Да будет свет…Театральный!

Родившись на юге Франции, где бы он не находился, его всегда тянет к

морю. Жан-Мишель Дезире, художник по свету, работает с различными

театральными труппами мира. Благодаря ему у сцены появляется

дыхание, то холодное, почти ледяное, то радостное, теплое, но как это

происходит?

В 1961 году в Марселе на свет появился мальчик. Отец назвал его Жан-

Мишель, он рос в театральной семье, не любил учиться, по душе была жизнь

закулисья. Наблюдая за работой отца, он решил посвятить себя театру.

- Я почти ночевал на репетициях, так хотелось стать частью этого

волшебного мира, изучал, как он устроен. Когда мне исполнилось 18,

руководство Марсельской оперы одобрило мою кандидатуру на должность

бутафора. С этого начинают многие. Позже, поработав бок о бок с

техническим директором, я познал азы освещения спектаклей, а через какое-

то время уже сам выставлял свет для балетов. Только в театре можно

научиться этому искусству, оно передается от мастера к ученику. В 1984 году

познакомился с Роланом Пети. Принимал участие в создании новых

спектаклей, когда Ролан ушел из балета Марселя, я ушел за ним, а после

возобновлял созданные им ранее постановки.

Жан-Мишель Дезире говорит о Ролане Пети, как о замечательном человеке,

которому были преданы люди, но хореограф и сам платил им большим

вниманием, искренней любовью. Наверное, поэтому в глазах художника

блестят слезы, когда он вспоминает легендарного постановщика.

- Он был экстраординарным человеком. У него был «нюх» на таланты людей.

Речь идет не только о танцорах. Хотя он видел сразу, умеет ли танцевать тот

или иной парень или девушка, отбирал лучших с первого взгляда. А также

это касалось и всех других сотрудников, которые с ним работали – и

художники по декорациям, и художники по костюмам, композиторы,

дизайнеры, такие как Ив Сен-Лоран, Макс Эрнст, Пабло Пикассо и другие

великие люди, с которыми он сотрудничал.

По мнению Жана-Мишеля Дезире, постановки Ролана Пети – бриллианты

современной классики.

- Очень люблю «Кармен», «Арлезианку», «Собор Парижской Богоматери»,

«Коппелию», «Летучую мышь». Он создал 180 постановок балета! Сам Пети

не все их любил. Говорил, что из всех этих постановок нравилось максимум

40. На мой взгляд, все они чудесные, великолепные. Чем больше проходит

времени, тем больше мы понимаем, какой он был гений.

Совсем недавно казахстанская публика смогла познакомиться с одним из

творений Ролана Пети – «Собором Парижской Богоматери». Несмотря на то,

что балет был создан 50 лет назад, он актуален и сейчас. Хореография не

просто не устарела, но даже кажется, что спектакль поставлен в наши дни.

- Я осуществляю световую поддержку хореографии для того, чтобы зрителям

в определенных моментах было более понятно, что хотел сказать автор. В

этом спектакле было использовано много бокового освещения.

С таким жаром художник рассказывает о балетных постановках, а связан ли

он как-нибудь с оперой.

- Мой брат – оперный режиссер, но нам никогда не получалось поработать

вместе. Мы всегда заняты своей работой. Никак не можем совместить наше

расписание, чтобы осуществить какой-нибудь проект совместно. Я не раз

сотрудничал с театрами мирового значения, такими как Ла Скала, Большой

театр, Парижская опера, театр Колон в Буэнос Айресе, Рио де Жанейро,

Пекинская опера, Метрополитен опера в Нью-Йорке, Новый национальный

театр Токио – везде, и в маленьких театрах в том числе, занимался только

балетом.

Работа художника по свету – совершенно особенный труд, от него зависит,

наступит ли утро или будет длиться ночь на сцене. Но что же превалирует в

этой профессии — рутинный процесс или творчество?

- Всего понемногу. Задача художника по свету — адаптироваться под

возможности сцены, сохранить ту атмосферу, которую хочет видеть

хореограф. Часто приходится приспосабливаться к новому техническому

оборудованию в современных театрах и, наоборот, работать с устаревшим в

других. Свет влияет на драматургию спектакля, с помощью него можно

сделать ту или иную сцену абсолютно разной для восприятия. К примеру,

при изменении цвета, сцена Квазимодо и Эсмеральды выглядит

романтической, в ней мы используем «теплый» свет с желтым оттенком,

когда входит Фролло, декорации остаются теми же, но свет мы даем

«холодным» с голубым оттенком, и все меняется.

Жан-Мишель Дезире вне работы не менее интересный человек, который

много читает, в основном, политическую литературу, но не только, недавно

прочел «Жить быстро» о жизни Джеймса Дина. Любит путешествовать,

загорать на берегах родного пляжа Средиземного моря.

Семья к постоянным поездкам относится с пониманием.

- Родные хотят, чтобы мне было хорошо, а я счастлив, когда работаю.

Знакомство с Казахстаном произошло вначале заочно. Я очень много

сотрудничаю с театром Ла Скала в Милане и мои друзья, которые уже успели

побывать здесь, в «Астана Опера», говорили, что ты увидишь, как там все

замечательно, какие прекрасные люди. Они оказались правы. В январе этого

года приезжал на технические переговоры. Мы много работали, и хорошо

посмотреть столицу не удалось. Так бывает везде, куда мы ездим, ведь наша

цель – не туризм. То, что я вижу из окна своей гостиницы – очень красиво!

По пути в театр я вижу красивые широкие улицы, новые потрясающие

здания. Как и обещали друзья, я встретил потрясающих людей, очень

приятные, с большим желанием работать, делать свое дело хорошо. Хочу

сказать, что самое главное преимущество этого театра в том, что у вас есть

Алтынай Асылмуратова. Высший класс! Желаю вам дальнейших успехов,

продолжать держать высокую планку!

Генеральные партнеры

Спонсоры и партнеры