Дон Карлос

ПРЕМЬЕРА

Дж. Верди

«Дон Карлос»

 

Опера в 4-х действиях

Либретто Жозефа Мери и Камиля дю Локля

по одноименной драме Фридриха Шиллера

 

 

Премьера состоялась 11 марта 1867 года в театре Большой оперы в Париже

«Дон Карлос»  – самая большая и наиболее амбициозная из всех опер Джузеппе Верди. Она была заказана композитору в ноябре 1865 года директором театра Большой оперы в Париже, где 11 марта 1867 года состоялась ее премьера.

Музыка «Дон Карлоса» скорее удивила публику, чем доставила ей удовольствие. Властная сила, составляющая основу творческого гения Верди, проявляется в могучей простоте, уже снискавшей славу и известность маэстро, но здесь она подкрепляется необыкновенным развитием гармонических средств, изощренной звучностью и новыми мелодическими оборотами. Уже достигший вершин славы, создавший такие шедевры, как  «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», сам Верди понимает, что написал оперу, которая знаменует поворот в его художественном творчестве.

Для постановки в Италии в том же году был сделан перевод, повлекший за собой некоторые изменения и переделки в музыке. В 1882–1883 годах Верди значительно переработал оперу; в создании новых сцен принимал участие либреттист «Аиды» А. Гисланцони. Эта редакция, поставленная на сцене Миланского театра 10 января 1884 года, много короче первой.

Затем еще при жизни Верди, но без его участия, была сделана третья редакция. В настоящее время опера ставится обычно в смешанной редакции.

Целью всех этих изменений было приближение оперы к ее литературному первоисточнику – одноименной трагедии Фридриха Шиллера, созданной в 1787 году и рассказывающей о Восьмидесятилетней войне, борьбе за независимость от Испании и о придворных интригах короля Филиппа II.

Оперы по произведениям Шиллера довольно популярны в наши дни. Самые известные из них: «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль», «Разбойники», «Орлеанская дева», «Луиза Миллер» и «Мессинская невеста».

«Канонической» версии «Дон Карлоса» не существует. Условно говоря, можно выделить три версии: первоначальную французскую 1867 года, четырехактную итальянскую 1884 года и пятиактную итальянскую 1886 года. Но едва ли не в каждой театральной постановке   существуют определенные вариации – вставки различных сцен из разных редакций или, наоборот, купюры, или и то, и другое вместе.

Опера «Дон Карлос» выделяется из всего контекста творчества композитора, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под его пера.

В настоящее время и французская версия оперы, и итальянская не сходят со сцен ведущих театров мира.

 

 

Исполняется на итальянском языке

(сопровождается синхронными титрами на казахском и русском языке)

Продолжительность 3 часа 30 минут с двумя антрактами

Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры