«Аида» весом в 30 тонн

Премьера года! «Астана Опера» и «Ла Скала» представляют: опера «Аида» Дж. Верди – 19, 21 и 22 ноября.Итальянский художник, продюсер, режиссёр, сценарист, дважды номинировавшийся на премию «Оскар» — Франко Дзеффирелли осуществил постановку для молодого театра «Астана Опера».

Для участия в опере был приглашен именитый звездный состав: в партии Аиды выступит американское сопрано Кристин Льюис. Певица получила награду «Артист года» на Оперном фестивале Савонлинна в 2010 году. Кроме того, она была удостоена награды «Oscars of the Opera» от Фонда «Арена ди Верона». Известный американский журналист Ларри Лэш из «Musical America Worldwide» сказал в своей статье о Кристин Льюис так: «Для скромной девушки из Литл-Рок, освоившей Lirico-Spinto в репертуаре Верди в крупнейших театрах Италии, настало время дебюта в опере «Аида». Она была удостоена шквала аплодисментов. Красивая женщина с потрясающим, глубоким голосом блистательно выступила на сцене. Она произвела триумф своим превосходным, чувственным пением, демонстрирующим неземное пианиссимо, которое покоряет сердца. Мне хотелось бы сравнить это изысканное точное исполнение с золотой порой Монсеррат Кабалье. На приеме, где чествовали Кристин Льюис после выступления, руководитель Венской оперы Доминик Мейер провозгласил ее «новым сопрано Венской оперы», — сказал Ларри Лэш.

Итальянский тенор Уолтер Фраккаро в «Астана Опера» споет Радамеса, артиста регулярно приглашают выступать на самых престижных сценах мира, в том числе «Ла Скала» в Милане; «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке; «Баварской государственной опере» в Мюнхене и многие другие театры. Во втором составе партию Радамеса исполнит тенор из Италии Густаво Порта. Один из величайших артистов своего поколения, темброво-богатый баритон Лука Салси исполнит партию Амонасро в первый премьерный день, во второй день на сцену выйдет Альберто Газале (Италия). Марина Пруденская (Мариинский театр, Россия) представит партию Амнерис в первом составе. Пластику Пруденской в ариях-танцах часто называют кошачьей, богатое, почти контральтовое меццо-сопрано певицы всегда вызывает восторженные мнения критиков. Во втором составе эту партию исполнит Екатерина Губанова.

Впервые в «Астана Опера» за дирижерский пульт встанет неподражаемая канадка Кери-Линн Уилсон. Ее знают все оперные театры мира, энергия, исходящая от этой женщины, потрясает своей мощью. Сама Уилсон считает, что «дирижировать шедевром — это огромный вызов».

В постановке задействовано порядка 200 человек, начиная с солистов оперы, мужского и женского хора, артистов балета, оркестра, миманса, заканчивая детьми. Вся сложность и масштабность заключается в том, что между сценами первого и второго актов все артисты за считанные минуты должны полностью сменить костюмы, парики и грим. Массивные и очень сложные многослойные и многоэтажные декорации вырастают и исчезают буквально на глазах. Нужно ли говорить, что количество обслуживающего персонала за сценой практически равно числу выступающих на сцене артистов?

atto 1 scena 1

Чтобы доставить в Казахстан диковинные декорации, более 400 костюмов, в каждый из которых входит от 10 до 15 предметов, украшения, пояса, накидки, бутафорию, потребовалось 17 машин-длинномеров. Общий вес всего того, что увидит зритель со сцены, составит 30 тонн. Зрелище завораживает, захватывает дух, унося всех в далекие века египетского мира.

Эффект не был бы достигнут так точно, если бы не костюмы, над которыми работал прославленный художник Маурицио МилленоттиО красоте и исторической достоверности его работ можно говорить долго. Первое, что отличает его от многих других художников-костюмеров – любовь к большому количеству деталей. К примеру, один только костюм фараона в сцене Торжество имеет декорированный мундир, воротник золотистого цвета, украшенный каменьями, белую мантию, не обошлось здесь без аксессуаров – цепочка с медальоном квадратной формы, а венчает всю эту красоту митра (головной убор) золотисто-красного цвета. Мастерство гримеров играет здесь очень важную роль, ведь для передачи колорита никак нельзя экспериментировать с цветовой гаммой, в инструкции точно значится: губы мягко сливового цвета, тени цвета лунного золота, брови выделить тушью.

Картину дополняет 315 единиц бутафории: геральдические щиты, стрелы с ибисом, скамейки в зверином стиле с головами львов и лебедей. Стулья и кушетки обиты натуральной кожей или шкурой леопарда, расписаны в стиле эпохи Нового Царства (время правления самых знаменитых фараонов реформатора Эхнатона, молодого Тутанхамона и завоевателя Рамсеса II).

atto 1 scena 2 a

Что до содержания, то здесь все осталось, как и задумывал либреттист Антонио Гисланцони. За историческую канву композитор Дж. Верди взял набросок сюжета, написанный египтологом, сценаристом Мариеттом Би. Действие «экзотической» оперы происходит в период правления фараонов, когда Египет переживал вражду с Эфиопией. Сюжет оперы, помимо рассказа о воинствующих сторонах, повествует еще и печальную историю несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне. Амнерис – дочь фараона тоже влюблена в Радамеса. Дж. Верди показывает сильные характеры, борьбу личных чувств и патриотического долга. После всех невзгод, которые приготовила судьба Радамесу и Аиде, Амнерис обещает Радамесу спасти его, если он согласится забыть Аиду. Но он остаётся непреклонным её мольбам. После чего оказывается погребенным заживо, но не один, вместе с ним в гробницу тайно проникает Аида. Действие заканчивается в храме, где над плитой в подземелье стоит Амнерис и просит у богов мир и отраду своему любимому Радамесу после смерти.

 

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры