​Смейся, Фальстаф!.. © «Казахстанская правда»

В Астане продолжаются гастроли легендарного театра Ла Скала. Мнение публики единодушно: это грандиозное событие.

Иной оценки, когда приезжает театр такого уровня, и не ожидается. Основная часть билетов, как сообщают в Astana Opera, на сцене которого выступают итальянские артисты – только звез­ды мировой величины – была раскуплена за полгода вперед. Но выбор ласкаловцами спектак­ля «Фальстаф» стал двойным и даже тройным подарком.

Во-первых, эта опера Джузеппе Верди ставится не часто. К тому же «Фальстаф» – произведение комическое, а возможность, находясь в опере, знать, что в финале «все будет хорошо», выпадает чрезвычайно редко. Во-вторых, дирижировал оркестром (одним из лучших в мире) сам Зубин Мета. Маэстро, в прошлом году отметивший 80-летие, не просто выдающийся музыкант, мастер, мэтр, он – одна из ключевых фигур современной музыкальной культуры. И наконец, главную партию, знаковую для любого баритона, пел Амброджо Маэст­ри, которого признают непревзойденным исполнителем роли сэра Джона Фальстафа.

Фальстаф – комический персонаж произведений Шекспира «Виндзорские насмешницы» и «Генрих IV», которые и стали основой либретто Арриго Бойто. Сэр Джон – бывший рыцарь, не обремененный понятиями о чести, постаревший гуляка и кутила, решивший завести интрижку сразу с двумя прек­расными дамами, гораздо моложе его. Те, раскрыв его план, решают проучить греховодника. В водоворот событий вовлекается все больше людей: интриги, разборки, переодевания делают сюжет динамичным и увлекательным.

Опера создана в позапрошлом веке, Шекспир живописал времена совсем отдаленные, а образ Фальстафа вполне современен. «Про таких, как он, в женских блогах только и пишут», – поделилась мнением одна из зрительниц. Действительно, плейбоев, подрастерявших лоск и удаль, но не желающих признавать факт своего старения, вокруг предостаточно. Совершенно актуальна и одна из основных мыслей произведения: женщин обижать не рекомендуется. Как и спорить с ними. Как они захотят, так, скорее всего, и будет. Такие параллели с днем сегодняшним говорят об удачном и интерес­ном режиссерском решении спектакля, который получился и смешным (в зале смеются часто), и трогательным, и неожиданно глубоким.

«Фальстафа» Верди писал в преклонном возрасте, премьера оперы состоялась в театре Ла Скала в 1893 году, когда ее автору было 80 лет. Режиссер-постановщик Дамиано Микелетто соединяет эпохи, сны и реальность, разные стили. Действие происходит в Casa Verdi – доме для престарелых музыкантов, основанном самим композитором. Он называл его «Моя самая прекрасная опера». Открытый в 1899 году, «Дом Верди» существует и поныне. Именно среди его обитателей и живет Фальс­таф. Большую часть времени он дремлет на диване, и во сне к нему приходят видения из прошлого.

– Для меня было очень важно исследовать даже не столько комическую часть повествования, сколько трагическую, – подчеркивает Дамиано Микелетто. – Здесь есть два уровня повествования: современность, и, соответственно, в этой части мы использовали современные костюмы, декорации передают в точности дом престарелых Casa Verdi. Второй уровень – это сны Фальстафа, то есть мы переносим слушателей в прошлый век. В этой части оперы у артистов костюмы немного «пыльные», то же касается и припудренных париков. Создается впечатление, что наряды взяты из старой постановки «Фальстафа» или увидены на старой фотографии.

В успехе постановки огромна заслуга Амброджо Маэстри. Огромный, могучий, безмерный, невероятный – такими эпитетами наделяют Фальстафа окружающие. Да, престарелый волокита потрепан жизнью. Его уютная домашняя кофта, клетчатая рубашка, помятые брюки, огромный халат не придают ему героизма. Не добавляют «очков» и разглагольствования о чести, которая, по его мнению, лишь звук короткий и пустой, бестолковый и бесполезный…

Однако стать, точеный профиль, мимика, жестикуляция артиста покоряют моментально. Как аппетитно он поедает тортик и как плотоядно может глядеть на женщин! Как он прекрасен в своем неправедном гневе, считая мир злобным и вероломным, сетуя на отсутствие благородства у людей! Как искренне он заблуждается, как верит в свою неотразимость…

Удивителен голос Амброджо Маэстри. Закрываешь глаза – и представляешь Фальстафа молодым, то ли Дон Жуаном, то ли Дон Кихотом. Голос обволакивает, и, право слово, хочется, чтобы этому дамскому угоднику еще раз улыбнулась удача.

Описывать великую музыку Верди, прекрасные голоса и артистизм (необходимый в «Фальстафе»!) солистов Ла Скала – задача невыполнимая. Обворожительна кокетливая, уверенная в своей красоте Кармен Джаннаттазио, спевшая партию Алисы Форд, яркий колоритный образ миссис Квикли создала Ивонн Неф, виртуозно исполнил роль мужа-ревнивца Массимо Каваллетти. Специалисты отмечают, что из-за вокальных сложностей «Фальстаф» редко ставится на театральных сценах. Каким должно быть идеальное звучание партий показали нам Аннализа Строппа, Лука Казалин, Франческо Касторо, Габриэле Сагона и другие исполнители. Каждый певец, как следует из буклета, имеет впечатляющий опыт выступлений на лучших мировых сценах. И услышать их голоса вживую – огромная удача для поклонников оперы.

Нельзя не сказать о дуэтах юных влюбленных Нанетты (солистка Роза Феола) и Фентона (Франческо Демуро). Во время одного из них на сцене вместе с ними появляются двое пожилых людей, которым Нанетта и Фентон передают бабочку. Сцена лирическая, тонкая, говорящая о быстротечности времени и о том, что «любви все возрасты покорны». И это напоминание не банально, а уместно и гармонично. Кстати, безмолвные обитатели Casa Verdi, ставшие неотъемлемой частью спектакля, важными персонажами – одна из лучших режиссерских находок. А за их образы отдельное «браво!» гримерам Ла Скала.

В создании интерпретации «Фальстафа» режиссеру-постановщику Дамиано Микелетто помогли художник-сценограф Паоло Фантин и художник по костюмам Карла Тети. Они, сох­ранив авторский замысел, дополнили произведение новым смыслом, приблизили классику к современности. Окна и двери, соединяющие разные времена и пространства, световые эффекты (художник по свету Алессандро Карлетти), видеоряд (Роланд Хорват), трюки, решение массовых сцен, а еще кадки с растениями, ведра, мишура и даже мыльные пузыри «работали» безупречно, не отвлекая от музыки, создавая особую атмосферу спектакля.

В итоге самонадеянного воздыхателя Фальстафа разыграли и наказали, но, увидев, что обвели вокруг пальца не только его, он приободряется и провозглашает: шутка – и яд, и лекарство. «Будем смеяться!» – звучит в заключительной фуге. Молодость быстро промчится, и надо ценить каждое мгновение. Чтобы потом с нежностью и светлой грустью вспомнить о прошлом…

Следующие спектакли оперы «Фальстаф» состоятся 6 и 8 сентября. 7 и 9 сентября в Astana Opera прозвучит Симфония № 9 Людвига ван Бетховена.

АВТОР:
Наталья Курпякова

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры