​Оперное диво © АО «Республиканская газета «Казахстанская правда»

В рамках культурной программы ЕХРО 2017 на сцене театра Astana Opera состоялось поистине грандиозное событие – казахстанская премьера Cимфонии № 8 Густава Малера с исполнительским составом из 1 200 участников.

Сценическое воплощение самого монументального музыкального полотна Малера – во всем мире явление редкое и потому особо значительное. Инициаторами и организаторами масштабного культурного проекта в Астане стали Министерство культуры и спорта, Государственный театр оперы и балета «Астана Опера», АО «Қазақ әуендері». Их четкая, безупречно скоординированная работа на всех этапах подготовки, несомненно, во многом способствовала ошеломительному успеху казахстанской премьеры. Центральной фигурой вечера стал наш выдающийся соотечественник, чей талант признан во многих странах, – главный дирижер Astana Opera, заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев.

Так сложилось, что глубина замысла и величественность звучания Восьмой симфонии Малера способствовали включению ее в программы особо важных мероприятий ХХI века: открытию олимпийского фестиваля (Сидней, 2000), 400-летию со дня основания Квебека (2008), 150-летию со дня рождения Малера, 20-летию провозглашения независимости Словении и Хорватии (2011). Поэтому чтобы отразить важность и значимость проведения ЕХРО 2017 в Казахстане, было выбрано, пожалуй, самое монументальное сочинение в симфоническом жанре. Оно отвечает духу преобразований в республике, стремлению Казахстана представить свою современную культуру и мастрество музыкантов в мире.

Первоначально планировалось исполнение симфонии на открытом воздухе. Но по метеорологическим показаниям было принято решение о переносе премьеры на сцену Astana Opera, ставшего за короткое время крупнейшим культурным центром страны. Некоторые исследователи считают, что эта симфония словно создана для оперной сцены: «Мощь и красочность оркестровых и хоровых эпизодов сочетаются в ней с детально выписанными соло и ансамблями, тяготеющими к камерной выразительности». В Астане все исполнители – солисты, артисты оркестров и хоров – чувствовали личную причастность, ощущали себя соучастниками и сотворцами музыкальной истории страны, а каждый слушатель в зале понимал, что является свидетелем выдающегося события.

Малеровская 8-я симфония – одно из уникальнейших творений в мировой музыкальной сокровищнице. Она была завершена в 1906 году, а премьера, которой дирижировал сам автор, состоялась в Мюнхене в 1910-м. Малер стремился запечатлеть в музыке Восьмой величие и красоту мира. Это сочинение композитора действительно «излучает свет и радость, оно наполнено возвышенной поэзией и захватывающим вдохновенным пафосом».

В соответствии с текстом, порученном хорам и солистам, композитор разделил симфонию на две части. Характер музыки первой – торжественный, возвышенный, гимнический. В ней и трагизм, и мощь, и утверждение. Текст взят из католического гимна Veni, creator spiritus («Приди, о Дух, животворящий»), во второй части – восьмистишие из финала «Фауста» Гете. Для лучшего восприятия организаторы предусмотрели для зрителей размещение субтитров на государственном и русском языках. Это значительно облегчило понимание текстов на латинском и немецком языках – носителей вербальной составляющей произведения.

Очень удачно был подобран состав солистов из ведущих отечественных оперных театров – Astana Opera и ГАТОБ им. Абая: это сопрано, заслуженные деятели Казахстана Салтанат Ахметова, Жупар Габдуллина, Айгуль Ниязова, тенор Нурлан Бекмухамбетов, а также Татьяна Вицинская и Оксана Давыденко (альт), Олег Татамиров (баритон), Таир Тажигулов (бас). Каждый продемонстрировал высочайший уровень вокального сольного мастерства и ансамблевого исполнительства.

В симфониях Малера, как правило, песня является главным носителем обобщенной идеи, поэтому на солистов возложена особая смысловая нагрузка. Солисты имеют отличный вокальный аппарат, четкую дикцию, артикуляцию, прекрасно владеют штрихами, нюансировкой. Все – состоявшиеся артисты-виртуозы, профессионалы, мастера, имеющие богатый опыт выступлений и на зарубежных концертных сценах. Партии солистов были исполнены с неимоверной самоотдачей. Эмоциональный накал их выступления колебался в широчайшем диапазоне от ангельской умиротворенности до драматического пафоса и порой, казалось, достигал даже запредельной точки. Каждый из вокалистов, на мой взгляд, успешно справился с возложенной миссией. И конечно же, потрясающий успех выступления стоил колоссального труда всем: солистам, оркестрантам, хористам, организаторам, но в самой большей степени – дирижеру.

В музыке Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, зарождение камерного оркестра, с другой – расширение оркестрового аппарата, как в Восьмой, которую называют «Симфонией для тысячи участников». Оркестр мыслился композитором в самых колоссальных масштабах: симфония написана для пятерного состава оркестра. Он также включает в себя орган, фисгармонию, фортепиано, две арфы (в идеальном варианте их должно быть четыре), челесту и мандолину (в идеальном варианте несколько мандолин). Дополнительно подключает «закулисный» ансамбль медных духовых (трубы и тромбоны). Такого состава не было ни у кого из предшественников!

На премьере в Астане играли симфонические оркестры Astana Opera, ГАТОБ им. Абая, театра «Карло Феличе» (Генуя, Италия), Государственный академический симфонический оркестр Казахской государственной филармонии им. Жамбыла, Государственный камерный оркестр «Академия солистов». С каждым коллективом дирижер Алан Бурибаев работал по отдельности, перемещаясь из города в город.

Соло скрипки в исполнении Багдата Абильханова потрясло своей проникновенностью, утонченностью и изумительной «хрустальностью» звучания (по текс­ту в 1-й части solo приходится на слова «Слабость нашего тела укрепи добродетелью», во 2-й – на слова хора «Более совершенных ангелов», «Останки несть в руках для нас мученье»). Совершенно ирреально появлялось subito piano. Маэстро удалось каждый раз по-новому окрашивать его в разные оттенки. Дух захватывало от ощущения, что переносишься в какой-то параллельный мир или же открывающиеся неведомые божественные пространства…

Орган (точнее, его «электро­аналог») звучал достаточно величественно, торжественно, как бы давая «фундамент» всей фактурной ткани произведения. Игра оркестра отличается неукоснительным следованием за текстом. Например, на слова «Зажги свет умов, наполни любовью сердца» соответствующими музыкальными средствами (вспоминаются «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига и другие шедевры мировой классики) оркестр словно «рисует» озарение, постепенный рассвет и яркое сияние солнечных лучей. Трудно облечь в словесные формулы весь восторг и восхищение!..

Особо хочу отметить исполнение «закулисного» ансамбля медных духовых (руководитель – Руслан Баймурзин). В апофеозном финале ансамбль звучал стройным хором, торжественно и пафосно. Музыкантов разместили на галерее театра. Солистов – на бельэтаже.

Хор – неотъемлемая и важная часть всего исполнительского состава. Для участия в премьере были приглашены хоровые коллективы Astana Opera, ГАТОБ им. Абая, «Карло Феличе», Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета, Государственная хоровая капелла им. Б. Байкадамова, хоры Павлодарской областной филармонии им. И. Байзакова, Северо-Казахстанской областной филармонии, казахский камерный хор Актюбинской областной филармонии, камерный хор Государственной академической филармонии г. Астаны, а также сводный хор КазНУИ – детский хор «Елигай», смешанный хор колледжа, хор высшего звена, хоры «Алатау» Алматинского музыкального колледжа им. П. Чайковского, Семипалатинского музыкального колледжа им. М. Тулебаева, Восточно-Казахстанского училища искусств им. братьев Абдуллиных, Уральского университета им. М. Утемисова, Уральского музыкального колледжа им. Курмангазы, Кокшетауского педагогичес­кого колледжа им. Ж. Мусина, детские хоры Республиканской казахской средней специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. А. Жубанова, Республиканской средней специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. К. Байсеитовой, музыкальной школы им. М. Тулебаева, смешанные хоры Актюбинского музыкального колледжа им. А. Жубанова и Актюбинского гуманитарного колледжа.

