​Любовь и музыка неразделимы

Сегодня в Театре Astana Opera состоится премьера музыкально-сценической редакции оперы «Бiржан – Сара» Мукана Тулебаева.

Великий труд великого композитора

В истории отечественной музыкальной культуры опера «Бiржан – Сара» занимает особое место. Ее премьера состоялась в 1946 году в Театре оперы и балета им. Абая. Композитор Евгений Брусиловский так описывал свои впечатления: «Это был настоящий праздник казахского музыкального театра. «Бiржан – Сара» сразу была благодарно принята казахской аудиторией, и каждый последующий спектакль проходил с шумным успехом. Вчера не известный никому Мукан Тулебаев сразу стал знаменитостью, признанным и любимым первым казахским профессиональным композитором».

«Бiржан – Сара», представляющая молодую нацио­нальную композиторскую школу Казахстана, явилась подлинным открытием, вскоре о ней заговорили как о шедевре казахской музыки, сочинении-эталоне. «Опера «Бiржан – Сара» – великий труд великого композитора, – подчеркивала Газиза Жубанова. – Пройдут годы, столетия, тысячелетия, а чарующие звуки этого бессмертного произведения всегда будут пленять слушателей грядущих поколений».

Сюжет оперы перекликается с подлинными событиями, происходящими в Степи в конце ХIX века. В основе произведения – эпизоды из жизни выдающегося поэта, певца-композитора Біржан-сал (Биржана Кожагулова) и молодой талантливой поэтессы Сары Тастанбеккызы. Айтыс Биржана и Сары, состоявшийся в 1871 году, был признан образцовым и получил широкую известность еще в позапрошлом столетии. Либретто оперы написал известный казахский поэт, писатель, ученый Кажым Джумалиев. В музыкальном произведении удачно сочетается лирическая линия (любовь Биржана и Сары) и социальная проб­лематика, через судьбы героев раскрыты важные моменты истории казахского народа.

Сам Мукан Тулебаев писал: «В опере «Бiржан – Сара» я стремился передать благородные романтические чувства героев, высокие патриотические мечты народа. Народное творчество – неиссякаемый источник вдохновения для каждого из нас». Композитор, обладающий яркой индивидуальностью, искусством мелодизма, использовал в опере национальные музыкальные формы: кюи, песни, айтыс, обрядовый фольклор – свадебную песню «Жар-жар», поминальный плач – жоқтау.

У оперы счастливая судьба. В 1949 году ее авторам и исполнителям присуждена Сталинская премия. В 1958-м «Бiржан – Сара» была представлена во время Декады искусства и литературы Казахстана в Москве. В 80-е годы прошлого века ей аплодировали в Германии, в новом столетии она звучала в Турции и России. «Бiржан – Сара» – в репертуаре Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, в 2013-м Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» был открыт именно этим произведением классика казахской музыки Мукана Тулебаева. Через год труппа столичного театра исполнила оперу на сцене Мариинского театра.

Масштабность и нюансы

Новая музыкально-сценическая редакция осуществлена в рамках празднования 20-летия Астаны под эгидой Министерства культуры и спорта РК.

Обращение к достоянию нацио­нальной культуры всегда требует от постановщиков, артистов, музыкантов подхода бережного и ответственного. Все, кто будет в зале, не только имеют представление о происходящем на сцене, но и хорошо знают сюжет, образы героев, некоторые музыкальные эпизоды. У постановщиков, как говорится, нет права на ошибку: они должны, не нарушая национальной стилистики, привнести в спектакль что-то новое. Нужно и оправдать ожидание публики, и суметь удивить ее. Сегодня в оперный театр приходят не только для того, чтобы насладиться прекрасной музыкой, но и увидеть современную – зрелищную постановку.

Постановочную команду возглавил режиссер-постановщик, заслуженный деятель Казахстана Асхат Маемиров, режиссером-консультантом выступил главный режиссер Большого театра Беларуси лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая Михаил Панджавидзе. Дирижер-­постановщик – заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов, главный хормейстер – заслуженный деятель РК Ержан Даутов, балетмейстеры – заслуженные деятели РК Турсынбек Нуркалиев и Айгуль Тати.

Новая режиссерская версия ­отличается от предшествующих ­масштабностью форм, вниманием к культурному контексту произведения. Благодаря новейшим театральным технологиям оперу адаптируют к техническим возможностям сцены, воплотят эксклюзивные решения постановочной группы.

Напомним, что в прошлом году Михаил Панджавидзе осуществил в столичном театре блестящую ­постановку оперы «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, усилив драматургическое начало произведения, что было отмечено и публикой, и критиками.

«Бiржан – Сара» в новой режиссерской концепции также отличается отсутствием одноплановой трактовки образов всех героев. Акцент сделан на нюансы человеческих отношений, характеры героев получились еще более яркими и, пожалуй, неоднозначными. Зрителям предстоит не только сопереживать происходящему на сцене, но и задуматься о причинах поступков героев, понять их образ мыслей, прочувствовать их эмоции.

Дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов уверен: любой музыкальный спектакль, чтобы выжить и оставаться востребованным, должен соответствовать веяниям времени.

– В нашем театре оперы «Абай» и «Қыз Жібек», поставленные более года назад, до сих пор идут с аншлагом, – отмечает Абзал Мухитдинов. – Для творения Мукана Тулебаева назрела необходимость нового сценического решения. У этого композитора музыка по своей­ природе колоритная, красивая и певческая. Известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере использовал музыкальные цитаты народного акына, песня «Айт­пай» является экспозицией образа главного героя.

Подчеркнем, в репертуаре Театра Astana Opera сегодня представлены три знаковых произведения казахского оперного искусства, ­поставленные по высоким мировым стандартам. Именно на них стремятся попасть как казахстанцы, так и многочисленные гости нашей столицы. Сегодня казахская опера переживает расцвет и востребована слушателями.

340 костюмов и настоящий патефон

Когда мы попали за кулисы, на сцене готовилась репетиция первой картины оперы – Кояндинской ярмарки. И первое, что бросилось в глаза, – большой патефон, который, казалось, вот-вот заиграет. «Неужели настоящий?!» – вырвалось невольно. «Тут все – настоящее», – авторитетно-назидательно сообщил проходящий мимо рабочий сцены.

На знаменитую ярмарку, самую крупную в казахской степи, с середины ХIX века съезжались сотни купцов из ближних и очень дальних краев, а покупателям и тем, кто хотел увидеть редкие товары и зрелищные представления – айтысы, выступления палуанов, фокусников, акробатов, – и вовсе не было числа. Шумную, веселую, бурлящую атмосферу ярмарки и воссоздают на сцене Astana Opera: богатые ковры с орнаментом и бахромой, пушнина, огромные вазы и гончарные изделия, сундуки с тканями, редкое для этих мест кресло-качалка, множество книг, оружие (одно из ружей, по театральным законам, выстрелит в финале)…

Как рассказывают в театре, на изготовление бутафории ушло порядка полугода. Обновились технологии: табуреты, шкаф, сундуки украшены не нарисованными, а рельефными узорами, созданными с применением фрезерного станка. Заслуживают внимания, например, напольные часы из настоящего дерева, где все мелкие детали выполнены вручную. Оказалось, что и патефон – бутафорский. Кстати, настоящее значение этого слова понимаешь только в театре. И никакой это не «поддельный» или «фальшивый», а созданный искусно, мастерски, артистично!

Мастера-гончары сделали нес­колько десятков кувшинов. Велись сложные работы по металлу. В этом спектакле много чеканки: все пояса, ремни украшены замысловатыми узорами. Отметим, что над каждой деталью бутафоры кропотливо трудятся не меньше трех часов, и только поясов получилось около сотни!

…На сцене вдруг все пришло в дви­жение. В разные стороны побежали люди, а на нас поехала, да нет, буквально понеслась целая огромная (!)­ крепостная стена, только что ­нерушимо стоявшая в сцене ярмарки. За ней «устремилась» башня: «Поберегись! Дорогу!» – рабочие сцены перемещали декорации привычно быстро, ловко, слаженно, снисходительно посматривая на неуклюжих журналистов, потрясенных такой закулисной тектоникой.

Нам объяснили, что на самом деле, то есть во время спектакля, стены будут появляться «из-под земли» (из-под сцены, из трюма) и так же исчезать. И чтобы уж точно не осталось сомнений, что театральное закулисье – это особый, фантастический, технический и технологический мир, на сцене бесшумно появилась гора и откуда-то «с неба» опустились три могучие сосны. Причем в спектакле картины богатой казахстанской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D-проекциях.

Увидят зрители великолепный шатер и юрту, волостной правитель Жанбота приедет на ярмарку в фаэтоне. В спектакле участвуют животные – лошади, верблюд, ослик, собаки-тазы, которых не раз и не два привозили на репетиции. Четвероногие артисты спокойно наблюдают за царящей вокруг суетой и уже не выглядят новичками. Да, еще будет настоящий водопад, для которого понадобится полторы тонны воды. Причем этот эффектнейший элемент декорации имеет в спектакле символический смысл, свое концептуальное значение.

Художники-постановщики оперы – Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов, дизайнер по проекциям – Серджио Металли, художник по свету – Якопо Пантани, руководитель художественно-производственного комплекса – Виктор Караре. Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов над эскизами начали работать еще осенью прошлого года. Они хорошо знают казахскую культуру, быт и обычаи, но вновь взялись за книги, изучали картины художников, особенности орнаментов, выбирали цвет и детали одежды, которые тоже могут многое рассказать о героях.

– Трудоемкая работа проделана по созданию нарядов для трех балетных сцен, в каждой из которых задействовано 48 артистов, – рассказали художники-постановщики. – Костюмы для артистов хора получились яркими и богатыми, поэтому появилась сверхзадача – сделать образы главных героев необычайно красочными и выразительными. Благородный наряд Биржана говорит о его статусе и возрасте. Свадебное платье Сары – очень нежное. Жилетка выполнена в национальном стиле, расшита металлическими украшениями цвета золота. Хотелось, чтобы невеста сама была как драгоценность – самой красивой, вызывающей восхищение уже своим появлением.

Когда есть память, смерти нет

«Бiржан – Сара» – многоплановое произведение, в котором нашли отражение история и культура, нацио­нальные характеры, традиции и быт казахского народа. Несомненно, найдут горячий отклик у публики красочные и выразительные танцевально-хоровые сцены, как раз и создающие образ народа. В опере чувствуется любовь казахов к песенной культуре, их музыкальная одаренность, восхищение талантом акынов. Непростые творческие задачи стоят перед всеми исполнителями. Но, конечно, самое пристальное внимание будет приковано к главным героям – Биржану и Саре.

Музыка всегда была важнейшей составляющей жизни казахов, а айтыс – не просто формой досуга. Эта музыкально-поэтическая традиция веками питала и совершенствовала всю казахскую культуру, а акыны неизменно пользовались огромным уважением и искренней любовью народа.

Биржан и Сара – ярчайшие, легендарные представители искусства айтыса, и сценическое воплощение их образов требует от солистов высочайшего мастерства – вокального и артистического, и личного обаяния. Публика должна полюбить их с первого взгляда, с первой ноты, как происходило это когда-то на выступлениях мудрого, гордого, смелого Биржана и молодой, озорной, независимой Сары, наделенных поэтическим и музыкальным даром. И артисты, и слушатели также помнят, что первыми исполнителями главных партий были знаменитые певцы Куляш Байсеитова и Анвар Умбетбаев.

На сегодня в Astana Opera готовы два состава исполнителей.

Партия Биржана – сложная, большая, требующая мобилизации всех сил, его образ может воплотить не каждый певец. Эту роль готовятся исполнить лауреаты международных конкурсов Беимбет Танарыков и Меир Байнеш. Беимбет Танарыков выступает в роли Биржана на протяжении всей своей творческой карьеры. Солист обладает красивым тембром голоса, потрясающим артистизмом, он абсолютно понимает и чувствует своего героя. Не раз блестяще исполнял эту партию на сцене Astana Opera харизматичный певец Меир Байнеш.

А вот для заслуженной артистки Казахстана, примадонны оперной сцены Майры Мухамедкызы роль Сары станет дебютной.

– Мои мечты сбываются, – говорит Майра Мухамедкызы. – Я давно хотела исполнить эту роль, для которой нужно иметь достаточный опыт – и вокальный, и личный. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия, требующая классического исполнения. В целом же шедевр Мукана Тулебаева я сравниваю с операми Пуччини, обладающими большой динамикой. Постараюсь исполнить партию в итальянской манере, чтобы каждое слово было понятным.

Заслуженная артистка Казахстана великолепная Жаннат Бактай в этой опере уже выступала в партии ревнивой Алтынай, а образ Сары тоже воплотит впервые.

Роль любящей, но нелюбимой Алтынай будут исполнять заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова и Айзада Капонова. В образе заносчивого и жестокого Жанботы предстанут заслуженные деятели РК Жанат Шыбыкбаев и Талгат Мусабаев. Роль матери Биржана – Аналык, чья пронзительная прощальная песня – жоқтау звучит в финале, сыграют заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина и Айзада Капонова.

…История любви Биржана и Сары трагична, герои погибают. Но финал спектакля в Astana Opera как глубоко печален, так и светел. На высокой скале у истоков водопада появляются Биржан и Сара. История их любви осталась в памяти народа, и песни Биржана поют новые поколения влюбленных. Музыка и любовь неразделимы, а память может оказаться сильнее смерти.

Kazpravda.kz

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры