«Культурная столица благословила театр «Астана Опера»

Первые гастроли театра «Астана Опера» были долгожданными, но в то же время волнительными. Ученики ехали к своим учителям показать, что они сумели достичь за время работы в самом молодом и амбициозном театре страны. Как примут, понравится ли репертуар жителям и гостям южной столицы — эти, и многие другие вопросы терзали творческие коллективы театра. На гастроли труппа повезла проверенные постановки, чтобы наверняка удивить своего зрителя.

Первый день — зал полон до отказа, общепризнанная жемчужина казахской оперы – «Бiржан-Сара» станет тяжелой артиллерией, ведь именно ей выпала честь открыть гастроли «Астана Опера» в Алматы. Вокальные возможности солистов оценивались строго, маститые театралы перешептывались, хмурили брови. В роли акына, выразителя и защитника народного мнения выступил приглашенный солист Мариинского театра Ахмед Агади, партию Сары исполнила блистательная Айгуль Ниязова. Голоса артистов звучали безупречно, оркестр играл чисто и слаженно. Привезенная постановка существенно отличалась от той, которую привыкли смотреть в Казахстане. Самое важное для оперы – это партитура, здесь она была представлена в полном объеме, без сокращений, что дало возможность услышать национальное достояние в оригинале. Еще одно новшество – финал произведения, в котором акын Бiржан возрождается к жизни вместе с вдохновенными песнями, проникнутыми горячей любовью к народу и мечтами о светлом будущем. Результат превзошел все ожидания – шквал аплодисментов, крики «Браво!!!». После спектакля экс-министр культуры, Заслуженный работник искусства РК Жексенбек Еркимбеков дал свое благословение новорожденному театру «Астана Опера», в след за ним Народный артист КазССРНариман Каражигитов, исполнявший на сцене ГАТОБ имени Абая роль Бiржана в течение сорока лет, рассказал о своих впечатлениях: «Когда я смотрел сегодня постановку «Бiржан-Сара» театра «Астана Опера», был очень тронут, доволен, меня охватило чувство, что наше казахское искусство никогда не умрет. В свое время пели мы, после нас пела молодежь, так наше национальное искусство будет существовать вечно. Бiржан был исполнен прекрасно, все сегодняшние солисты оперы были на высоте. Особо понравился Жанбота, в исполнении Жаната Шыбыкпаева», — сказал Нариман Каражигитов. Наряду с корифеями оперного искусства в зале было очень много молодых людей, которые согласно сложившейся традиции, обсуждали постановку уже после первого акта в социальных сетях. Огромное количество добрых комментариев оставили юноши и девушки, говоря о ценности казахской оперы, и о том, как же сильно она отличается от привычного для них кино, что нет ничего лучше живого звучания и живой игры.

Культурная столица

Вздох облегчения, но расслабляться нельзя — ведь это только начало.

Разнообразный репертуар, подобранный для гастрольной программы не обошел вниманием и маленьких слушателей, «Петя мен Кас?ыр» — симфоническая сказка порадовала зрителей на следующий день, 5 февраля. Благотворительный концерт для ребят из детских домов, школ-интернатов был настоящим подарком. Впервые это произведение можно было услышать на казахском языке в переводе Заслуженного деятеля РК Жоламана Турсынбаева. Сказка являет собой музыкальную азбуку, то есть знакомит слушателей с «голосами» инструментов в игровой форме. К примеру, «Волк» – валторна, «охотники» – литавры, большой барабан, и т.д. Ребята выходили из зала под большим впечатлением и еще долго делились друг с другом воодушевленными рассказами об увиденном. Воспитанница детского дома Валентина Дьячкова сказала, что сказка ей очень понравилась, хотя на казахском языке она слушала ее в первый раз. «Особенно хорошо звучали барабан и скрипка, я часто слушаю скрипку, а недавно посмотрела программу, где мальчик играет на барабане, здесь мне посчастливилось и услышать, и увидеть игру вживую. Хотелось бы еще прийти к вам, посмотреть что-то новое. Некоторые дети, присутствующие на концерте сегодня, не могут разговаривать, но им достаточно послушать музыку, как вдруг становится все понятно», — заметила Валентина Дьячкова. 87103dfc07d9ea6

de167aacb9295c0

Вечером того же дня на подмостках «Казахконцерта» сюрприз ожидал взрослую публику, для них выступал гениальный скрипач, живущий в Испании, но по-прежнему остающийся нашим земляком Ержан Кулибаев. Он показал невероятную технику исполнения, солируя с «Легендой о домбре». В Симфоническом концерте звучала музыка великих композиторов – Сергея Рахманинова, Петра Чайковского. Весь зал затаил дыхание, слушая, как кларнет перекликается со скрипками, легкие и мягкие мелодии, требовали сложного, точного и слаженного исполнения, безупречный результат достигнут: баланс между медными, ударными и струнными инструментами был выдержан, а, значит, оркестр справился с поставленной задачей. И это не мудрено, молодой состав оркестра подает большие надежды, еще и потому, что руководит им Мухитдинов Абзал, чья подача произведений всегда имеет большой успех. Гости, уходившие с концерта, замечали, что для взыскательной публики Алматы чистейше звучащая музыка была, как глоток свежего горного воздуха. Астана всколыхнула Алматы исключительным исполнением. Крупнейший педагог по классу скрипки Нина Михайловна Патрушева – преподаватель Ержана Кулибаева оценивает успехи ученика: «Он большой молодец, хорошие впечатления произвело его собственное сочинение, изображающее домбру. Ержан Кулибаев очень талантливый человек, с детства был большим трудягой. После 7 класса он уехал в Москву, а оттуда уже в Испанию. Его мама внесла колоссальную лепту в его развитие. Оркестр сегодня очень бережно ему аккомпанировал, что бывает крайне редко».

Лауреат Международных конкурсов, Заслуженный деятель РК Аида Аюпова дополнила, что оркестр очень молодой, но он поражает своим качеством. «Считаю, что это лучший оркестр Казахстана, думаю, что такой замечательный коллектив будет срывать на мировых площадках шквал аплодисментов».

Ержан Кулибаев отметил, что он доволен работой «Легенда о домбре» и что получилась замечательная обработка, хотя это бывает достаточно редко, чтобы материал так подошел к инструменту. «Иногда мне кажется, что произведение задумывалось для струнного инструмента. Возможно, композитору было удобно изобразить его на фортепиано, так совпало, что фактура пьесы скрипичная. Я рад, что она нравится публике», — поделился Кулибаев Ержан.

7a090ee119e7b8a

Гала-концерт культурная столица ждала с особым интересом, в виду того, что именно он должен был рассказать о большом чуде – Рождении нового театра. Начало концерта демонстрировало возможности оперной труппы на примере монументальных сцен: Жупар Габдуллина с легкостью исполняла арию Одабеллы из «Аттилы» Дж. Верди. Жанат Шыбыкбаев величественно пел каватину Серке из «Айсулу» С. Мухамеджанова, Дина Хамзина звучно и мощно исполнила арию Далилы из «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса. Сундет Байгожин покорил всех каватиной Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини, зал вызывал его на поклон дважды своими горячими аплодисментами. Гульзат Даурбаева виртуозно пропела арию Валли из «Валли» А. Каталани. Чудный хор мастерски переходил из одной тональности в другую, его исполнение было воспринято на ура!

Особо тепло зал принимал сцены балета из лучших постановок театра «Астана Опера»: танец нереид из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, гран-па из великолепного балета «Дон Кихот» Минкуса. Яркие костюмы, одурманивающие танцевальные сцены кордебалета порадовали доброй энергетикой зрителя, а мастерские прыжки ведущих солистов ошеломляли своей элевацией. Завершился гала-концерт задорными половецкими песнями и плясками из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. 16 человек одновременно смотрели в зрительный зал, а потом через мгновение синхронно поворачивались спиной к нему – это очень сложная работа, но артисты балета справились. Таким образом, весь театр «Астана Опера» в гала-концерте смог раскрыться на сцене ГАТОБ имени Абая в полной мере. В этот вечер в зале присутствовали и иностранные гости: Антонио Санофи из Венеции пояснил, что он впервые в Казахстане и рад, что во время поездки ему посчастливилось побывать на таком хорошем концерте. «Балет, опера, концертные номера – все было в этот вечер гармонично. Если бы труппа выступала с этим Гала-концертом во Франции, Италии, Англии и Германии, она имела бы не меньший успех, чем сегодня. Уровень был высок, хорошая организация постановки, все отлично», — отметил Антонио Санофи.

Концерт камерного хора под управлением Заслуженного деятеля РК Ержана Даутова прошел на сцене «Казахконцерта» в пятницу, 7 февраля. Уже привычная для артистов «Астана Опера» обстановка, третье выступление на этих подмостках за время гастролей в Алматы. Сегодня для поклонников хорового искусства не иначе как большая радость – в программе обозначили все направления хоровой музыки, зрители ждут с замиранием сердца, каково же будет исполнение. Сложнейшие произведения в легкой форме звучат отменно, от «Пушкинского венка» до «Дала мен гуль» Мансура Сагатова.

6087067cd294b96

Отдельный повод для восхищения — премьера произведения Алиби Абдинурова «Анадан Туган». Большая ответственность лежала на артистах хора театра «Астана Опера», от их исполнения зависела дальнейшая судьба «Анадан Туган», думается, что это сочинение ждет большой успех, и хор молодого театра еще не раз исполнит его на разных сценах мира. По завершении концерта, артистов трижды вызывали на бис, и исполненное ими попурри из казахских песен, тронуло до слез, зрители качали головами в такт мелодиям, а некоторые не могли сдержать преждевременных аплодисментов, вызывая негодование у сидящих рядом людей.

bf93f0a629910be

Гульнара Бисенгалиевна Гизатова, профессор КазНАИ им. Жургенова рассказала, что хор показал высокий профессиональный уровень, красивую палитру, в которой каждый из номеров имел свою хоровую краску, великолепно звучали тенора и басы. Программа была составлена очень продуманно: классика хоровой музыки, казахстанская и зарубежная музыка – многогранность репертуара говорит о том, что коллектив прекрасно подготовлен. Я считаю, что он заслуживает того, чтобы его услышали во всем мире. «В зале я видела профессионалов: хормейстеров и музыкантов, и видела, насколько одухотворенно они слушали все произведения, и это дорогого стоит. Ержан Даутов прекрасно понимает хор, а хор понимает его, чувствовалась взаимосвязь хормейстера с хором», — заключила Гульнара Гизатова.

289c4560a3e5829

Заслуженный деятель РК,заведующая отделением сольного пения в Республиканском эстрадноцирковом колледже имени Ж. Елебекова Буркутбаева Шакиржан особо отметила а капельные выступления, указав, что в них проделана более тонкая работа, слышны хоровые узоры.

Не успели под сводами концертного зала стихнуть аплодисменты после хорового выступления, как снова шедевр, но на этот раз для зрителей приготовили балетное полотноУ театральных касс толпились люди, надеясь на то, что осталась парочка билетов на балет «Ромео и Джульетта», но, увы, все раскупили за два дня! А те, кому посчастливилось попасть, стали свидетелями настоящих чудес, происходивших на сцене. Французская постановка Шарля Жюда – директора театра «Опера Бордо» была сделана в исконно классическом стиле, за основу он взял постановку своего наставника и большого друга Рудольфа Нуриева, с которым протанцевал на одной сцене достаточно долгое время. Историческую эпоху 16 века Италии точно передали итальянские мастера Эцио Фриджерио и Франко Скуарчапино. На фоне черных квадратных колонн, украшенных золотыми росписями в сицилийском стиле, разворачивалась самая печальная история любви, свидетелями которой стали и мы. Мадина Басбаева и Таир Гатауов блистательно передают эмоции залу: беспечная беззаботная девочка Джульетта очаровывает зрителя своей наивностью. Все изменится в конце спектакля, когда главная героиня будет в другом образе, здесь она предстанет уже повзрослевшей, способной самостоятельно принимать решения. Последняя сцена не оставляет равнодушным никого, когда Джульетта оплакивает тело Ромео. Слезы сожаления навернулись на глазах у многих сидящих в зале. Рукоплескания и крики: «Браво!» еще долго звучат в зале.

bfbda36af158075

d4df40df9ea6a4e

Людмила Георгиевна Рудакова Заслуженная артистка балета РК, прима-балерина ГАТОБ имени Абая после спектакля дала свою оценку происходящему на сцене: «Среди балета «Астана Опера» очень много ребят, с которыми я работала в хореографическом училище. Радостно, что они выросли, все на очень хорошем уровне, проделывают чистую работу. Мадину Басбаеву помню еще ребенком, когда она училась на первом курсе. Сейчас вижу такой невероятный рост, она приобрела мастерство, ей отлично удалось передать образ Джульетты. Репетиторская работа – очень тяжелый труд, который проделывается изо дня в день в «Астана Опера». Результат — 24 человека одновременно приседающих, стоящих по одной линеечке, я знаю, как трудно сделать такие вещи аккуратно, а они смогли. Много оригинальных находок хореографа, все ясно и понятно — выше всяких похвал. Приятно, что руководитель балета «Астана Опера» Нуркалиев Турсынбек достиг таких высот, держать в руках труппу, это большой труд, мы видим рост и рады за него», — поделилась Людмила Рудакова. Народный артист СССР Рамазан Бапов добавил, что с осторожностью смотрел этот балет, потому что в ГАТОБ имени Абая идет «Ромео и Джульетта» в редакции Юрия Григоровича. «Чем дальше я смотрел жюдовскую редакцию, тем больше я проникался ею. Мне даже показалось, что она гораздо ближе к Шекспиру, чем у Григоровича. Понравилась хореография, было много мизансцен, в этом смысле эта версия ближе к исходному варианту М. Лавровскому. Артисты танцевали в полную силу, и было видно, что отработаны даже самые мелкие детали», — сказал Рамазан Бапов.

Концерт камерного оркестра пришелся на шестой день гастролей, 9 февраля. В этот вечер звучали: Струнная серенада П.И. Чайковского и «Кармен сюита» Бизе-Щедрина, которая была написана специально для блистательной балерины Майи Плисецкой. В основе сюжета лежит история трагической судьбы цыганки Кармен и солдата Хозе, убившего возлюбленную из-за ревности к молодому Тореро. «Кармен сюиту» редко можно услышать в Казахстане, необыкновенно мелодичное произведение показало динамичное сочетание струнных и ударных  инструментов. Необычайно колоритным в изобразительных красках был оркестр, который имел в этот вечер большой успех.

Уникальность балетной труппы театра «Астана Опера» заключалась в том, что она с легкостью сумела за минимальное количество времени перестроиться из классического танцевального стиля в модерн.

Финальная точка в гастрольной программе была поставлена свежей работой российского хореографа-постановщика Бориса Эйфмана — «Роден».bb973c51418afda

Необычность произведения заключается в том, что зритель видит на первом плане историю несчастного скульптора, психологизм, драму трех разбитых сердец. Через муки творчества двух неравноценных гениев проходит самое высокое чувство – любовь, обернувшаяся катастрофой для Родена, его жены Розы и музы скульптора — Камиллы Клодель. Сценография балета была не имитацией роденовской эпохи, здесь было найдено решение, способное отразить авторское отношение к героям балета. Работа постановщика заставила задуматься о том, насколько трагичным бывает земной путь художников. Стоит ли говорить, что слезы сожаления текли по щекам и женщин, и мужчин находящихся в зале, всех их объединяло одно чувство – вселенская боль, вызванная сопереживанием к чувствам главных героев, чувствам, которые многие и сами испытывают в реальной жизни. Рассказанная Эйфманом история на сцене ГАТОБ имени Абая оказалась близка практически каждому.

Вот, что думает об этом балете Гизатова Гульнара, профессор КазНАИ им.Т.Жургенова: «Блестяще «звучали» массовые сцены, в которых артисты балета показали не только слаженный ансамбль, но и различную атмосферу сценического действия: праздничную в сцене сбора винограда, безудержно раскрепощенную в канкане, «гавкающую» толпу критиков и журналистов и т.д. Исполнители главных ролей в спектакле продемонстрировали высокое актерское искусство. Роден в исполнении Жанибека Иманкулова показан сложной психологической натурой. В спектакле так же, как и в творчестве Родена, который высекал из камня красивые в своем совершенстве обнаженные тела, все эмоции героя обнажены. Сложная партитура роли Родена исполнена артистом с большой отдачей. Эмоциональная амплитуда его роли простирается широко — от сцен безумства творчества в мастерской, к сценам эмоционального взлета с возлюбленной, моментам опустошенности и безразличия в некоторых сценах. Исполнительница роли Камиллы — Айгерим Бекетаева показала в своей роли широкий спектр эмоций — это любовь и ненависть, страсть и нежность, детскость наивность и взрослая мудрость, хрупкая незащищенность и неистовство художника. Она борется за свое женское счастье, за свою любовь, за право любить и быть любимой. Она неистово доказывает, что женщина может быть художником. Она воплощение греха и святости. Роза в исполнении Анель Рустамовой является воплощением женской верности. Верность, которая, несмотря на измену и предательство, непонимание и неблагодарность, может сохранить жизнь человеку. В ее страданиях, метаниях, самоутверждении, любви к мастеру, на мой, взгляд, лежит материнский инстинкт. Из многих замечательных сцен отмечу одну – сцену с зонтом, шляпой и плащом. С какой любовью, заботой и теплом она защитила от дождя любимого человека!!! Оставшийся неодетым один рукав плаща о многом говорит…

В финале спектакля звучит вечный вопрос: «Быть или не быть?» В череде женщин уходящих и уводящих с собой в другой мир (мир безумия, «особый» мир) Камиллу, самая последняя из женщин, протягивает ей свою руку, как бы зовя ее за собой. Камилла, не сразу протягивает ей руку, сомневается, но потом все же решается и… уходит в вечность… Это был спектакль о жизни и вечности, — поделилась с нами своей точкой зрения Гизатова Гульнара. На премьере побывали и знаменитости, среди которых мы увидели телеведущую Айгуль Мукей, она рассказала, что даже не думала, что можно так показать скульптора. Особо ее впечатлили сцены творчества, где Роден создает свои скульптуры. «В какой-то момент я поймала себя на мысли, что эта маленькая скульптурка, которую делала Камилла, тоже оживет. Настолько это все было живо и понятно! Безумно красивая пластика, постановка, игра актеров. Сегодня я для себя открыла двух замечательных солистов – Айгерим Бекетаеву и Жанибека Иманкулова», — сказала Айгуль Мукей.

В торжественной речи, произнесенной в завершающий день гастрольной программы, Толеген Мухамеджанов отметил, что: «Мы приехали в культурное сердце столицы, чтобы поклониться духу наших великих предшественников, которые выходили на эту сцену и создавали великую культуру нашего народа. Я думаю, что сегодня и они стоят на этой сцене с юными артистами, благословляя их. Артисты не просто талантливые, они горят и зажигают своим талантом». В конце своей речи Толеген Мухамеджанов выразил слова благодарности акиму города Алматы Ахметжану Есимову, коллективу театра имени Абая в лице Габита Несипбаева, а также жителям города Алматы, которые в течение семи дней аплодировали труппе, любили и поддерживали театр «Астана Опера». Государственный Академический театр имени Абая радушно принял своих гостей, преподнеся в дар музею театра «Астана Опера» 11 портретов выдающихся деятелей искусств Казахстана. В свою очередь, директор театра «Астана Опера» Толеген Мухамеджанов пригласил труппу алматинского театра принять участие в осеннем балетно-оперном фестивале под названием «Жибек-Жолы», который, по словам директора, не может пройти без театра имени Абая. Театр «Астана Опера» подписал меморандум о сотрудничестве с ГАТОБ имени Абая.

Семь дней праздника! За это время множество оценок получила труппа молодого театра, особенно ценными и теплыми оказались те, которые дали наставники, «творческие родители» — учителя. Экзамен сдан на «отлично». Теперь перед «Астана Опера» стоит новая задача — выдержать экзамен мировой театральной комиссии: Мариинка, Karnegie HallCovent Garden,Garnier Opera. Но здесь уже оценку будут ставить не на родной земле и все, кто сердцем за «наших» уже давно скрестили пальцы и пожелали удачи, славы и успеха на сложном пути к заветному званию «Мировая театральная площадка»!

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры