«…И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть!»

Для какого инструмента нужно покупать билет в самолете, должен ли образованный человек знать состав оркестра, почему с годами гобой стоит дешевле, а скрипка дороже, как инструмент влияет на судьбу человека, может ли левша играть на скрипке и другие интересные истории, которые касаются каждого.

1.АбзалМухитдинов

Музыкальный руководитель театра «Астана Опера», дирижер Абзал Мухитдинов

Взмаху его палочки подчиняются все инструменты. Не произнося ни одного слова, он делает так, чтобы музыканты играли согласно и дружно, а стоит ему притронуться к пюпитру, как в оркестре воцаряется тишина.

- В зависимости от состава оркестры носят разные наименования: симфонический оркестр (большой и малый), камерный, оркестр народных инструментов, духовой, эстрадный и джазовый. В состав симфонического оркестра «Астана Опера» входит 130 человек. Я думаю, что любой образованный человек должен иметь представление о хорошо организованном государстве со своей иерархией, со своими системами взаимодействия – оркестре. Впереди расположены скрипки, альты, виолончели, неподалеку стоят контрабасы. Все эти инструменты относятся к струнно-смычковой группе. За виолончелями расположились деревянные духовые — флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились медные духовые — трубы, валторны, тромбоны и тубы.  За ними барабаны и различные инструменты, относящиеся к семейству ударных. Конечно, можно сразу вспомнить общеизвестные инструменты: флейта, скрипка, барабаны, труба, реже люди вспоминают валторну, тубу, виолончель, альт и литавры, а ведь у каждого инструмента есть свои особенности, свои загадки…

Струнно-смычковые

2.Байкенова Айсулу Нурлановна

Первая скрипка симфонического оркестра «Астана Опера» Айсулу Байкенова

Айсулу Байкенова играет на коллекционной скрипке 1690 года признанного итальянского скрипичного мастера Маттиаса Альбани

Самые главные среди струнно-смычковых – скрипки – быстрые, живые, а еще они великолепные рассказчицы. Этот инструмент ближе всего подходит человеческому голосу, передает все эмоции, может плакать, страдать и радоваться. Овладеть игре на скрипке очень сложно, долгий трудоемкий процесс начинается с пяти лет и продолжается всю жизнь. Порой скрипача можно отличить по пятну на шее (трудовая мозоль), возникающее от того, что подбородком нужно удерживать инструмент.  Мы обратились с вопросом к Айсулу, может ли левша играть на скрипке.

- Да, конечно, может быть, даже и виртуознее, потому что левая рука выполняет большую часть работы. Правая рука важна для постановки штрихов (язык, которым мы выражаем музыку). Ловко перебирать пальцами по грифу – это как раз задача левой руки. Скрипачей часто сравнивают с нейрохирургами, у нас одинаково развиты оба полушария, так как мы имеем дело с мелкой моторикой.

О своем инструменте Айсулу Байкенова рассказывает, как о ребенке. – Прежде, чем взять с утра в руки скрипку, ты с ней здороваешься, ласково разговариваешь. Она нуждается в постоянной заботе. Дерево ведь живое, реагирует на погодные условия: старинные инструменты в сырую погоду могут «капризничать», звучать не так как нужно. В Астане достаточно сухой климат, поэтому скрипке нужен дампит (трубка, вставляемая в скрипку для поддержки уровня влажности). В противном случае инструмент может рассохнуться. Для ухода необходимы также специальные чистящие средства, раз в полгода нужно менять струны. Если инструмент сломался, то в Казахстане есть только один мастер, способный починить скрипку, если и ему не под силу исправить поломку, нужно вести ее в Италию или во Францию.  – Ну а если инструмент поцарапается, — интересуемся мы. Айсулу отвечает, что это будет приравнено к царапине на сердце. – Я даже и представить себе такого не могу! При возникновении царапины, нарушится целостность лака, которая имеет огромное значение для звучания инструмента.

  3.Килибаева Толкын Оразгалиевна

Толкын Килибаева (концертмейстер группы альтов)

Альт был первым инструментом, имеющим такую форму, которую мы привыкли видеть сейчас. Конструкция альта почти не отличается от скрипки, за исключением размеров. Время появления XV – XVI века.

- Мой инструмент был изготовлен советским мастером Г. Бубом. Когда я приобрела этот альт, мне пришлось разыгрывать его еще два года, так как в течение десяти лет на нем вообще никто не играл. У альтов есть свои размеры, мой – 42, самый большой – 43. В оркестре альты практически не исполняют сольных партий, кроме балета А. Адана «Жизель» и балета Лео Делиба «Коппелия». В основном же они играют в аккомпанементах, квартетах, квинтетах. Тембр альта менее яркий, чем скрипичный, он густой, бархатный в нижних регистрах.  — Мы попросили Толкын дать характеристики своему инструменту, как если бы это был человек. Альтистка ответила, что ее альт – мужчина с твердым, мощным характером.

4.Шакиров Даулет Кайрбекович

Даулет Шакиров (концертмейстер группы виолончелей)

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями, у нее очень красивый голос. Она умеет проникновенно петь. Виолончель сделана, как и многие струнно-смычковые инструменты из клена и ели.

- В оркестре виолончель – это душа. Когда вступает группа виолончелей с красивым соло, весь оркестр раскрывается. Будучи концертмейстером группы виолончелей, я хотел бы отметить, что у нас прекрасные дружеские отношения, все мы любим наше общее дело – музыку. К слову, моя супруга в шутку любит повторять, что у меня на первом месте инструмент и работа, а только потом семья (Смеется).

5.Даиров Сабит Сергебаевич

Сабит Даиров (концертмейстер группы контрабасов)

Самый крупный по размерам инструмент (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию.

- Без контрабаса симфонический оркестр – не оркестр, он  является фундаментом оркестра. Контрабас может играть как сольно, так и в дуэте, в ансамбле. Это очень мощный инструмент. Когда, к примеру, играешь Бетховена, то волосы шевелятся на голове от звуковых волн. К любому инструменту нужно относиться как к живому. Например, контрабасу даже нужно покупать отдельное место в самолете из-за его величины. Он требует тщательного ухода, но есть у него и свои преимущества: струны на нем меняют только за давностью лет. В какой-то момент они перестают издавать хорошие звуки, внутри струн происходит определенная деформация и в звуке появляется некий брак.

 Духовые деревянные

6.Косырев Алексей Николаевич

Алексей Косарев концертмейстер группы флейт

 

Из семейства духовых – это самый древний инструмент, изначально он был деревянным, но потом из-за проблем с интонацией его сделали из металла. Флейта умеет подражать щебетанью птичек и вздохам ветерка.

- На ней очень сложно извлекать звук.  В отличие от всех других язычковых инструментов, у которых из ста процентов взятого воздуха все уходит в звук, у флейт это всего двадцать процентов. Обучение игре на флейте полностью должно вестись со школы и до самой сцены. Без подготовки можно научиться играть на гобое, на кларнете, но не на флейте, потому что это очень сложный инструмент, а еще один из самых дорогих, за счет металла. Так, бывают флейты из никеля, серебра и золота, но дороже все же из платины. Моя флейта сделана из серебра с добавлением платины. Мечтаю сыграть на флейте из золота, такой инструмент обладает мягкими красками и звучит богаче. У флейты самый высокий голос из всех духовых. Я не могу играть на инструменте, который побывал в ремонте. Даже если внешне флейта будет идеальной, звучание будет уже другим.

7.Нельдыбаев Асет Тулегенович

Асет Нельдыбаев (концертмейстер группы фаготы)

Голос фагота низкий. Издревле в народе его называли дульчеан, что в переводе с латинского означает – «нежный». Этот инструмент состоит из нескольких частей, он очень длинный.

- Ежедневно мы сталкиваемся с тем, чтобы собрать и разобрать его. Он требует ухода – сначала протираем, а потом удаляем всю влагу, он обязательно должен быть сухим, при укладке в чехол. Перед началом игры его необходимо согреть своим дыханием. Этот инструмент изготавливают в Европе. Одна из очень важных деталей фагота – трость, изготавливаемая из специального камыша, не растущего в нашей стране. Очень опасно переносить фагот домой зимой. Он сделан из дерева, которое наши морозы могут легко повредить. Мы хорошенько укутываем фагот, затем укладываем в чехол, и только потом выходим с ним на улицу.  Он весит от 8 килограммов, поэтому мы специально носим его на ремнях. У фагота одна из главных функций среди деревянно-духовых инструментов. Вся группа ровняется на его голос – бас, если даже фагот вступил фальшиво, вся группа должна под него подстроиться. В переводе с итальянского фагот означает «вязанка дров», Асет говорит, что для него фагот – это Бог ноты Фа (Fa God).

8.Умаров Станислав Каримович

Станислав Умаров (концертмейстер группы кларнетов)

- Многие люди не знают, как выглядит кларнет, но все помнят скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Это один из инструментов симфонического оркестра, который обладает самым большим диапазоном звука среди духовых инструментов, а еще он самый выразительный среди этой группы. История  создания кларнета связана с такими странами, как Франция и Германия. Нужно отметить, что и до сих пор он развивается и совершенствуется. Есть у нас некоторые трудности, связанные с починкой этого инструмента. Нам нужны дипломированные мастера, которые могли бы осуществлять ремонт, пока же у нас есть только мастера-самоучки. Стоит острая необходимость в мастерах, у которых бы была квалификация по кларнету и они знали бы  все тонкости, всю специфику этого инструмента. А для этого нужно начинать с азов, от момента, когда берут брусок дерева и превращают его в инструмент на фабрике.

9.Махпирова Дамиля Аркинжановна

Дамиля Махпирова (концертмейстер группы гобоев)

- Гобой занесен в книгу рекордов Гиннеса, так как при игре на этом инструменте действует принцип остаточного дыхания (то есть переизбыток дыхания),  в отличие от всех других духовых инструментов, у которых идет нехватка дыхания. У гобоя очень узкая трость, инструменталист должен дышать правильно, в противном случае создается давление на голову. На нем невозможно заставить играть, должна быть влюбленность в инструмент, так как он очень сложен. Когда я училась в школе,  то практически с ним не расставалась, на ночь я укладывала его под подушку, — рассказывает Дамиля. – Гобой делается из черного эбенового дерева, которое растет в Мозамбике. Мой гобой был сделан во Франции, это его родина. У него есть серийный номер, по которому можно определить, какой мастер собирал данный инструмент. Гобою тяжело приходится в Астане из-за очень сухого климата, 50 процентов влажности – это оптимальное состояние для гобоя. Трость для гобоя сделана из французского камыша, гобоисты всего мира находятся в постоянном поиске этой маленькой, но очень важной части инструмента. Иногда трость может выдержать всего одну репетицию.

 Медно-духовые

10.Конусбаев Марат Бекетович

Марат Конусбаев (концертмейстер группы валторн)  

- Над нашими валторнами трудился австрийский мастер Энгельберт Шмидт, эти инструменты отличаются очень легким весом, что удобно для игры стоя. Валторны входят в книгу рекордов Гиннеса из всех духовых, потому что на них очень сложно играть. Если представить, что инструмент развернут в длину, то выйдет от 9 до 11 метров, чтобы это все продуть, нужны очень сильные легкие. Валторна передает  лирические и драматические оттенки. В музыкальном сопровождении в зарубежных боевиках, приключениях, в фантастике первое место всегда отдается медным инструментам. Моя валторна сделана из меди. Стоимость нашего инструмента зависит не от металла, из которого он изготовлен, а от мастера, который выверяет каждую трубочку, так как если чуть-чуть диаметр не будет соответствовать, звучание уже будет не тем. К слову сказать, лучшие мастеровые этих инструментов живут в Англии и Германии. При транспортировке мы используем очень твердый футляр, чтобы не помять валторну. Со мной произошел однажды такой казус: из-за непрочного чехла инструмент был поврежден. Мне пришлось играть на арендованной валторне, было очень неудобно. Необходимо время для того, чтобы обыграть инструмент. Когда общий язык найден, можно играть все что угодно. Починить валторну бывает очень сложно и дорого. С годами ее звук становится теплым и бархатным.

11.Усик Александр Анатольевич

Александр Усик (концертмейстер группы труб)

Труба использовалась с древнейших времён в качестве сигнального инструмента, при объявлении войны и созыва войска на бой, а также при объявлении о начале торжественного мероприятия. Примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

- Раньше труба ассоциировалась с военными, а также с чем-то грузным и тяжелым, на самом же деле труба – это еще и сольный инструмент, которому под силу передать все краски.  Я начал играть на трубе с 9 лет. Мой инструмент – это моя жизнь, работа, моя музыка, продолжение меня. Когда мне бывает грустно или весело, я могу сыграть определенную мелодию. Духовикам играть не рекомендуется в маленьких помещениях. Это очень плохо влияет на слух, губной аппарат и на выдержку (количество времени, которое может играть музыкант), желательно заниматься в репетиционных залах.   Я всегда стремлюсь к тому, чтобы петь на инструменте!

12.Фархад Булатов

Фархад Булатов (концертмейстер группы тромбонов)

- Тромбон известен с XV века. Сейчас принято считать, что он принадлежит джазу, но это не так, его звуки можно услышать в современной, классической, эстрадной и даже в духовной музыке.  Есть определенный ряд требований, которые предъявляются к начинающим тромбонистам. Одно из таких – прямые зубы, так как в зависимости от сложности репертуара, неровные зубы могут стать непреодолимым препятствием для исполнения. В целом очень важно иметь хорошее состояние здоровья. Очень популярно среди тромбонистов заниматься йогой, так как производится работа над дыханием, что важно для нас. Я использую инструмент, как рупор – выражаю свои мысли, настроения, идеи. Мое физическое и психологическое состояние зависит от игры на инструменте. Если я не позанимаюсь одни-два дня, я себя очень плохо чувствую. Мне представилась счастливая возможность играть на самом топовом инструменте. Ни один театр в мире и ни один оркестр не имеет столько первоклассных моделей инструментов одновременно.

13.Малиновский Александр Васильевич

Александр Малиновский (туба)

Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, это самый низкий инструмент в оркестре. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых.

- Когда люди принимают для себя решение учиться играть на тубе, они должны понимать, что работа их будет связана с тяжелыми физическими нагрузками, играть на ней действительно очень сложно. Этот инструмент велик по размеру, его вес составляет от 8 и до 25 килограммов.  Часто Незнайку во всех мультипликационных версиях изображали играющим на тубе, наверное, еще и потому, что сама конструкция, вид инструмента наводят на веселые мысли. Туба — самый молодой инструмент в оркестре, ее изобрели немецкие мастера в середине XIX века. Разновидностей туб очень много, в основном используются 6 ее видов. Прежде всего, они различаются по строю (высота звучания основного регистра инструмента). Мою тубу привезли из Германии. Несмотря на свою грузность, туба сейчас очень популярна в мире, на ней играют девушки, особенно много тубисток в США.

Клавишно-духовые

14.Сейтханова Жанара Намгеновна

Жанара Сейтханова

Орган –  клавишно-духовой музыкальный инструмент, который пришел в католическое богослужение в IV веке. Как и у других духовых инструментов, в орган попадает воздух, а далее он распределяется по определенным трубам. Для каждого звука есть своя труба. Например, для низких звуков трубы бывают очень большие в диаметре и высокие в длине. Орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо. Раньше, когда играл органист, рядом с ним стоял помощник, который, нажимая на педали, качал воздух. Сейчас, в век современных технологий, появились новые органы, в которых воздух подается автоматически, но звучание при этом не меняется.

Для органов существует специальный зал, который так и называется – органный. Этот огромный инструмент встраивают внутри здания и его уже нельзя куда-либо подвинуть. В симфоническом оркестре орган нужен для того, чтобы передать в операх моменты, связанные с церковными службами, либо есть необходимость показать, как молится тот или иной персонаж.

- Однажды на гастролях в Польше мне пришлось играть на огромном старинном органе. До этого я работала только с электрическим.  Нас привезли в зал за несколько часов до начала концерта, конечно, помощника мне никакого не дали. Мне пришлось одновременно прокачивать воздух, нажимать на клавиатуру, переворачивать страницы с нотами. Но самое страшное было то, что мне нужно было следить за работой дирижера, как водитель в зеркало заднего вида, приклеенное на органе, так как сидела я к нему спиной, в отличие от всех других музыкантов оркестра.

Ударные инструменты

15.Ташкенбаев Ерболат Мамырбекович

Ерболат Ташкенбаев (концертмейстер группы ударных инструментов)

Представители этой большой группы появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только начинал производить всевозможные орудия труда. Группа ударных очень многочисленна: кастаньеты, трещотки, маракасы, фруста (бич), тамтам, большой и малый барабаны, литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон.

- Если на сцене показана картина, где герой ударяет бичом по полу, то мы используем фрусту, тогда зал не только видит картинку, но и каждый может услышать этот резкий звук. Ну а если в опере или балете нужно показать тревожный момент, страх, то мы используем тарелки, в самый ответственный момент ударяем по тамтаму. В нашем деле большую роль играют палочки. От их материала во многом зависит производимый эффект. Палочки могут быть матерчатыми и железными. Значение также имеет и сила, с которой производится удар по инструменту. В далекие древние времена для верхней части барабанов использовалась кожа, ей на смену пришел пластик, но такого звучания, как требует исполнение определенных опер, не стало, поэтому производители снова вернулись к коже. Если мы отправляемся на гастроли, то мы не можем с собой увезти такое большое количество громоздких инструментов. Ксилофон, большой барабан, литавры – это «не выездные» инструменты. Не только потому, что они велики по размеру, но и потому что их нельзя передвигать с места на место. Любое передвижение влияет на строй и качество звучания.

Когда нужно сыграть сложную партию, Ерболат обращается к своему инструменту так: «Как тебя ударить, чтобы не обидеть?» А еще у него есть профессиональные ассоциации. В городской суете и даже на кухне, дома он слышит ритмы.

– Когда я иду по улице, слышу позади себя звук женских каблуков, через какое-то время чувствую, что он поменялся, стал неровным, оборачиваюсь и вижу, что девушка пишет СМС на ходу. Иногда даже обращаешь внимание, в каком ритме работает поворотник у машины. Или на кухне, когда супруга режет лук, я говорю, что она не попадает в ритм. Барабанщик, как метроном, или сердце оркестра.
Добавочная группа (Арфа)

16. Ткаченко Любовь

Любовь Ткаченко

 Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное, она создает в театре волшебство. Голос у арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает. Прообраз арфы возник до нашей эры, когда древний человек услышал звук натянутой тетивы на своем луке.

- Я играю на арфе уже 16 лет. Каждый мой день связан с инструментом, я делаю перерыв на неделю в году. Она диктует мне, как одеваться, как следить за руками, я обхожусь без маникюра, так как он отвлекает, а также мешает игре. Арфистки не всегда могут позволить себе носить обувь на высоких каблуках, потому что ноги тоже участвуют в игре. У этого инструмента 7 педалей, он считается самым сложным после органа. От того, как чувствует себя арфа, зависит мое настроение, если с ней что-то не в порядке, то я всегда переживаю.

Арфа очень нежный инструмент, от перепада температуры в ней меняется все, она требует настройки три раза в день. На ней 47 струн и каждую нужно настраивать перед репетицией и перед спектаклем. В Астане нет человека, который бы смог починить арфу. Это может сделать только мастер из Италии. В ней две тысячи деталей, арфа весит около 35 килограммов.

Рассказывая о своей арфе, Любовь использует прилагательные превосходной степени: самая дорогая, самая красивая, самая современная из всех существующих арф.  – Моя арфа украшена сусальным золотом и сделана из очень редких пород дерева.

Стоит музыкантам взять инструменты в руки, как прославленные мира сего не скупятся на похвалу в их адрес. «Молодой, энергичный, мощный симфонический оркестр «Астана Опера»» — такую оценку дал выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев. И это правда, оркестр изумляет амортизирующими свойствами, мягкостью, собранностью, четкостью и музыкальностью. Ясно, что перед нами — подлинные пассионарии, которые хотят добиться многого.

Екатерина Романова

Photo: Copyright © Astana Opera, 2015
Photographer: Karla Nur 

Генеральный партнер