Филипп Бино: «Пришить одну пуговицу – для меня катастрофа»

История художника по костюмам Филиппа Бино, ставшего известным мастером в своем деле и недавно работавшим над балетом «Собор Парижской Богоматери» в «Астана Опера», начиналась так.

Родился он в небольшом городе неподалеку от Парижа, где и провел все свое детство вместе с родителями, бабушкой и дедушкой. Когда пришло время поступать, он отправился в столицу Франции, выбрав профессию декоратора. Учеба давалась легко, параллельно Филипп работал со многими известными декораторами, позже начал сотрудничество с Парижской оперой, где занимался бутафорией, изготавливая диадемы и прочие аксессуары. Жажда изучения всего нового привела его к постижению науки создания театральных костюмов в этом же театре. Мастерство и профессионализм были замечены сразу, но все же потребовалось какое-то время для роста. Проработав несколько лет, ему доверили управление департаментом по пошиву костюмов в Парижской опере.

Опере Ф. Бино предпочитает балет.

- Люблю работать с артистами балета. Танцовщиков одевать намного легче, потому что все они хорошо сложены, имеют идеальные пропорции, шить костюмы на них – одно удовольствие. С оперными певцами сложнее – пропорции разные, большинство из них – крупные люди. И если они считают, что на сцене выглядят неэффектно, все негодование выражают костюмеру. Работая долгое время с одними и теми же артистами балета, узнаешь особенности их фигуры, подстраиваешься под то, что необходимо подчеркнуть, чтобы образ сложился, либо, наоборот, что-то требуется скрыть, — делится Филипп Бино.

Один из самых известных танцовщиков, с которым он работал, – Рудольф Нуреев. Художник вспоминает, что артист любил классический стиль в костюмах с множеством восточных элементов.

Сам же Филипп считает, что костюм должен обязательно вписываться в цвет декораций и гармонировать с костюмами других персонажей, создавая нечто целое. Вот почему, зачастую, художники по костюмам являются и декораторами.

- В первую очередь, когда готовятся эскизы, берется какой-то макет, прорисовывается сам костюм, потом под каждую часть костюма подбирается образец ткани, образец цвета, это достаточно кропотливая работа. На примере спектакля «Собор Парижской Богоматери» можно проследить весь этот трудоемкий процесс. Опираясь на оригинальные образцы тканей, то есть те, что использовались 50 лет назад для пошива костюмов, воссоздавался нужный цвет.

На вопрос, какая постановка для него самая сложная, Филипп, не задумываясь, отвечает – балет «Спящая красавица». Очень непростые костюмы, представленные в четырех актах, демонстрируют абсолютно разные эпохи. Таким образом, все костюмы и для кордебалета, и для солистов требуют больших затрат. Как известно, это самый дорогостоящий спектакль из всего репертуара, потому что количество сценических нарядов достигает 500 штук.

И если к этому классическому балету – украшению репертуара любого театра – Филипп Бино относится с трепетом, то с современными экспериментальными постановками все иначе.

Я не сторонник кардинальных изменений. Театр – это то место, которое заставляет вас мечтать, думать о чем-то возвышенном, переносит в другие эпохи, другие страны. Дает возможность познакомиться с различными персонажами. Сейчас пытаются внести новое виденье в театр. Постановки ХVIII века адаптируют к нашему времени, в том числе, и костюмы. Очень часто в оперных спектаклях артисты одеты в черные пиджаки, и публика уже не видит наряды, которые могли бы передать стиль эпохи, которая представлена в опере. Что-то менять нужно с большой осторожностью, потому что театр – это глубокий мир. Работать с «историческими костюмами» не так просто, не достаточно посмотреть на картинку, чтобы воссоздать костюм, нужно владеть определенной техникой. Наряды, которые носились в прошлые эпохи, кардинально отличаются от того кроя, который мы используем сегодня. Вскоре мы можем прийти к тому, что потеряем технику кроя, и костюмеры перестанут владеть навыками воссоздания костюмов, — сетует Бино.

Интересно, а шьют ли костюмеры себе одежду?

– Нет, шить я не люблю (смеется), даже пришить одну пуговицу – для меня катастрофа. Покупаю уже готовую одежду.

Филипп Бино любит путешествовать, а время в дороге коротает чтением. В Казахстан он привез биографии известных артистов. Сейчас изучает перевод мемуаров Рудольфа Нуреева, которые он написал, когда был молодым.

Общаясь с именитым художником, нельзя было не спросить о тонкостях работы, ведь именно представители этой профессии знают приемы, которые позволяют человека состарить или омолодить, опустив у пиджака плечи, например, вы точно приобретете лишние годы. Дайте женщинам совет, как быть всегда юными, какие платья носить?

- Чтобы оставаться всегда молодыми, нужно радоваться жизни и не задумываться о каких-то сложностях. Всегда принимайте свой возраст, с возрастом человек меняется, нужно со смирением относиться к нему. Нет идеального рецепта для того, чтобы быть всегда юным, если бы я его знал, я бы применил его сам, — улыбается Филипп Бино.

И в завершении беседы, как вам наша страна?

- Когда я собирался в Казахстан, не знаю почему, но у меня было представление, что Астана – это древний город. Я был очень удивлен, когда приехал и увидел абсолютно современный город, увидев театр, я был приятно шокирован. Посетил несколько ресторанов с казахстанской и итальянской кухней, понравилось. Но самое приятное, что для меня было – это работа в пошивочном цехе «Астана Опера». Мастера, которые там работают, – идеальны для совместного сотрудничества. В них столько энтузиазма, они работают с удовольствием и никогда не выражают нежелания, если попросишь их шить дополнительно один, два, три костюма, они делают это с удовольствием, — сказал он.

На этом история Филиппа Бино не заканчивается, впереди его ждут новые проекты, и кто знает, возможно, он еще не раз вернется в страну Великой степи.

Генеральный партнер