«Я рад, что еще одна опера великого Пуччини появится в «Астана Опера» — Алан Бурибаев

Грандиозную премьеру оперы Джакомо Пуччини «Турандот» готовит театр «Астана Опера» совместно с Китайским национальным оперным театром, она состоится 22 и 23 июня. В преддверии этого важного в культурной жизни страны события корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с главным дирижером «Астана Опера», дирижером-постановщиком оперы «Турандот» Аланом Бурибаевым. Премьера приурочена к 20-летию столицы и пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта РК.

— Маэстро, расскажите о значимости этой оперы не только для столичного театра, но и для всего мирового репертуара.

— «Турандот» — это последнее произведение великого итальянского оперного композитора Джакомо Пуччини и одновременно последнее великое театральное произведение, завершающее целую эпоху Золотой эры итальянской оперы, продолжавшейся более 300 лет, которая началась с опер Монтеверди в начале XVII века, и затем нашедшей свой расцвет в творчестве Россини, Беллини, Доницетти, Верди, многих других композиторов и, конечно же, в творчестве самого Пуччини. Когда он в 1919 году решил писать оперу «Турандот», Пуччини уже был одним из самых знаменитых композиторов Европы, его имя знал весь мир. Оперы Пуччини ставились не только в Старом Свете, но и в Новом. Публика всегда ждала новинок от такого мастера искусства, как Пуччини. В свои 60 лет на момент начала создания композиции «Турандот» он уже был живым классиком. Тем не менее в опере «Турандот» композитор не почивал на лаврах, а продолжал поиски по обновлению своего музыкального языка. Он проделал очень сложную работу, в которой отразилась эстетика сразу двух веков: XIX и XX.

— Какие конкретно музыкальные влияния этих эпох отразились в опере «Турандот»?

— Те оперы, которые еще при его жизни принесли ему мировую славу, такие как «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», были написаны до Первой мировой войны, в те годы, когда красота была одним из самых главных критериев искусства, начало Первой мировой войны полностью изменило все эстетические ориентиры художников. Люди искусства стали мыслить и писать по-другому, более жестко, искать новые модернистские направления. Новые течения в искусстве и перемены в жизни не обошли стороной и Пуччини. Композиторам, которые были воспитаны в эстетике красоты в XIX веке и писали красивые мелодии с изысканными гармониями, теперь все говорят, что они устарели, что им следовало бы сочинять более современно, поскольку время диктует новые правила в искусстве. В «Турандот» Пуччини предстает по-прежнему гениальным композитором, большим мастером, но в то же время человеком сомневающимся, ищущим, поскольку его, как и многих других композиторов, настигло изменение ориентиров и в чем-то обогнал неумолимый ход истории. Нужно отдать Пуччини должное: в 60 лет он пытается обновить свой музыкальный язык. Он тщательно изучает музыку более молодых композиторов, проложивших новые пути в искусстве музыки ХХ столетия, таких как Шенберг, Стравинский, Хиндемит, и пытается интегрировать их гармонические находки и достижения в свое творчество. И поэтому «Турандот» представляет собой интересный сплав двух эпох. С одной стороны, в композиторском словаре Пуччини есть весь багаж итальянской традиции, бельканто, красивой мелодии, идущей от Верди. С другой стороны, в «Турандот» уже чувствуется мощное влияние XX века с его жесткими гармониями.

— Действительно ли, что опера «Турандот» написана в абсолютно новом для композитора жанре?

— Да, и это еще одна особенность «Турандот», она принадлежит к новому для Пуччини жанру сказки. Его ранние оперы можно отнести к направлению веризма, то есть искусству, приближенному к почти повседневной реальности. Если великий Рихард Вагнер в своих музыкальных драмах, таких как «Кольцо Нибелунга», выводил на сцену древних германских богов, а великий Верди выводил на сцену королей, как в «Дон Карлосе», или герцогов, как в «Риголетто», то Пуччини близки переживания простых людей на сцене. Например, в «Богеме» он предельно реалистично и в то же время с огромной поэзией рассказывает о жизни и любви бедных студентов в Париже. И вдруг последняя из его опер — «Турандот»  — это не веризм, а сказка, причем сказка очень мрачная. Композитор обращается к классику венецианской литературы — автору XVIII века графу Карло Гоцци. Это неожиданный поворот в его творчестве. Это совершенно новый и неожиданный Пуччини, но при этом он узнается с первой же ноты. Вся красота, представленная в опере, она немного страшная. Судите сами: хор проклятой луны, отрубленная голова, палач, выходящий на сцену. Вся опера, как и вердиевский «Трубадур», является ночной оперой, чье действие происходит от заката до рассвета. И опять же, в отличие от более раннего, довоенного творчества Пуччини, хор в «Турандот» играет гораздо более значимую роль. Размах произведения масштабен и рассчитан на постановку оперными коллективами с большим количеством участников на сцене, поскольку «Турандот» написана в стиле Гранд оперы. Прообразом для нее явились такие произведения, как «Аида» Дж. Верди, «Семирамида» Дж. Россини. Также большую роль играет в опере оркестр с расширенной группой ударных инструментов. Я бы сравнил «Турандот»по значимости с «Войной и миром» Толстого, то есть, возможно, это главное произведение композитора, сумма творческих поисков, его Opus Magnum.

— Маэстро, известно, что композитор умер, так и не завершив оперу, и в некоторых театрах «Турандот» исполняется в таком неоконченном виде. Однако эта версия окончания оперы не является единственной. Какой финал ждет публику «Астана Опера»?

— Финал композитор не дописал, поскольку Смерть, о которой так много идет речь в опере «Турандот», неожиданно пришла к нему самому. Кто знает, как бы писал музыку композитор после «Турандот». Открылся бы он еще больше модернистским звучаниям ХХ века, поведя по новому пути развития за собой всю итальянскую оперу, или, наоборот, отвернулся и отшельником с ностальгией смотрел в прошлое, нам знать, к сожалению, не дано. Но обе тенденции: и ностальгическая, и устремленная в будущее, присутствуют в музыке «Турандот». Конец оперы написан итальянским композитором Франко Альфано по эскизам Пуччини. Мне нравится решение Альфано, так как он заканчивает «Турандот» знаменитой мелодией Пуччини Nessun dorma, и в конце оперы, наконец-то, наступает долгожданный рассвет, и, несмотря на весь мрак этой жестокой сказки, финал оперы все-таки оптимистичен. Я думаю, что завершать эту оперу без финала было бы все-таки вопреки решению композитора, потому что Пуччини сам хотел закончить эту оперу, и по свидетельствам и дирижера Артуро Тосканини, и сценографа Галилео Кини Пуччини играл им на рояле сочиненный, но, увы, не записанный на нотную бумагу финал «Турандот». И конечно же, я очень радуюсь, что еще одна гениальная опера великого Пуччини появится в репертуаре «Астана Опера».

 

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры