цвета одеяния, обратив особое внимание на головной убор.

В качестве либреттиста «Аттилы» Верди выбрал Франческо Марию Пиаве (1810—1876), с которым познакомился во время работы над «Эрнани». Месяц спустя после премьеры «Эрнани», 12 апреля 1844 года, композитор посылает Пиаве экземпляр трагедии Вернера. Однако работа над «Аттилой» началась не сразу. Лишь в сентябре 1845 года вернувшийся в Милан, Верди принялся за сочинение «Аттилы». Текст, написанный Пиаве, он теперь передал Темистоклу Солере (1815 — 1878), автору поэм, романов и даже опер, которого ценил за знание театра. Однако «Аттила» оказался их последней (пятой) совместной, к тому же незавершенной работой. Протестуя против переделок, требуемых Верди, Солера внезапно уехал в Барселону, и композитор с трудом получил обратно незавершенное либретто, чтобы вновь передать его Пиаве.

Обширные массовые сцены, финалы (квинтеты с хором), эффектные арии, энергичные, нередко маршевые ритмы, броские мелодии при отсутствии психологической глубины и тонкости — вот характерные черты оперы.

Премьера оперы «Аттила» состоялась 17 марта 1846 года в театре Ла Фениче (Венеция). По словам Верди, «Аттила» «Прошел в общем хорошо. … Друзья мои склонны считать эту оперу лучшей из написанных мною. В публике — споры. Я же говорю, что «Аттила» не слабее моих предыдущих опер: время рассудит». Опера была поставлена в крупнейших театрах мира и до сих пор сохраняется в репертуаре: Arena di Verona, Верона (1985); Grand Opera, Париж (2001); Teatro Municipale di Piacenza, Модена (2007); Teatro Segura, Лима (2009); Metropolitan Opera, Нью-Йорк (2010); La Scala, Милан (1991, 2011), Мариинский театр, Петербург (2010, 2013) и др.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры