Ержан Даутов: «В хоре «Астана Опера» случайных людей нет» © erkindik.kz

Казахстанское музыкальное искусство покоряет мир. Среди тех, кто дал высокую оценку отечественным достижениям в этой сфере, по­ настоящему выдающиеся имена: Валерий Гергиев, Пьер Луиджи Пицци, Ильдар Абдразаков, Елена Образцова. Одним из тех, кто формирует своим творчеством этот позитивный имидж, является заслуженный деятель РК, главный хормейстер государственного театра «Астана Опера» Ержан Даутов, с которым мы побеседовали на этой неделе. «Понял, что это единственный шанс в жизни Ержан, когда вы поняли, что быть музыкантом ваше призвание? Вас заставляли заниматься музыкой в детстве? – Конечно заставляли! Но любого ребенка надо правильно мотивировать. Музыкой я занимаюсь с шести лет по инициативе мамы. Она решила, что для моего развития это будет полезным занятием. Конечно, в раннем детстве я не представлял, что стану хормейстером­ дирижером. Это пришло позже. Я начал понимать, что свяжу свою жизнь с музыкой в подростковом возрасте. Тогда в Целиноградском музыкальном училище педагог Наталья Ивановна Кузнецова доверила мне впервые поработать с хором. Был ли у вас такой момент в жизни, который изменил все? – Мне нравится мысль о том, что существуют некие высшие силы, которые дают каждому человеку дар и испытывают его. Сохранишь ли ты его или разовьешь, зависит от тебя. Для меня таким моментом было приглашение в открывшийся оперный театр в Астане в 2000 Рубрики Эксклюзив Об издании Контакты Архив Рекламные услуги 31.05.2016 Ержан Даутов: «В хоре «Астана Опера» случайных людей нет» — газета Свобода Слова http://erkindik.kz/erzhan-dautov-v-hore-astana-opera-sluchaynyih-lyudey-net/ 2/5 году. Меня пригласили, чтобы я собрал коллектив – первый хор театра. И тогда я понял, что это и есть тот единственный шанс в жизни, возможность попробовать свои силы в новой творческой среде, стать руководителем хорового коллектива. Я приложил максимум усилий, чтобы этот шанс использовать и доказать свой профессионализм. Это было очень важно для меня. Музыка постепенно стала главным смыслом жизни. Я считаю, что она сделала меня сильной и счастливой личностью. «Сцена – лишь 10% айсберга» Попасть в хор театра можно, лишь пройдя через жесткий отбор. А в чем еще особенности вашего творческого коллектива? – Хор театра стал одним из ярких коллективов в Казахстане, потому что здесь очень талантливые люди. Конкурс в хор очень серьезный, поэтому случайных людей у нас нет. При этом жесткий отбор проходит каждый год. Артистам необходимо ежедневно доказывать то, что они достойны работать в этом прекрасном театре. Репертуар хора очень разнообразный. Мы участвуем не только в оперных постановках, но и в сольных концертах, на всех значимых мероприятиях страны. Да, это колоссальная нагрузка, но и огромный опыт, благодаря которому постоянно повышается мастерство исполнителей. Хор и главный хормейстер Ержан Даутов на сцене Карнеги­холл В музыке не всегда дарование и талант играют определяющую роль. Любовь к делу, к профессии порою становится важнее. Когда ты руководишь хоровым коллективом, приходится быть не только музыкантом, но и педагогом, хорошим психологом. Человеческий голос напрямую связан с нервной системой. Если человек чем­то расстроен, то и петь не может. И мне, как хормейстеру, надо создать особое вокальное состояние, рабочее настроение на репетиции. Выступление 31.05.2016 Ержан Даутов: «В хоре «Астана Опера» случайных людей нет» — газета Свобода Слова http://erkindik.kz/erzhan-dautov-v-hore-astana-opera-sluchaynyih-lyudey-net/ 3/5 на сцене я сравнил бы с айсбергом, когда мы видим только 10% огромного труда, остальное скрыто под водой. Ваше творчество высоко оценивают специалисты во многих странах мира. К примеру, народная артистка СССР Елена Образцова так отозвалась о столичном хоре: «В «Астана Опера» дивный хор – и женский, и мужской. Он потряс меня. Я просто никак не ожидала услышать такое пение и была совершенно удивлена». Что для вас значат подобные комплименты и чьи слова были особенно дороги? – Самая главная оценка выступления – аплодисменты зрителей. Но в то же время очень приятно, когда свое мнение высказывают коллеги­ профессионалы: оперный певец Ильдар Абдразаков, знаменитый дирижер Валерий Гергиев, великая Елена Васильевна Образцова. Прекрасное впечатление от хора было у известного итальянского режиссера­постановщика Пьера Луиджи Пицци. Скажите, на ваш взгляд, вы уже испытывали оглушительный успех, как любят выражаться СМИ? – Мне хочется верить, что он впереди. Но была удивительная победа в 2006 году. Хор под моим управлением впервые поехал в Польшу на конкурс православной церковной музыки и завоевал высшую награду. В том конкурсе участвовало 26 европейских стран, в которых исполнение такой музыки считается традиционным. Впервые победу одержал хор из Казахстана, в котором 90% исполнителей мусульмане. Конечно, это удивило всех! И в этой победе есть частица труда моего педагога, народного артиста СССР Анатолия Васильевича Молодова. Сам он ученик легендарного хормейстера Александра Васильевича Свешникова. Мой профессор перенял великое наследие, сохранив и передав нам, его ученикам. Помимо основных музыкальных уроков Молодов воспитал во мне характер: не задаваться, идти вперед, быть терпеливым. «Нет разницы между духовной и светской музыкой» В репертуаре хора представлена духовная музыка. Дает ли она какие­то особенные силы? – Обычно духовная музыка звучит в храме во время молитвы. Человек входит в особенное, интимное состояние, находясь во внутреннем диалоге с богом. Естественно, что при исполнении церковной музыки нужно понимать глубину и значимость текстов. Но для меня не существует разницы между духовной и светской или между светской и национальной хоровой музыкой. В искусстве разделение простое: либо плохо, либо хорошо. Среднего не дано. Я три года дирижирую в международном конкурсе юных пианистов Astana Piano Passion. Один рояль и разные исполнители. Но каждый раз одно музыкальное произведение звучит по­разному. В этом и заключается секрет – как каждый из юных пианистов сумеет прочувствовать музыку и донести суть произведения до слушателя. 31.05.2016 Ержан Даутов: «В хоре «Астана Опера» случайных людей нет» — газета Свобода Слова http://erkindik.kz/erzhan-dautov-v-hore-astana-opera-sluchaynyih-lyudey-net/ 4/5 Имя: Email: В чем особенность новой постановки оперы «Мадам Баттерфляй», которая будет представлена в апреле? – Великий Пуччини, когда писал музыку к опере, посчитал, что хор будет неполным, будут представлены три типа голоса: сопрано, альт и тенор. Почему он так решил, никто не знает. Знаменитым в опере «Мадам Баттерфляй» считается исполнение хора из­за кулис. Это невероятно сложно для исполнителей, но в то же время звучит потрясающе красиво. Во всем мире считается, что партия самой Чио­ Чио­Сан показывает певческое мастерство исполнителя и поэтому производит исключительное по восприятию впечатление. Осуществить постановку взялся знаменитый итальянский режиссер Лоренцо Амато. Премьера состоится 15, 16 и 17 апреля на сцене Большого зала «Астана Опера». Музыкальный руководитель постановки – заслуженный деятель Казахстана, прославленный маэстро Алан Бурибаев, художник­ постановщик – выдающийся сценограф современности Эцио Фриджерио (Италия), художник по костюмам – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино (Италия). Спектакль будет насыщен выразительными психологическими мизансценами и привлечет драматической игрой артистов. Несомненно, это будет очень зрелищная постановка. Как и когда вы понимаете, что все звучит идеально? – Идеального звучания добиться очень трудно. Хор состоит из живых людей. В работе я очень требовательный, потому что перфекционист по характеру. Мне нужно, чтобы в звучании хора были ясность, четкость, интонационная чистота с правильно заданным темпом, чтобы ничего не расползалось. Для меня правильное и красивое звучание происходит в момент, когда бегут мурашки по коже. Не люблю, когда артисты работают вполголоса. Беседовала Бота МАШАКОВА Фото Карлы НУР

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры