Опера «АБАЙ»

АХМЕТ ЖУБАНОВ, ЛАТИФ ХАМИДИ

«АБАЙ»

Опера в 4-х действиях, 5 картинах

_DSC7716

Либретто

МУХТАРА АУЭЗОВА

Премьера состоялась 24 декабря 1944 года

Дирижер-постановщик – Алан БУРИБАЕВ,

Заслуженный деятель Казахстана

Режиссер-постановщик – Джанкарло дель МОНАКО (Италия)

Консультант режиссера – Есмухан ОБАЕВ,

Народный артист Казахстана

Сценограф – Эцио ФРИДЖЕРИО (Италия)

Художник по костюмам – Франка СКУАРЧАПИНО (Италия)

Художник по проекциям – Серджио МЕТАЛЛИ (Италия)

Художник по свету – Виничо КЕЛИ (Италия)

Хормейстер – Ержан ДАУТОВ,

Заслуженный деятель Казахстана

Балетмейстеры-постановщики – Турсынбек НУРКАЛИЕВ,

Заслуженный деятель Казахстана

Галия БУРИБАЕВА,

Заслуженный деятель Казахстана

Спектакль идет с одним антрактам

Продолжительность 2 часа 30 минут

Исполняется на казахском языке

(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

АБАЙ, великий акын, мыслитель – Сундет БАЙГОЖИН Заслуженный деятель Казахстана / Талгат МУСАБАЕВ Заслуженный деятель Казахстана / Жанат ШЫБЫКБАЕВ Заслуженный деятель Казахстана

АЙДАР, ученик Абая, акын – Жан ТАПИН Заслуженный деятель Казахстана / Меир БАЙНЕШОВ

АЖАР, невеста Айдара – Салтанат АХМЕТОВА / Майра МУХАМЕДКЫЗЫ Заслуженная артистка Казахстана / Айгуль НИЯЗОВА Заслуженный деятель Казахстана / Жаннат БАКТАЙ Заслуженная артистка Казахстана

ЖИРЕНШЕ, глава рода – Евгений ЧАЙНИКОВ / Казбек ДОСМУХАМБЕТОВ

АЗИМ, родственник и ученик Абая – Рамзат БАЛАКИШИЕВ / Беимбет ТАНАРЫКОВ

КОКБАЙ, акын, ученик Абая – Талгат ГАЛЕЕВ / Сундет БАЙГОЖИН Заслуженный деятель Казахстана

КАРЛЫГАШ, родственница Абая – Татьяна ВИЦИНСКАЯ / Салтанат МУРАТБЕКОВА

СЫРТТАН, почтенный бий – Болат ЕСИМХАНОВ / Барсег ТУМАНЯН Народный артист Армении / Артур КАИПКУЛОВ Заслуженный артист Башкортостана

НАРЫМБЕТ, родственник Жиренше – Ерулан КАМЕЛ / Беимбет ТАНАРЫКОВ / Рамзат БАЛАКИШИЕВ

МЕС, джигит из свиты Нарымбета – Нурлыбек КОСПАРМАКОВ / Казбек ДОСМУХАМБЕТОВ

ОРКЕСТР, ХОР, БАЛЕТ И МИМАНС ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»

Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей

  

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

І ДЕЙСТВИЕ

Картина первая

Ночь. Выбегает Ажар – вместе со своим возлюбленным Айдаром она скрывается от погони разъяренных родственников Нарымбета. (Прекрасная Ажар с малых лет была просватана, но жених ее умер, и теперь по старинному обычаю она должна выйти замуж за его брата Нарымбета). Появившийся Айдар с горечью сообщает, что его конь пал, и от преследователей уже не уйти, хотя до аула Абая совсем близко.

Ажар просит Айдара скрыться одному, но тот отвергает это предложение: «Чтобы с позором потом скитаться всю жизнь?! Лучше смерть!». Они пытаются спрятаться за развалины древнего мазара. Но тут с криками появляются их преследователи: «Бей! Хватай! Вяжи!». Они накидывают аркан на молодых и собираются привязать их к конским хвостам, чтобы казнить, пустив лошадей вскачь по степи. Ажар и Айдар прощаются друг с другом. В отчаянии Айдар зовет своего наставника Абая.

Вместе с Абаем появляются друзья Айдара – Кокбай, родственник Абая, представитель степной знати Азим и другие. Абай велит Кокбаю разрезать аркан. Родственники Нарымбета под предводительством главы рода Жиренше взывают к законам предков. Абай же требует суда народа. Жиренше, уверенный в исходе дела, разрешает своим людям отпустить Айдара и Ажар и предсказывает Абаю поражение.

Картина вторая

Азим в одиночестве рассуждает, так ли виновен Айдар. Входит Жиренше и просит его помочь возвратить Ажар в свой аул. Это бы принесло мир и спокойствие, которые дороги и Азиму. Жиренше говорит: «Пусть Абай близок тебе, но твой друг – народ. И если беспощадный людской гнев падет на Абая, то тебя не накажут!». Он удаляется, оставив Азима в раздумьях.

В это время в комнате Абая идет беседа: Абай поощряет поэтический талант Айдара. Похвалы Айдара вызывают у внезапно появившегося Азима зависть и ревность. Ему кажется, что песни Айдара вызовут лишь озлобление врагов, и он обвиняет соперника в разжигании вражды. Но Абай считает, что не молчание рождает песни – накал борьбы заставляет трепетать мысль!

Азим в озлоблении уходит.

Приходит старейшина Сырттан, чтобы выслушать Ажар, поскольку она не имеет права выступать на суде в свою защиту. Ажар рассказывает о своей безотрадной жизни и охвативших ее светлых чувствах к Айдару. Выслушав эти искренние и трогательные речи, Сырттан уходит, объявив, что после завтрашнего слушания огласит свой приговор.

Оставшись один, Абай решает идти до конца, защищая молодых.

ІІ ДЕЙСТВИЕ

Картина третья

Суд. Собравшийся народ в тревоге ожидает решения судьбы Ажар и Айдара. В своем первом слове Сырттан призывает обсудить сложную проблему древних законов. Жиренше выступает за главенство обычаев предков, ибо они позволяют сохранить мир в Степи. Его оппонентом выступает Азим. Он провозглашает главенство человеческих чувств, говорит о силе любви, приводя в пример Жибек, Баян, Лейлу и Джульетту. И просит пощадить Айдара, поскольку любовь молодых не должна вести к междоусобице родов. Жиренше готов пощадить Ажар, если она вернется в свой аул, но требует казнить Айдара, дабы впредь пресечь нарушение законов Степи. Он приводит в пример старейшину Кенгирбая, в давние времена вынесшего смертный приговор Енлик и Кебеку. Жиренше обвиняет Абая, который заступается за нарушителей закона. Абай просит слово и в своей речи напоминает, что Кенгирбая после того страшного решения все с ужасом обходили стороной. Он призывает не проливать кровь, иначе в памяти народа судьи останутся позорными палачами.

Старый Сырттан признает вину молодых, но казни они подвергнуты не будут. Абай как ответчик должен оплатить ущерб, и тогда вина Ажар и Айдара снимается судом. Радостный народ поздравляет Абая, его учеников и пришедших Ажар и Айдара. Все расходятся. Оставшиеся Жиренше, Нарымбет и Мес считают главным виновником их проигрыша Абая и клянутся убить его. Нарымбет передает яд Жиренше.

АНТРАКТ

ІІІ ДЕЙСТВИЕ

Картина четвертая

Предсвадебная суета. Кокбай неумело ухаживает за Карлыгаш, которая подшучивает над его любовными признаниями, подозревая в более низменных интересах. Входят Абай, Айдар и Азим. Абай посмеивается над незадачливым ухажером и отправляет Кокбая и Карлыгаш готовиться к выступлению на свадебном пиршестве. Доносятся голоса людей, призывающих Айдара спеть песню. Азим же просит Айдара не петь песню о Енлик, боясь новых волнений. Но Айдар не слушает его. Сердце Азима переполняют зависть и злоба, ведь Айдара любит весь народ, но главное – Абай. Он решает убить молодого талантливого поэта. Азим оправдывает себя тем, что Айдар пошел не тем путем, увлекая и Абая. Сам же Азим верит в справедливость законов предков.

Начало свадьбы. Абай счастлив. Начинается праздничный танец, за ним – смотрины невесты с ее поклонами уважаемым родственникам и гостям. Азим улучает момент и подливает яд, полученный ранее от Жиренше, в чашу, которую подносит Айдару. Танцы продолжаются, звучит лирическая песня «Қарлығаш».

Айдара просят спеть еще. Он поет песню «Айттым сәлем, Қаламқас», но неожиданно падает.

IV ДЕЙСТВИЕ

Картина пятая

Айдар смертельно болен. Он прощается с Ажар и сожалеет, что так мало времени провел с ней. Абай и Ажар в гнетущей печали. Айдар задает вопрос: «Может ли человек умереть от проклятья?». Абай отрицает это. Тогда Айдар, показывая свою грудь, спрашивает: «Что же это за болезнь?» Все поражены – его тело почернело! Айдар же сам и отвечает: «Меня отравили!». Абай велит Кокбаю созвать народ и с прискорбием извещает о случившемся. Народ негодует и требует найти отравителя. Кокбай публично указывает на Жиренше. Люди в гневе ждут признания, но Жиренше готов поклястьсяв своей невиновности только старейшине Сырттану. Тот принимает клятву. Жиренше указывает Азиму, чтобы он тоже поклялся. Азим отказывается. Его проклинают и, привязав к хвосту лощади, пускают ее вскачь. Айдар умирает. Траурный плач Ажар.

Абай остается один среди этой тьмы, но он верит своему народу и, как неугасимый светоч, указывает ему путь в светлое будущее.

Генеральные партнеры

Спонсоры и партнеры