​«Баядерка» по-петербургски © kazpravda.kz

70324-image

Вчера в Государственном театре оперы и балета Astana Opera состоялась премьера балета Л. Минкуса «Баядерка».

Шедевры великого балетмейстера Мариуса Петипа продолжают украшать афишу театра: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», прошлогодний новогодний «Щелкунчик» и теперь – «Баядерка» – одно из лучших произведений классического балетного наследия, увидевшее свет рампы в 1877 году в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга.

К работе над либретто М. Петипа привлек Сергея Худекова – журналиста, критика и историка балета. Экзотический сюжет имел в своей основе драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Теофиля Готье, поставленный на музыку Эрнеста Рейера cтаршим братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году для Парижской оперы. «И все же «Баядерка» – не вариант французского балета, – пиcал известный балетовед Юрий Слонимский. – Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны – они-то и входят в актив русского балетного театра…»

По сюжету в храмовую танцовщицу Никию влюблены знатный воин Солор и Великий Брамин. Солор на священном огне клянется Никии в любви. Но раджа Дугманта хочет выдать за него замуж свою дочь Гамзатти. У храброго воина не хватает мужества отказаться от такой великой чести. Это устраивает Брамина, который рассказывает радже о любви Никии и Солора.

Раджа хочет смерти Никии. Гамзатти на своей свадьбе с Солором подстраивает гибель баядерки во время исполнения ею танца. Солор в отчаянии. Во сне среди неземных теней он видит Никию, которая напоминает о клятве и сулит ему блаженство в царстве теней. И Солор, отозвавшись на призыв любимой, навсегда остается в мире призраков.

Музыка Людвига Минкуса мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное – послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа. На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения. Так был упразднен четвертый акт, где виновников смерти Никии ждала кара богов – во время обряда венчания Солора и Гамзатти храм рушился, погребая всех под обломками. Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать новые версии. Но вариант, поставленный Вахтангом Чабукиани совместно с Владимиром Пономаревым в Мариинском театре в 1941 году и пополненный в 1948-м, считается сегодня наиболее интересным. Эта версия в настоящее время идет в Большом театре, в Мариинке, а теперь и на сцене Astana Opera.

Спектакль сегодня ставится по всему миру, но, тем не менее, остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской. И тут нашим артистам крупно повезло: спектакль делала петербургская «команда»: хореограф-постановщик, она же художественный руководитель балетной труппы Astana Opera – народная артистка России Алтынай Асылмуратова и ее помощники – Елена Шерстнева, занимавшаяся с кордебалетом и корифеями, и заслуженный артист России Константин Заклинский, отвечавший за мужской танец.

Педагог-репетитор с сорокалетним стажем, старший преподаватель кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, преподаватель характерного танца в Академии русского балета им. А. Вагановой Елена Шерстнева говорит, что одно из главных достоинств петербургской школы – это руки, а также повороты головы, особая координация – все то, что называется «школой». И зрители дружно аплодировали кордебалету, когда в знаменитом третьем акте «Тени» 32 танцовщицы, в медленных арабесках спустившись с горных высей, образовали стройные линии.

Мелодраматические перипетии сюжета стали предпосылками для эффектного зрелища, украшенного множеством экзотических танцев: с веерами, с попугаями, зажигательный индусский с барабаном (солисты – Молдир Шакимова, Досжан Табылды и Бостан Кожабеков), джампо – с вуалью, прикрепленной к ноге исполнительниц (солистки – Марико Китамура, Айдыс Саая), кокетливый «Ману» с кувшином на голове (Асель Кусаинова), танец Раба (Жандос Аубакиров) и Золотого божка, который исполняет блистательный в прямом и переносном смысле Эльдар Сарсембаев. Да еще «тройка» Теней (Айдыс Саая, Елена Семенова, Гульзира Жантемир), гранд-па, а это две женские «четверки» и мужская «двойка»… Вызывает трогательные чувства участие в отдельных танцах детей, воспитанников КазНУИ.

Второй акт просто ослепляет роскошью костюмов и декораций. Постоянным зрителям, чтобы они предвкушали великолепное зрелище, достаточно сказать, что оформлением спектакля занимались выдающиеся итальянские мастера – сценограф Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, художник по свету Виничо Кели и создатель видеопроекций Серджио Металли. «Баядерка» – шестой «итальянский» спектакль в Astana Opera. И 85-летний Эцио Фриджерио готов приезжать в Астану снова и снова. Не за высоким гонораром – в условиях кризиса он готов его снизить – а за интересной работой, творческой и дружеской атмосферой, которые более всего важны для настоящих художников. Директор балетной труппы – заслуженный деятель Казахстана Турсынбек Нуркалиев заметил верно, что Эцио и Франка останутся в истории нашего театра как его «первооткрыватели».

На фоне ярких дивертисментных танцев развивается психологическая драма Никии. Ее диалоги с Брамином и Гамзатти – эмоциональные и содержательные пантомимические мизансцены. Айгерим Бекетаевой удалось глубоко прочувствовать и тонко передать душевную драму баядерки. Кульминация – ее Танец со змеей, коварно спрятанной в корзине с цветами. Тут горькая печаль сменяется радостной надеждой и новым, теперь уже предсмертным потрясением от жестокости и предательства.

Но и у остальных участников любовного четырехугольника – своя драма. Страдающий отвергнутый Брамин (Жанибек Иманкулов), готовый ради любви отречься от сана, предлагает противоядие, чтобы привязать баядерку к себе хотя бы благодарностью за спасенную жизнь…Гордая Гамзатти (Анель Рустемова) в борьбе за возлюбленного оказывается и униженно просящей и жестоко мстящей… Мечущийся Солор (Еркин Рахматуллаев) лишь в опиумном дыму спасается от мук совести и душевных терзаний. Эти драматические перипетии артисты передают в пластических диалогах и танцевальных дуэтах, исполненных очень уверенно. Вообще, питерский «акцент» заметен. Это то самое чуть-чуть, которое делает искусство искусством.

«Но работать надо еще много», – так говорит Алтынай Асылмуратова. На пресс-конференции она выразила благодарность всем, кто участвовал в создании спектакля: а это педагоги-репетиторы, героические швейники, подготовившие к премьере три сотни костюмов, талантливые бутафоры и гримеры, работники других цехов и отделов. Особая роль в балете у дирижера, который должен хорошо разбираться не только в нотах, но и в хореографии. Арман Уразгалиев весь подготовительный период находился в балетном зале, наблюдал за репетициями. В самые пронзительные моменты действия в оркестре звучат соло скрипки (Багдат Абильханов), виолончели (Даулет Шакиров), флейты (Алексей Косырев), арфы (Любовь Ткаченко).

Конечно, «Баядерку» танцует не один состав солистов. Сегодня на сцену выйдут опытные артисты, заслуженные деятели Казахстана – Мадина Басбаева, Гаухар Усина и Таир Гатауов. В третьем составе 17 января партии Солора и Никии станцуют Бахтияр Адамжан и Назерке Аймухаметова, которая пока возглавляет шествие Теней, и значит, делать арабеск ей приходится больше всех – 47 раз.

У балета «Баядерка», в отличие от его главной героини, счастливая судьба: созданный 138 лет назад в классических традициях того времени – с блестящими дивертисментами, многочисленными танцами, обязательным включением «белого» акта, он не только не забылся, но продолжает жить и радовать нас своим великолепием.

Автор: Анна НЕГИНА

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры