Как казахстанская труппа покоряла родину балета – Италию

В конце января балетная труппа театра «Астана Опера» побывала в турне в итальянском городе Генуя. Артисты щедро поделились огромным количеством позитивных эмоций и впечатлений от поездки. О том, как проходили первые европейские гастроли молодого казахстанского коллектива и как приняла наших артистов взыскательная итальянская публика мы расскажем в нашем фоторепортаже.

1

© Айжан Тугельбаева

Олжас Маханбеталиев, солист балета театра «Астана Опера»:

- Дорога от нашей гостиницы до репетиционного зала занимала одну минуту и двадцать секунд, мы даже засекали. В отеле нам подавали шведский завтрак. Несмотря на то, что блюда отличались от привычных, все было очень вкусно. Мы попробовали традиционную генуэзскую лепешку «фокачча», которая на вкус очень напомнила нам родные баурсаки.

 2

© Айжан Тугельбаева

Еркин Рахматуллаев, солист балета театра «Астана Опера»:

- После одного из спектаклей к нам подошел парень из Казахстана – Айдос, он работает в Генуе, и показал нам город, мы все вместе погуляли. Он поддержал нас, сказал, что ему очень понравилось выступление, и поскольку он говорит на итальянском, то смог передать нам, что говорили зрители, их удивление, их восторг.

 3

© театр Карло Феличе

Бахтияр Адамжан, солист балета театра «Астана Опера»:

- Это моя первая поездка за границу с полным спектаклем. У меня был азарт станцевать на должном уровне, показать нашу казахстанскую балетную культуру, свою, новую историю, связанную с нашим молодым театром. И в этом плане вся наша труппа очень постаралась. Конечно, первый спектакль – самый волнительный. На пресс-конференции мне говорили, что в «Карло Феличе» сам Васильев выступал со «Спартаком» в постановке Юрия Григоровича. Как бы с сарказмом добавляя, что будут сегодня сравнивать. Но после спектакля были только восторженные отзывы.

4

© Айжан Тугельбаева

5

© Айжан Тугельбаева

Валентина Яковенко, заведующая гримерным цехом театра «Астана Опера»:

– Мы побывали в красивом портовом городе Генуя, расположенном в живописной горной местности. Нам предоставили замечательные гримерные, прекрасную гостиницу, все было отлично. Немого удивило отсутствие в штате театра гримеров. После спектаклей возле служебного входа собиралось такое количество восхищенных любителей балетного искусства, что, когда я выходила, то не могла сделать ни шагу. Я давно работаю в этой сфере и знаю, что это большая редкость. Когда вышли артисты и поблагодарили зрителей поклонами, собравшаяся публика стала аплодировать. С этим ничего не сравнится.

6

© Айжан Тугельбаева

7

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Таир Гатауов, ведущий солист балета театра «Астана Опера», заслуженный деятель Республики Казахстан:

- Открывая двери такого театра с двухсотлетними традициями, как театр «Карло Феличе», мы ежедневно притрагивались к высочайшему искусству. Гастроли – это экзамен, выдержав который мы вышли на более высокий профессиональный уровень, приобрели уверенность в своих силах.

 8

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Гаухар Усина, ведущая солистка балета театра «Астана Опера», заслуженный деятель Республики Казахстан:

- Хочу сказать большое спасибо театру «Карло Феличе» за организацию гастролей. Когда мы видели полные залы на гала-концерте и на «Спартаке», мы, как артисты были довольны. И крики «Браво! Белиссимо!» ласкали душу. Из-за пятичасовой разницы во времени между Астаной и Генуей нам впервые приходилось начинать выступление в половине второго ночи и заканчивать в пять утра. Благодаря дружелюбной и позитивной атмосфере в театре все проходило легко, феерично, празднично, и не было ощущения усталости. В третьем акте, после сцены разложения, пожилой зритель на первом ряду с таким нескрываемым удовольствием крикнул: «Браво!», что я поняла: сюжет был раскрыт так, как нужно, наши роли были исполнены хорошо и мы его по-настоящему затронули.

9

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Линда Кайзер, критик, издание Mentelocale:

«Премьера 21 января, безусловно, имела успех: Бахтияр Адамжан, на мой взгляд – лучший исполнитель Спартака. Он танцевал с абсолютной легкостью, без единого колебания. Мадина Басбаева – его достойное дополнение в женской ипостаси. Артисты буквально перевоплотились в персонажи – фракийского гладиатора Спартака, который готовит восстание против Рима, и его спутницу, рабыню Фригию. Им противостоит пара – римский полководец Красс, победитель Фракии, и его любовница, куртизанка Эгина, в великолепном исполнении надменного Таира Гатауова и соблазнительной Гаухар Усиной».

10

© Айжан Тугельбаева

Аугусто Мользо, зритель:

- Я в восторге! У меня сезонный билет в 9 ряду. Я пришел посмотреть «Спартак» и получил огромное наслаждение от спектакля, у вас замечательная труппа! Теперь мне захотелось побывать в Казахстане.

11

© Айжан Тугельбаева 12

© Айжан Тугельбаева 13

© Айжан Тугельбаева

Анель Рустемова, ведущая солистка балета театра «Астана Опера»:

- При выходе на сцену артист всегда чувствует ауру зала. Итальянцы очень эмоциональные и впечатлительные, благодаря чему в театре была атмосфера доброжелательности и восторга и выступать было легко. Это во многом помогло мне в моем премьерном выступлении в роли Фригии, которое состоялось на сцене «Карло Феличе». Большинство зрителей – люди старшего поколения, но среди публики также встречались и ровесники. Радовало то, что мелькали и детские лица. А одна женщина даже приходила на каждый спектакль.

14

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли 15

 © театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Айгерим Бекетаева, ведущая солистка балета театра «Астана Опера»:

- Для меня эта поездка была вдвойне волнительной, потому что я впервые танцевала партию Эгины. Также было два гала-концерта, где я исполняла «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», и «Дон Кихот». Нам сказали, что наша постановка балета «Дон Кихот» с участием 4 пар – очень неожиданная и интересная. Было особенно приятно присутствие в зале артистов балета и балетных экспертов, что наше мастерство было оценено профессионалами.

 16

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Бауржан Мекембаев, солист балета театра «Астана Опера»:

- Искусство балета повествует о человеческих переживаниях, мыслях, о событиях сегодняшних и исторических. Передать все свои чувства, свою любовь на возвышенном языке танца – это ни с чем не сравнимое счастье. Каждое выступление не похоже на предыдущие, в нем появляются новые штрихи, что обогащает нас, как артистов. Самое главное – у нас есть прекрасный театр, где можно работать, расти и становиться настоящими большими артистами. Нынешние гастроли — один из результатов этой работы. Благодаря нашему театру у нас есть артистическое будущее.

 17

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

18

© Айжан Тугельбаева

Досжан Табылды, солист балета театра «Астана Опера»:

- В Генуе все прямо-таки дышит историей, тем более что именно здесь родились величайший музыкант Никколо Паганини, прославленный мореплаватель Христофор Колумб. Вообще, вся Италия – это старинные города, вековые здания. Поскольку мы были всецело сконцентрированы на том, чтобы хорошо выступить, то почти никуда не выходили, но все-таки успели впитать в себя творческую, духовную жизнь города и привезли ее с собой, чтобы радовать столичную публику дальнейшими успехами и новыми, яркими выступлениями.

19

© театр Карло Феличе; фотограф: Марчелло Орселли

Арман Уразов, солист балета театра «Астана Опера»:

- Выезд на гастроли в Италию – это большой опыт для нас, было очень интересно станцевать на их сцене. В этом театре совсем другое расположение сцены, более твердый пол, поначалу было тяжеловато, но потом привыкли. Когда публика, в восхищении от танца «Гопак» вызвала нас на бис, у нас открылось второе дыхание. Поразительно то, что во второй раз мы танцевали даже лучше, чем в первый. Зрители подходили, хотели сфотографироваться, просили автографы. Это было очень приятно – чувствуешь себя звездой.

20

© Айжан Тугельбаева

Анна-Кьяра, 6 лет, зритель:

- Я занимаюсь в балетной студии и очень люблю танцевать. Хочу научиться делать это также замечательно, как эти артисты. Мне очень нравится театр. Я в первый раз пришла на балет и поэтому очень счастлива.

Жанкарло, зритель:

- Такой красивый, интересный спектакль, все просто замечательно! Исключительные танцоры. Хочу сказать большое спасибо артистам за полученное удовольствие. Браво!

 21

© Айжан Тугельбаева

22

© Айжан Тугельбаева

Маура Нашоли, зритель:

- Я по образованию классическая балерина, училась в академии театра «Ла Скала». Сейчас я создала свою балетную труппу. Хочу отметить высокий профессиональный уровень всего состава и, в частности, солистов. Больше всего мне понравились «Лебединое озеро», «Корсар» и «Ноктюрн» Д. Шостаковича.

23

© Айжан Тугельбаева

Фабиола Де Блази, эксперт:

- Превосходная балетная труппа с очень высоким техническим уровнем. Их прыжки и вращения заставили нас мечтать – хочется уметь летать также, как они. Складывается впечатление, что они могут все. Поражает не только совершенство техники труппы, их сила, но и их внутренняя радость, их любовь к танцу, которой они щедро делились с нами со сцены. Мы знаем, что через два года в Астане состоится выставка «Экспо 2017» и очень хотели бы побывать там, если только возможно. Мы хотели бы посетить Астану и новый оперный театр.

24

© Айжан Тугельбаева

25

фотография из личного архива солиста

Серик Накыспеков, солист балета театра «Астана Опера»:

- Мне хорошо знакомы приветливость и теплота итальянской публики. В Генуе я встретил то же радушие и доброжелательность итальянского народа, те же горячие аплодисменты и неизменную любовь к классическим искусствам, что и в Венеции, где я и моя партнерша выступали на гала-концерте под открытым небом, организованном театром «Ла Фениче».

26

© Астана Опера; фотограф: Карла Нур

Эльдар Сарсембаев, солист балета театра «Астана Опера»:

- Организованность и дисциплина в театре вызвали уважение. Там, где есть порядок – есть качество. Наши близкие и коллеги в Астане смотрели прямой эфир наших выступлений, которые транслировались онлайн-телеканалом театра «Карло Феличе», они слышали все комментарии, которые делали нам балетные эксперты. Интересно, что в итальянских театрах, за исключением «Ла Скала», нет собственной оперной или балетной труппы, своих солистов, что за последние 20 лет стало широко распространенной практикой в европейских театрах.

27

© Астана Опера; фотограф: Карла Нур

 

Мадина Басбаева, ведущая солистка балета театра «Астана Опера», заслуженный деятель Республики Казахстан:

- Итальянцы принимали нас с Бахтияром за влюбленных и говорили, что у нас получился такой дуэт, где двое отдают друг другу все свои эмоции, что это заставило их поверить в настоящую искреннюю любовь. Все очень удивлялись, когда мы объясняли, что это совсем не так, что это наша работа. А еще многие спрашивали о возрасте и отмечали, что такие молодые артисты танцуют такие сложные партии. Все это подстегивало нас еще больше, и мы показали, что настоящие артисты могут танцевать где угодно, не только на родной сцене.

28

© Астана Опера; фотограф: Карла Нур

Турсынбек Нуркалиев, художественный руководитель балета театра «Астана Опера»:

- На нас лежала особая миссия – необходимо было выступить так, чтобы итальянская публика сразу, с первых тактов музыки, с первых тактов танца могла убедиться, что из Казахстана приехала профессиональная труппа. Мы долго репетировали, готовились, особенно перед отъездом, и не ошиблись в своих ожиданиях. В Генуе я первым делом поехал в театр «Карло Феличе», посмотрел сцену, репетиционный зал. Балетный зал небольшой, но сам театр просто дышит искусством. На выступлениях артисты словно заново родились, они действительно творили. В первый день было очень много импресарио, директоров итальянских театров, после чего к нам поступило большое количество предложений. Представитель самого древнего итальянского театра – «Сан-Карло», сообщил, что он недавно смотрел «Спартак» в Большом театре, но такого большого мужского состава и эмоционального исполнения в этом балете не видел даже там. Это говорит о том, что у нас очень сильная труппа. Наш успех – это в первую очередь заслуга главы нашего государства и его заботы о таких классических искусствах, как балет и опера. Это те высочайшие искусства, которые остаются на века, формируют вкус многих поколений.

29

© Астана Опера; фотограф: Карла Нур

Текст – Асель Накупова

Фотографы – Карла Нур, Марчелло Орселли, Айжан Тугельбаева

 

 

Генеральный партнер