Хоровые коллективы представили широкую географию нашей необъятной Родины. Неотразимы были и приглашенные гости из Италии. Зрителей особенно умилило выступление детских хоров. «Младшие ангелы» были на высоте! А «Старшие ангелы» покорили публику своим профессионализмом, музыкальностью и сценическим мастерством. В целом все артисты-участники доказали, что в республике состояние исполнительства находится на высоком уровне.

Во многом успех премьеры – заслуга видного дирижера Алана Бурибаева. История свидетельствует, что не каждый дирижер решится воплотить беспрецедентно масштабное произведение Малера. Это считалось делом особой чести! Выдающиеся дирижеры – Л. Стоковский, Г. фон Караян, Р. Кубелик, Д. Митропулос, Б. Вальтер, О. Клемперер, К. Аббадо и другие – предлагали различные толкования. Если в трактовке Леонарда Бернстайна перевес имела эмоциональная сторона, то у Пьера Булеза, напротив, эмоции сдерживались доминирующим рациональным началом, а изложение Бернарда Хайтинка отличалось некоторой суровостью, точностью и строгой детализированностью.

Представленную на суд слушателей в Астане исполнительскую интерпретацию отличают высочайший профессионализм, мастерство, тонкое, проникновенное прочтение малеровского шедевра. Дирижеру удалось добиться сбалансированного равновесия между «разумом» и «чувствами». Соответствие композиторской эстетике, его мироощущению и философской направленности творчества делает трактовку маэстро Алана Бурибаева очень убедительной. Именно глубокий, вдумчивый подход к каждому композиторскому творению, подробнейшее изучение всех тонкостей, крайне внимательное отношение к каждой авторской ремарке (в которых часто «закодирован» основной смысл), стремление максимально точно раскрыть замысел композитора – стали главными узнаваемыми признаками дирижерского почерка Алана Бурибаева.

Исполнители в один голос утверждали, что работать с таким профессионалом, Мастером и, главное – Человеком доставляло им огромную радость и удовольствие. Восхищают его эрудированность во всех вопросах, высочайшая интеллектуальность, интеллигентность, трудолюбие, максимальная самоотдача, открытость и простота в общении. Алан Аскарович умеет подобрать нужные слова, чтобы добиться от музыкантов должных нюансов, штрихов для достижения необходимого звучания. Немаловажное значение имеет и личное обаяние дирижера, харизма, которая может исходить только от поистине талантливого и творческого человека. Неудивительно, что на концерте каждый участник «Симфонии 1 000» выкладывался на 1 000%!

Находящиеся в зрительном зале ощутили в полной мере исходящую от маэстро Бурибаева позитивную энергетику. Зарядившись ею и вдохновившись величественной музыкой, люди выходили из зала, озаренные добрыми улыбками. В стремлении дарить радость от соприкосновения с великими произведениями, дарить любовь к ближнему, к искусству, к жизни, возможно, и кроется секрет успеха Алана Бурибаева. Вдохновленный личностью и выступлением маэстро, присутствовавший на премьере оскароносный голливудский актер Эдриан Броуди изъявил желание сыграть роль дирижера. Более того, у него возникла идея создать совместный проект Голливуда с Казахстаном.

Исследователь творчества композитора, автор монографии «Симфонии Густава Малера» Инна Барсова отметила, что «при всей кажущейся мистичности, абстрактности духовная формула Восьмой… заключала в себе смысл всей его художественной деятельности, проникнутой сжигающим его стремлением к совершенству. Этот нравственный пафос владел композитором в его жажде обрести для себя и высказать всему человечеству сокровенный смысл бытия, дать опору духовным и творческим силам тысячам людей».

Организаторам и исполнителям Восьмой симфонии Малера прекрасно удалось передать основную идею композитора и справиться с поставленными задачами. Когда она прозвучит в Казахстане в следующий раз – неизвестно. Но премьера – с оглушительным успехом – уже состоялась! И этот неопровержимый факт навсегда вписан отдельной страничкой в историю музыкальной культуры нашей страны.

АВТОР:
Гаухар Бейсембекова, музыковед

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры