Директор молодого театра рассказал об успехах «Астана Опера» © nur.kz

Редакции NUR.KZ удалось взять интервью у директора театра оперы и балета «Астана Опера» — Галыма Ахмедьярова. В ходе интервью он поделился с нами достигнутыми успехами, упомянул о грядущих мероприятиях и перспективах столичной оперы.

— Галым Алгиевич, на новой должности вы совсем недавно. Но даже за этот короткий период работы, наверняка, произошли изменения в театре «Астана Опера»?

Директор молодого театра рассказал об успехах «Астана Опера»

 

— Первоочередная задача, которая стояла и стоит передо мной – расширение репертуара ГТОБ «Астана Опера». Мы создаем возможность артистам работать с ведущими режиссерами, сценографами, художниками по костюмам, балетмейстерами, даем возможность осваивать новые стили как в опере, так и в балете.

Свой четвертый сезон, мы открыли шедевром балетной классики – балетом Л. Минкуса «Дон Кихот», премьерные спектакли которого прошли с аншлагом. Художественный руководитель балета народная артистка России Алтынай Асылмуратова, взяв за основу редакцию Александра Горского, предложила свою двухактную версию. А удивительно зрелищным этот спектакль сделала итальянская команда во главе с легендарным сценографом Эцио Фриджерио.

Вместе с супругой – художником по костюмам, обладателем премии «Оскар» Франкой Скуарчапино и художником по проекциям Серджио Металли они создали уже 8-й спектакль в «Астана Опера». Можно понять, что мы ставим произведения, которые прошли проверку временем, репертуар пополняют и шедевры нашей отечественной классикой: оперы «Биржан-Сара» Мукана Тулебаева, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, балет «Карагоз» Газизы Жубановой.

В феврале зрители увидели премьеру первой казахской оперы «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского. Без лишней скромности скажу, что мы поставили эту оперу так, что на сегодняшний день ее можно считать одной из лучших постановок в репертуаре театра. Была сделана новая музыкальная редакция. Заслуженным деятелем Казахстана, членом союза композиторов Абзалом Мухитдиновым. Взоры публики радовали не только потрясающей красоты декорации, богатые костюмы С. Тасмагамбетовой и Павла Драгунова, невероятные 3D эффекты, но и наличие в постановке настоящих животных – верблюдов и лошадей.

В апреле с грандиозным успехом прошла премьера балета легендарного хореографа Кеннета Макмиллана на музыку Ж. Массне «Манон». На нашу сцену этот спектакль перенесли английские хореографы Карл Барнетт и Патрисия Руанн. Действительно большим событием стало то, что нашу постановку приехала посмотреть леди Макмиллан, супруга Кеннета Макмиллана. Она дала высочайшую оценку нашей труппе, всему техническому составу, отвечающему за убранство сцены.

— Тяжело ли привлекать легенд мирового искусства в столицу? Насколько этот процесс трудоемкий? Какие подводные камни существует?

— Любая качественная работа – это большой труд. Мы заключаем договоры о сотрудничестве со знаменитыми театрами, вошли в ассоциацию Опера Европа, ассоциацию Музыкальных театров стран СНГ. Наши артисты выезжают за рубеж, представляя оперное и балетное искусство Казахстана. Коллективы выступают в лучших залах Европы и Америки.

Кроме прочего, артисты «Астана Опера» участвуют в конкурсах международного уровня, подтверждая свой профессионализм и талант, завоёванными наградами.

Большим достижением считаю, приглашение в театр выдающихся деятелей искусств, как Алтынай Абдуахимовну Асылмуратову и Алана Аскаровича Бурибаева. Алтынай Асылмуратова потрясающе интересный человек, профессионал своего дела, она — прима-балерина Мариинского театра и английского Королевского балета (1989—1993) и Марсельского балета (1995—1997); Народная артистка России.

Ее очень любят наши артисты балета, с удовольствием спешат на репетиции, потому что она не только замечательный человек, но и отличный психолог, может подобрать ключик к сердцу каждого артиста, дать нужный совет, где-то поругает, но не скупится и на похвалу. Мы очень ценим работу с Алтынай Абдуахимовной, которая передает лучшие балетные традиции нашим солистам.

То же могу сказать и о маэстро Алане Аскаровиче Бурибаеве. Главный дирижер «Астана Опера», художественный руководитель Национального симфонического оркестра радио и телевидения Ирландии, приглашенный дирижер Большого театра России, заслуженный деятель Республики Казахстан. В качестве дирижера-постановщика он создал такие замечательные оперные спектакли: «Абай» А. Жубанова и Л. Химиди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, готовит представить оперу Ж. Бизе «Кармен». Он задает высочайшую планку работы Симфонического оркестра «Астана Опера».

Думаю, теперь вы видите, насколько это трудоемкий процесс – творчество. А что касается подводных камней, то с определенными трудностями всем нам так или иначе приходится сталкиваться. Чтобы создать действительно ценное, цельное произведение – спектакль – требуется колоссальное количество ресурсов, но, прежде всего, конечно, нужен талант.

А все остальные проблемы материального плана решаемы. Нас поддерживает Министерство культуры и спорта Казахстана. С вопросами, которые у нас возникают, мы обращаемся в соответствующие отделы ведомства, по мере возможности нам всегда помогают.

— То есть вы ощущаете поддержку от Министерства культуры и спорта?

— Конечно, Министерство культуры и спорта РК поддерживает нас, какие-то проекты мы осуществляем совместно. Мы показываем спектакли Оpen air такие как опера Дж. Верди «Аида», балет Л. Минкуса «Баядерка». Плюс ко всему в этом году в рамках программы ЭКСПО-2017 планируем показать на открытом воздухе две наши новые постановки – оперу Е. Брусиловского «Кыз Жибек» и балет Л. Минкуса «Дон Кихот», а также повторить успешный опыт с проведением оперы «Аида» под открытым небом. Многие организационные и финансовые вопросы нам помогает решать Министерство.

Также совместно с Министерством культуры и спорта мы разрабатываем стратегию развития, ставим приоритеты, решаем, в каком направлении нам необходимо двигаться дальше.

Одна из основных задач, которую мы для себя поставили и приступили к ее реализации – расширение национального репертуара: театр нацелен на создание постановок произведений казахстанских композиторов как классиков, так и наших современников.

— В период Международной специализированной выставки, будет проводиться ряд значимых мероприятий. Какие мировые звезды будут привлечены в культурную программу?

— Есть такие личности, мэтры музыкального искусства, за гастрольными выступлениями которых следит весь мир. В рамках ЭКСПО в театре «Астана Опера» публика увидит именно таких звезд: Зубин Мета, Пласидо Доминго, Амброджо Маэстри, Михаил Канискин и Элиза Кабрера, Ольга Смирнова и Семен Чудин и мн. другие.

— Взаимодействуете ли вы как-то с «АО «НК Астана-Экспо»?

— Безусловно. Ведь проведение ЭКСПО – наше общее дело, мы все стремимся, чтобы выставка прошла на высочайшем уровне, в том числе и культурная программа. Все учреждения культуры вносят свой вклад для достижения успеха. Уверен, что наш театр «Астана Опера», являясь флагманом казахстанского искусства, продемонстрирует весь свой творческий потенциал. Предлагаемые нами мероприятия (оперы, балеты, концерты) украсят афишу ЭКСПО-2017.

Обо всех мероприятиях театра можно узнать на сайтах театра и expo2017culture.kz, где также можно приобрести билеты онлайн. Стоит отметить, что для проведения наиболее крупных мероприятий в нашем театре мы привлекаем спонсоров. Так, Всемирный конкурс оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия» представляет генеральный спонсор — компания «Rolex». Спонсором гастролей театра Ла Скала на нашей сцене является компания «Eni».

Какое из всех грядущих мероприятий, по вашему мнению «must visit»?

Сложно сказать. Ведь за 90 дней выставки пройдет огромное количество потрясающих, эксклюзивных мероприятий. Каждое из них – особенное. В первую очередь обращу ваше снимание на наши жемчужины национальной оперы, получившие высочайшую оценку авторитетных музыкальных критиков. Оперы «Абай» и «Кыз Жибек», несомненно, будут интересны как отечественным, так и зарубежным зрителям.

Также думаю, по возможности нужно успеть посмотреть все проекты с участием наших знаменитых гостей. Посетить гастрольные выступления театра Ла Скала, а также приобрести билеты на оперу Дж. Верди «Травиата», чтобы послушать маэстро Доминго, потому как другого шанса увидеть и услышать таких мэтров может просто не представится. И, конечно же, приглашаю всех на исполнение грандиозной 8 симфонии Густава Малера «Симфония тысяч», которая объединит огромнейшие творческие силы всего Казахстана. В нашей стране такой проект будет воплощаться в жизнь впервые, это поистине сенсация!

— Какие перспективы на Ваш взгляд есть у столичной оперы?

— Оптимистично отвечу: большие перспективы! Оперное искусство развивается, сегодня оно стало очень востребованным. Ведь, как известно, спрос рождает предложение. Казахстанцы очень активно следят за театральной и концертной афишами, посещают спектакли. Особенно отрадно наблюдать, что к театру растет интерес молодых людей: мы видим молодежь не только на сцене, но и в зале! Появилась тенденция – «ходить на имена». К примеру, к нам в кассу звонят и спрашивают, кто будет выступать в спектакле, то есть публика ждет своих любимых артистов, считаю это хорошим показателем. В целом, культура находится на высоком уровне. На наши постановки специально приезжают зрители из США, Италии, стран ближнего зарубежья.

— Расскажите про окупаемость «Астаны Опера»?

— За последнее время доходы от реализации билетов выросли, так как наш репертуар расширяется, хотя цены на билеты мы не увеличиваем. За счет увеличения доходов от реализации билетов, а также спонсоров мы ставим спектакли. Небольшие суммы поступают от Детской студии, так как обучение в ней проходит на платной основе. Определенную долю расходов покрывают опять же спонсоры, которые, например, помогают организовывать гастроли.

К сожалению, традиция меценатства, присущая многим театрам мира, у нас еще недостаточно развита. Перспективы есть — театр еще молодой, и культура театральная будет развиваться и процветать!

— На ваш взгляд, какие изменения, настигнут Казахстан в культурном пространстве через 3-5 лет?

— Растет новое молодое поколение талантливых, креативно мыслящих людей. Они смотрят на мир иначе, поэтому мы можем ожидать новые интерпретации известных произведений.

Все мы помним недавно вышедшую статью Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая содержит программу под названием «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

В этой статье Президент говорит о духовном развитии нации, ставит перед работниками культуры конкретные задачи на ближайшие годы. В этом проекте речь также идет о том, чтобы искусство Казахстана стало частью мирового культурного процесса. То есть для того, чтобы занять свое место на глобальной карте XXI века, необходимо продвижение современной казахстанской культуры в мировом пространстве.

Как заметил Глава государства, это очень серьезная и трудоемкая работа, включающая не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом. Наша казахстанская культура должна звучать на всех континентах и на всех главных языках мира. Такое происходит впервые за тысячелетнюю историю государства. Огромная роль в реализации данной программы отводится творческой интеллигенции.

Мы должны продемонстрировать миру лучшие произведения современного Казахстана. Таким образом, сумев реализовать задачи, поставленные Главой государства, уже через 3-5 лет нас ожидают большие положительные перемены в сфере искусства.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры