Героический балет «Спартак» Исторический опыт и современный взгляд на примере театра «Астана-Опера»

DSC_9001В 2013 году в Астане открылся новый театр оперы и балета «Астана-Опера». Это яркое событие в жизни казахстанцев открыло новые горизонты для современных любителей культуры и искусства. Также следует отметить, что благоприятно этому поспособствовало принятие Независимости в Республике Казахстан. Появились новые возможности обмена опытом в различных областях, в частности и в развитии балетного искусства Казахстана. Следовательно, у руководства театра «Астана-Опера» появилась уникальная возможность приглашать ведущих мировых балетмейстеров для интересных постановок в Казахстане. Таким образом, казахстанские зрители смогли увидеть новые постановки зарубежных балетмейстеров. В число балетов, поставленных в новом театре, вошел знаменитый балет «Спартак».

Для постановки балета «Спартак» в «Астана-Опера» был приглашен известный российский балетмейстер Юрий Григорович – Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственный премий СССР. Ранее, 9 апреля 1968 года, Юрий Григорович осуществил свою постановку в Большом театре в Москве. В 1975 году на студии «Мосфильм» постановка Ю.Григоровича была экранизирована. В дальнейшем балет «Спартак» был поставлен еще в нескольких городах СССР и странах Восточной Европы.

Говоря о появлении впервые на сцене балета «Спартак», то общеизвестным первооткрывателем исторического сюжета через пластическое воплощение стал Леонид Вениаминович Якобсон (1904-1975). Премьера состоялась 27 декабря 1956 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В тот период времени эта премьера была одним из самых знаменательных событий балетной жизни. До Л.Якобсона к работе над балетом был привлечен еще один талантливый балетмейстер – Игорь Александрович Моисеев. В 1933 году он вместе с драматургом-либреттистом Николаем Дмитриевичем Волковым начали работу над этим балетом. Но Игорю Моисееву так и не удалось продолжить постановку балета в связи с политическими событиями того времени.

За основу сюжета балетного спектакля Николай Волков взял «Жизнеописания» Плутарха (50-120 гг.), сатиры Ювелиана (60-140 гг.), книгу А. Мишулина «Спартаковское восстание», роман Р. Джованьоли «Спартак», исторические хроники М. Оливье «Спартак». Следует отметить, что о самом Спартаке в литературных источниках указано недостаточно информации и Н. Волков вместе с И. Моисеевым додумывали сюжет для балетного спектакля. В дальнейшем постановка спектакля была приостановлена ввиду исторических событий. И только в 1941 году композитор Арам Хачатурян был приглашен администрацией Большого театра для написания музыки к новому балету. Следует обратить внимание на то, что А. Хачатурян приступил к написанию музыки для этого балета с большим желанием. В одной из своих статей он писал: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <…> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость». В 1950 году композитору выдалась возможность выехать в Италию в командировку. Увидев знаменитый Колизей, в котором тысячелетия назад происходили гладиаторские бои, А. Хачатурян вдохновился этой атмосферой. Сегодня музыка написанная Хачатуряном к этому балету считается одним из самых удачных его работ. Три с половиной года он продолжал работу над созданием своего шедевра, и в итоге мы можем различить каждого героя спектакля при помощи ярчайшей и неповторимой музыкальной темы.

«Спартак» в постановке Л.Якобсона безусловно можно назвать новаторским решением спектакля – он отошел от классического балета и использовал «свободную пластику». Приближая зрителей к образам и сценам римской жизни, балетмейстер одел исполнителей в туники и сандалии. Балетный критик Марина Ильичева писала о постановке Л.Якобсовна следующее: «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов. Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал … героем своеобразной алтарной композиции… Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников … намечали образ военной машины … Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов … сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя…». Спектакль потрясал не только хореографией драматических сцен, но и историзмом движений и костюмов, чему балетмейстер придавал особое значение. Приводя историческую справку, следует отметить, что спектакль хоть и стал настоящей сенсацией, но по различным причинам не продержался долго в репертуаре театра.

Спустя 12 лет балет «Спартак» снова появляется на сцене, но уже на сцене Большого театра и под руководством другого балетмейстера – Юрия Григоровича, который полностью отказывается от эстетики Л. Якобсона, и делает больше уклон на академическую сторону. Балетмейстер старался придать спектаклю психологизм и трагическую напряженность, что придало спектаклю еще больший героизм.

Сегодня общеизвестными режиссерами-постановщиками балета «Спартак» являются Л.В. Якобсон и Ю.Н. Григорович.  У каждого из них свое пластическое отражение древнеримских событий. В этих разных редакциях мы можем наблюдать различные новаторские приемы, интересные решения и находки, яркие сценические образы героев и, конечно же, самобытную хореографическую лексику.

Сюжет спектакля очень драматичен, и вызывает у зрителя яркий интерес к каждому из героев этого балета. Анализируя сюжетное содержание, можно заключить о том, что балет направлен на раскрытие мужских образов, отражение мужественности и героизма, взаимоотношений мужчины и женщины. Хореография очень сложная, включает в себя много мужской техники: прыжки, вращения, продолжительные передвижения в пространстве, перестроения по рисункам.

Посмотрев премьеру 8 июня 2014 года в «Астана-Опера», можно сказать о том, что труппа столичного театра с достоинством исполнила постановку великого балетмейстера Юрия Григоровича. В роли Спартака выступал Досжан Табылды, его партнерша в роли Фригии была Мадина Баспаева, Красса и Эгину исполнили молодые солисты театра Арман Уразов и Асель Шайкенова. Несмотря на молодой возраст солистов, исполнивших главные партии, они смогли передать эти сложные партии на сцене. Восхитили адажио солистов, были использованы очень сложные поддержки, интересные приемы. Партнер берет партнершу на поддержку и, не опуская ее, исполняет три или четыре поддержки подряд. Рассматривая хореографический текст спектакля, можно заключить о том, что для исполнения партии Спартака нужна колоссальная выносливость и сила, без перерыва идет соло и затем ряд поддержек. Досжан Табылды великолепно справился с этой партией, достойно передал образ вождя восставших гладиаторов. Партию Красса тоже необходимо подчеркнуть как яркий героический образ, передающий образ жестокого полководца, сокрушающего все на своем пути. Не менее ярко исполнил эту роль Арман Уразов, который дебютировал в такой серьезной партии. Возможно, это выступление и будет хорошим началом сольной карьеры А.Уразова, выпускника Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева.

Кордебалет слаженно и синхронно станцевали массовые сцены, создавая исторические события гладиаторских сражений. Хотелось бы отметить артистов исполнивших партии работорговцев, достоверность  их образов была передана как никогда. Сюжет спектакля, основанный на исторических событиях, говорит сам за себя, что основное внимание зрителя направлено на обзор мужского состава балетной труппы. Герои обоих лагерей смогли убедить зрителя, «перенесли» их в ту атмосферу, когда шли кровопролитные сражения.

Сценография балетного спектакля привела в зрителей в восторг. Работа выдающегося художника-постановщика Симона Вирсаладзе и художника по свету Алексея Перевалова возымела огромный успех: каждая смена действия продумана до мелочей, смена декораций и артистов на сцене слажено организована. Художник по возобновлению Михаил Сапожников и художники по возобновлению костюмов Людмила Иус и Елена Нецветаева-Долгалева постарались донести достоверные образы до зрителей. Сценические костюмы и материалы для костюмов изготавливались в Москве, Белоруссии и Дагестане. Использование в спектакле огромного количества светового оборудования разной сложности делает его интересным и необычным. Примечательно то, что смена декораций происходит незаметно, балетмейстер использует разные планы, что позволяет отвлечь зрителя от смены картин.

Музыка, написанная талантливым композитором – А. Хачатуряном, является не менее уникальной, чем хореография Ю. Григоровича. Музыкальное сопровождение точно написано под каждого героя, имеет своеобразную окраску характеров солистов и переносит зрителя во времена сражений гладиаторов и легионеров. В связи с этим необходимо обратить внимание на работу дирижера-постановщика – Карена Дургаряна. На протяжении всего спектакля он задавал тон, ритм и характер исполнения аккомпанемента к спектаклю. Отметим, что в работе с балетным спектаклем, немаловажную роль играет взаимосвязь оркестра с артистами балета. Дирижер должен, так сказать, ориентировать работу оркестра на игру «в ноги». Солисты не должны подстраиваться под оркестр, наоборот же оркестр играет под артистов балета. У разных солистов есть свои уникальные выразительные способности, например, как виртуозное вращение или «затяжной» прыжок; в таких случаях дирижер должен точно уловить темп и организовать работу оркестра. Следовательно, необходимо строить репетиционный процесс совместно с оркестром, или же дирижер обязательно должен присутствовать на каждой из репетиций балетной труппы, чтобы точно знать технические особенности того или иного исполнителя сольных партий. Обычно в дни премьер спектакля на исполнение сольных партий в разные дни выступают разные исполнители, как это и было на премьере балета «Спартак». 6 июня 2014г. роль Спартака исполнял Бахтияр Адамжан, а 8 июня был Досжан Табылды. Поэтому работа дирижера играет неотъемлемую часть в подготовке балетного спектакля.

В построении спектакля Юрием Григоровичем было представлено много необычных рисунков танцевальных картин, хореография вобрала в себя синтез классического танца и свободной неоклассики. Каждая группа героев имела свою неповторимую лексику, определенные выразительные средства. Этот спектакль содержит глубокую идейно-образную трактовку литературных первоисточников, положенных в основу сценария, отличается последовательной и цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Автором либретто выступил сам балетмейстер Юрий  Григорович, опираясь на либретто Н.Волкова, он описал свое видение событий восстания Спартака.

После премьеры балетного спектакля можно сказать, что молодая балетная труппа театра «Астана-Опера» в очередной раз доказала, что никакие преграды не смогут встать на пути к воплощению мировых балетов на сцене столичного театра. Неиссякаемая энергия артистов труппы, любовь к своей профессии, желание достигать новых вершин – все это движет артистами театра «Астана-Опера». Надеемся вскоре увидеть новые премьеры. И работу великих мастеров искусства в столице Казахстана.

Преподаватель КазНУИ,

магистр Дина Кабдусова

Photo: Copyright © Astana Opera, 2014
Photographer: Karla Nur

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры