«Итальянские страсти» Дзеффирелли в Казахстане / Лира Бекболатова

_DSC7927

Репертуар «Астана Опера» недавно пополнился еще одной жемчужиной мировой музыки красивейшей оперой композитора Джузеппе Верди «Аидой»На сцене столичного театра звездами мирового масштаба разыгралась настоящая итальянская трагедия неразделенная любовьревностьпредательствосмерть влюбленныхсильно впечатлившая казахстанскую публикуМассивные и ослепляющие декорациимузыканты высшего классасплоченный оркестр под руководством канадского профессионального «полководца» Кери – Линн Уилсон обеспечили ошеломительный успех детищу маэстро ДжузеппеА как же иначеесли режиссером привезенной «Аиды» является сам Франко Дзеффирелли?

«Аида» из Ла-Скалы – повод гордиться музыкальной жизнью нашей страныС гордостью хочется отметить,что постановку подобного масштаба могут позволить себе считанные театрыИмея сей шедевр в своем репертуаре«Астана Опера» сумела обрести статус «победителя».

Говоря о победенапомню слова Верди (довольно пророческие), написанные другу на следующий день после премьеры оперы в Милане 1872 году«не хочу перед тобой прикидываться скромником и скажу прямомне кажетсячто Аида – это успехкоторый будет наполнять театр».

Возможноновые имена для Казахстанано широко известные за его пределами, обеспечили ошеломительный успех итальянской опере на казахской землеРадамес – великолепный тенор Вальтер Фраккаротемнокожая и волнующая Аида из Арканзаса Кристин Льюиса также благородных кровей принцесса Амнериспартию которой исполнила гостья из России – Екатерина ГубановаОсобенно выделился Амонасроэфиопский царь висполнении одного из величайших баритонов мира – Луки Салси.

Красивая и изысканно одетая столичная публикас блеском любопытства в глазахвзволнованно перешептывалась между собой в предвкушении приятного музыкального вечераВсе жес началом увертюры волнение в зале не прекратилосьВнимание слушателей все так же оставалось нервно-напряженнымНо стоило занавесу поднятьсякак «стретно»подобно знаменитой мексиканской волнепо залу пронеслись восторженные и изумленные возгласыЭкзотичные для казахстанского зрителя декорации – массивные колонныпозолоченные фигуры Амона и Раярко одетые второстепенные герои оперы мгновенно приковали к себе взор публики.

И вот на сцене появляются солисты – РадамесАмнерис в ярких и богатых костюмахкоторыми восторженно любовались мужчины и жадно разглядывали женщины. Молодой полководец Радамес – привлекательный тенор с кристально чистой интонацией, прекрасно исполнил свою партию в первой картинеБез единого намека на фальшьчто очень похвальноОднаков начале оперы ощущалась некоторая сценическая неуверенность солиста.

После выхода на сцену Амнерисказалось быситуация несколько измениласьНо все жев голосе дочери фараона немного не хватало той наглости и дерзостисвойственной Вердиевскому образуНесмотря на это,Радамес и Амнерисспустя мгновениевсе же успели прийти в себя и с честью продолжили исполнять свои партииЭта временная адаптация нисколько не помешала публике продолжать восторгаться и восхищаться происходящим на сцене.

Аидапартию которой исполняет молодая Кристин Льюиснастолько красиваскромна и в тоже время темпераментначто можно с уверенностью констатироватьчто она одна из лучших исполнительниц партии Аидыкоторую только можно себе представитьВнешние данные солистки вполне соответствовали образу эфиопской героиниПервые нотыисполненные американской сопрано, свидетельствовали о ее действительно высочайшем профессионализме и большом талантебезупречные «верхушки»характер исполненияполный нежности и любвиуслаждали слухХотя, изначально создалось ложное впечатлениечто певица нарочито сдерживала всю мощь своего голоса, в попытке создать образ покорной рабыни.

Невозможно обойти стороной мужской хорБлагородноемощное звучание мужских голосов создавало реальную атмосферу величественного Египта. Первая картина закончилась эффектной мизансценой,достаточно эмоционально и выразительно в музыкальном плане.

Вторая картина ввела нас в атмосферу молитвы египетским богамВ считанные минутыработниками театра удалось поменять основные декорацииа участникам сменить костюмыЭтапожалуйединственная картина в оперев которой присутствует своеобразный музыкально-драматический «штиль»Она готовит контрастный переход от первой картины первого действия к началу второгокоторые являются наиболее зрелищными во всей опере.

Очень красочно открылась картина покоев дочери фараона в окружении своих рабыньКоварство Амнерис очень выразительно было подчеркнуто опытной российской меццо-сопрано в дуэте с АидойЕкатерина Губанова не только прекрасно продемонстрировала свое социальное превосходство над эфиопской рабынейно и умудрилась намекнуть нам на свою уязвимость и зависимость от чувств Радамеса. Кульминацией картины стало драматичное столкновение главных героиньПравдиво и «по-женски» прозвучал дуэт Амнерис и Аиды,который сумел задеть своей эмоциональностью практически всех представительниц прекрасного полаКартина заканчивается той же мизансценойкоторой завершилась первая картина Аида с разведенными в стороны руками (напоминает фигуру крестасидит в центре сценытем самым символизируя глубокое отчаяние и безысходность своего положения.

Следующая картина – сцена народного ликованияявляется наиболее яркой и зрелищной во всей оперной постановкеВпечатляющие декорациипорой даже устрашающиеокончательно приковали к себе внимание зрителейОгромное количество бутафории не давала покоя ошеломленной публикекотораяне успев впечатлиться флагштокамиторопилась переключить свое внимание на появляющихся из-за кулис огромные скульптуры египетских богов.

Все жев процессе созерцания египетского великолепиясозданного фантастическим воображением Франко Дзеффиреллиневольно забываешь это все же опера и главное здесь – музыкаПока зрители привыкали к новому «местоположению» действия оперына сцене происходило торжественное шествие Радамеса и празднование его победыОсобенно в этой сцене хотелось бы выделить танцевальный номерСовременная хореографияпростая и незамысловатаявводит некий ментальный контрастРаскрепощенныйдерзкий и дикий характер танцевальной сцены с полуобнаженными телами танцоров противопоставляется набожности и сдержанности египтян.

Фаворитом этой картины безоговорочно стал Лука Салси – исполнитель партии АмонасроВолевой и энергичный баритон проникновенно исполнил свою партиюк которой затем присоединяется его дочь – Аида и хор пленниковОчень эмоционально и трогательно заканчивается картинав финале которой сплетаются радостные и торжествующие возгласы Амнерис – будущей жены Радамесаскорбные партии Аиды и Радамеса.

Если первые два действия можно считать своеобразным введением в атмосферу Египтадемонстрацией технических возможностей сцены театрато оставшиеся два действия безоговорочно являются усладой для слуха и душиКак пронзительно и прозаично прозвучал любовный дуэт Радамеса и Аиды в третьем действии,насколько эмоциональна и искренна была Кристин Льюисзаставившая нас поверить в трагичность своейситуации.

Кульминацией третьего действия стала сцена суда над РадамесомЕкатерина Губанова раскрыла свою героиню с совершенно противоположной стороныТеперь перед нами была хрупкаяранимая и любящая женщина,готовая на все ради своего возлюбленногоНа фоне изобличающих грубых фраз жрецов в исполнении мужского хора, партия Амнерис в исполнении российской дивы звучала настолько проникновенно и глубоко,что потребовалось незамедлительное сопереживание страдающейПолная настоящей женской ярости сцена,где дочь фараона проклинает жрецов «Правосудье небес воздаст за меня!» произвела незабываемый эффект «грома и молнии»заставив сидящих в зале испытать дрожь по всему телу.

В заключительной картине оперы прозвучал один из лучших дуэтов мировой классики «Простиземля,простиприют всех страданий» в исполнении Радамеса и АидыВальтер Фраккаро и Кристин Льюис нежно и с трепетом спели свои партиизаставив прослезиться милых дама мужчин – сдерживать эмоции.

Совместная постановка этой замечательной оперы двумя ведущими театрами мира «Ла Скала» и «Астана Опера» торжественно открывает новую страницу в истории музыкальной жизни нашей столицы«Аида» это одавоспевающая нравственную чистоту и душевную красоту человекаМузыка одного из величайших композиторов Италии пробудила в каждом из слушателей самые светлые и сокровенные чувства, тем самым,оставив заметный след не только в памятино и в наших сердцах.

Лира Бекболатова

 

Генеральный партнер