​Как бабочка, летела на огонь… © kazpravda.kz

Вчера в театре Astana Оpera состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Режиссер-постановщик – Лоренцо Амато (Италия), за дирижерским пультом – заслуженный деятель РК Алан Бурибаев, декорации и костюмы созданы по эскизам легендарного сценографа Эцио Фриджерио и обладательницы премии «Оскар» Франки Скуарчапино. Новая постановка резко отличается от прежнего спектакля, шедшего в НТОБ им. К. Байсеитовой, в первую очередь своей концепцией. Сейчас упор сделан на человеческую трагедию маленькой гейши Чио-Чио-сан («Бабочки»).

Дж. Пуччини создал подряд три очень успешных оперы, которые его и прославили – «Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй». Все три сейчас входят в репертуар Astana Оpera и вместе с «Турандот» считаются вершиной оперного искусства, и все большие амбициозные театры мира обязательно их ставят. Есть надежда, что и на четвертую со временем столичный коллектив «замахнется».

Поначалу Пуччини писал в романтическом ключе, но уже к началу ХХ века начал искать новые формы, и это направление в искусстве назвали веризмом. «Мадам Баттерфляй» лишена романтического пафоса, но ее реалистичность, жизненность полюбили зрители, тронутые трагедией маленькой гейши.

Синопсис оперы таков. Лейтенант американского флота Пинкертон женится на пятнадцатилетней девочке по японским законам, то есть с правом отказаться от нее в любой момент, чтобы связать себя узами брака с американкой. Так он и делает: уезжает в Америку, где через какое-то время женится. Между тем в Японии у него родился сын. Пинкертон с женой Кэт возвращается в Страну восходящего солнца, узнает о своем отцовстве и через консула Шарплеса отнимает ребенка у матери. Чио-Чио-сан, раздавленной, опустошенной, ничего не остается, как заколоться кинжалом. Такова была цена ее любви. Родственники отговаривали ее от этого брака, обвиняли в отступлении от веры и традиций народа. Но мадам Баттерфляй, как ее теперь называют, не послушалась, терпела в разлуке голод и холод и ждала любимого…

История едва ли не банальна, такие встречаются и в наши дни, поэтому проста и понятна. Как сказал Эцио Фриджерио, это повесть о бедности и беззащитности. Характеры в опере – черно-белые, а самый черный – Пинкертон. Эту партию вчера исполнил Фабио Армилиато. Его участие в постановке состоялось в рамках Года культуры Италии в Казахстане. Остальные исполнители – все наши. На премьерных спектаклях в главной партии мадам Баттерфляй – заслуженная артистка РК Жаннат Бактай и заслуженный деятель РК Айгуль Ниязова. Еще один Пинкертон – заслуженный деятель РК Медет Чотабаев. Баритоны – заслуженные деятели РК Сундет Байгожин и Талгат Мусабаев воплотили на сцене образ американского консула Шарплеса. В других ролях еще многие именитые вокалисты, уже давно полюбившиеся столичной публике. Роль сына Чио-Чио-сан исполняют Никита Чайников и Алиша Нурмагамбетова, которые прошли кастинг и очень удачно «встроились» в спектакль.

Премьера оперы готовилась тщательно и всесторонне: сшито более ста костюмов, в том числе для хора – здесь консультантом выступила Джунко Камохара. Головные уборы, некоторые парики и специальная обувь также изготовлены в цехах Astana Оpera. Техническая оснащенность сцены позволила применять 3D-эффекты, столь популярные в наше время.

Усилия коллектива столичного театра привели к оглушительному успеху. Новая постановка стала настоящей победой, еще одним шагом, который ставит Astana Оpera в один ряд с лучшими театрами мира.

 

Автор: Бектур КАДЫРОВ

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры