Мария Мудряк: о детской мечте, сильной женщине и корове © look.tm

Совсем недавно на сцене «Астана Опера» состоялся дебют Марии Мудряк в роли Виолетты Валери из легендарной оперы «Травиата» Дж. Верди. Мы встретились с Марией, чтобы поговорить о ее выступлении, а получилось, что разговор шел о чем-то большем.

О мечте

«Травиата – это не просто опера. Это роль – мечта. Я долго и стремительно к ней шла и вот — финишная черта. Мечта воплощается в реальность. Не подумайте, что это произошло в мгновение ока. Мой путь к Виолетте был достаточно долог. Помнится, мне предлагали спеть «Травиату» и в семнадцать, и в девятнадцать лет. Но я отказывалась, потому что знала – пока еще не готова. Эта роль требует особой профессиональной и психологической подготовки. Я даже не говорю о качестве исполнения. Самый первый вопрос, который встает на пути к Виолетте  как бы допеть эту оперу от начала до конца?»

О молодости и дураках

«Джианни Тангуччи, прослушав мои записи, отметил: «Голос красивый, внешне хороша, но так молода! Нужно быть дураком, чтобы предложить столь юной особе такую серьезную оперу!» Знаете, что самое смешное? Спустя некоторое время он связался с моим маэстро и говорит: «По-моему, я и буду тем самым дураком, который предложит Марие «Травиату»!»

О жертвенности в любви

«Главная героиня – прообраз Мари Дюплесси, известной французской куртизанки двадцати двух лет. В столь молодом возрасте она, будучи изначально никем, становится центральной фигурой Парижа. Как говорят про таких женщин – «сделала себя сама«. Если верить фактам, она считалась «очень привлекательной молодой женщиной с обворожительной улыбкой». Сам Ференц Лист отзывался о ней как о «женщине исключительной доброты». Прежде чем разучивать партию, моим долгом было понять Мари как личность. Я перечитывала роман А. Дюма младшего «Дама с камелиями», советовалась со многими режиссерами, пересматривала киноленты… и поняла: мне не нравится, что ее всегда представляют хрупкой и слабой! Моя Виолетта — сильная, умная и самое главное — молодая! Она просто так не сдается! Я не хочу, чтобы все считали ее жертвой. Да, эта опера о жертвенности. Это, казалось бы, маленькая для мира, но большая трагедия Виолетты. Но то был ее личный выбор – отказаться от любви во благо возлюбленного. Настоящая, искренняя любовь подразумевает собой жертву и отсутствие эгоизма. Главное, чтобы он был счастлив – с ней или без нее».   

О таланте и трудолюбии

«На старте всегда много бегунов. Начинающих певцов – миллион. Но до финиша доходят не все. Каждый останавливается на полпути по разным причинам. Кому-то сил не хватило, кому-то — таланта, воли или хорошего учителя, иногда даже денег. Для того, чтобы добиться успеха, нужно в первую очередь трезво оценить свои возможности. Понять, действительно ли ты талантлив, как думаешь, обладаешь ли всеми нужными качествами, востребованными в твоей специальности. И самое главное – готов ли ты работать над собой. Кто такой полноценный оперный певец? Это совокупность хорошего голоса, тембра, физических данных, интеллекта, трудолюбия и желания совершенствоваться. Как часто у нас бывает – выучил одну технику, и все. Любому певцу необходимо научиться владеть своим голосом. Это же инструмент! Сейчас вокалисты владеют своим аппаратом процентов на сорок, а нужно стремиться хотя бы к девяноста процентам, как, например, Мария Каллас. Все это нужно учитывать, оценивать и идти дальше – работать».  

О великих и зрителях

«Мы живем в такое время, когда академическая музыка находится в упадническом состоянии. Прошла эпоха великих музыкантов, больше нет Марии Каллас и Франко Корелли, Монсеррат Кабалье и Миреллы Френи.  Из великих певиц осталась лишь Анна Нетребко. Если сравнить, как пели в то время и как поют сейчас, можно увидеть, что разница есть. Певцы хотят научиться петь за четыре года обучения в консерватории. Но это невозможно! Во времена Фаринелли и Патти вокалисты учили лишь одну колоратуру по пять-семь часов каждый день. Я понимаю, ритм жизни ускорился, заниматься столько времени с пианистом – недоступная роскошь. Но нужно хотя бы сохранять подход - стараться воспитывать свой голос! Сейчас певцы поют лишь для того, чтобы просто петь. Чтобы было слышно. А публика это чувствует. И им становится неинтересно. Говорят, что если идешь в театр, то должен быть подготовлен. Ничего подобного! Зритель никому ничего не должен. Единственное, что от него требуется – прийти, насладиться музыкой и получить удовольствие».

О картошке и корове

«Считается, что академическая музыка — элитное искусство. Я так не думаю. Любое искусство должно быть доступно всем и каждому. Был один интересный случай: как-то я давала концерт в казахстанской деревушке … Пришли слушатели – одни только что подоили корову, другие – с огорода – копали картошку. Когда они услышали арию, заплакали от радости. После концерта деревенские жители подбежали ко мне и начали выносить на сцену корзины – кто с яйцами, кто с помидорами и огурцами. Несли все, что могли. Спрашивается, разве это подготовленная публика? Вы думаете, они, прежде чем послушать арию, почитали либретто? В тот момент они просто наслаждались музыкой. Для меня это большое счастье – приносить людям радость».

 

Автор: Лира Бекболатова

Генеральные партнеры

Спонсоры и партнеры