«Щелкунчика» станцевали в Астане

 

На сцене «Астана Балет» впервые развернулся полноценный сюжет новогодней сказки «Щелкунчик».

Премьера балета в трех действиях Петра Чайковского на либретто Мариуса Петиппа в яркой и выразительной редакции Василия Вайнонена состоялась 22 декабря. Отмечается, что именно этот легендарный балетмейстер первым адаптировал спектакль для понимания детей и взрослых.

Для «Астана Балет» «Щелкунчик» стал первым большим творческим тандемом с учащимися и преподавателями Казахской национальной академии хореографии, а сама постановка – символической отсылкой к самой первой в истории постановке «Щелкунчика», когда в далеком 1892 году на сцене «культурного центра» России – Мариинки главные детские роли тогда еще двухактового балета исполняли ученики Петербургского Императорского театрального училища, ныне Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Хореографы и постановщики балета признались: «Щелкунчик» стал для них экспериментальным проектом. К слову, театр впервые «поставил» крупное полноценное полотно, тогда как предыдущий репертуар включал в основном неоклассику и национальные хореографические постановки без сюжетов и развития действий. Идея постановки именно этого спектакля принадлежала главному балетмейстеру театра Алтынай Асылмуратовой.

Работа была проведена колоссальная – от репетиций с еще юными, начинающими артистами и танцорами, заканчивая отработкой закулисной части спектакля. Декорации, свет, оригинальный реквизит, бутафория, расстановка стереоаппаратуры для создания визуального трехмерного эффекта были продуманы до мелочей. Хореография артистов отточена до легкой невесомой поступи, вторящей таинственным звонам музыкальных инструментов в оркестре. Эмоции и артистизм главных героев передали полноту настроения и создали гамму соответствующих чувств от увиденного на сцене. Музыкантам симфонического оркестра и артистам балета удалось оживить музыку, сделать ее зримой. Музыка – это главная причина, почему на протяжении столетий балет Чайковского остается актуальным и ежегодно театральные сцены всего мира собирают аншлаги.

«У нас недавно открылась академия – кузница наших будущих артистов балета. Для них огромный шанс и возможность повысить планку в профессиональной подготовке. Постановщик спектакля Алтынай Асылмуратова с удовольствием предоставила им возможность получить неоценимый опыт и самые прекрасные воспоминания о прошедших днях подготовки. Это так удивительно – наблюдать за тем, как маленькие артисты только начинают осознанно понимать то, чем они занимаются, что они делают. Для взрослых артистов это тоже трудности, потому как классику танцевать очень сложно. Я сама танцевала этот балет, когда училась в хореографическом училище. Именно через эти образы, через хореографию и музыку приходит познание балета, ты наполняешься и лучше и глубже понимаешь смысл своей будущей профессии. Это красивая удивительная сказка, грезы. Когда мы ставили в план эту постановку, мы немного сомневались, потому что все-таки театр «Астана Балет» так близко и тесно не сталкивался с классическим репертуаром. Для нас это новый опыт. Еще больше воодушевило то, что зрители с большим интересом ожидали премьеру спектакля. Задолго до показа спектакля нас ожидали аншлаги. Мы до последнего момента что-то корректировали, вносили изменения, дополняли, дорабатывали. Это  большая победа всего коллектива театра «Астана Балет», педагогов и будущих артистов академии хореографии, симфонического оркестра «Астана Опера», детского хора «Елигай», а также приглашённых мастеров искусства. Мы возлагаем большие надежды и оправдания на этот проект», – прокомментировала главный балетмейстер театра Мукарам.

Премьера балета «Щелкунчик» пройдет на сцене театра «Астана Балет» до 28 декабря включительно. Также в предпраздничные дни эта постановка будет показана на сцене «Астана Опера» в редакции хореографа Юрия Григоровича.

Динара Канжагалинова

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры