Французская история

С открытия 6-го театрального сезона театра Astana Opera состоялись премьеры «Севильского цирюльника», «Евгения Онегина» и «Шелковой лестницы». И вот очередная оперная презентация – новая постановка «Богемы», осуществленная при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Это одна из самых кассовых опер мира, самая популярная из 10 опер Джакомо Пуччини, ее прекрасные арии относятся к лучшим образцам итальянского вокального искусства.

В репертуаре Astana Opera «Богема» была и раньше. Иначе и быть не могло. Театр, построенный по инициативе Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, дал новые возможности для воплощения идей творческому коллективу. С самого начала молодой театр позицио­нировал себя в центре международных театральных трендов. Итальянская опера определилась одним из первых репертуарных направлений, наряду с казахской оперой. А «Богема» была первой из четырех знаменитых опер Пуччини, которые идут на сцене Astana Opera. Она перешла преемственно из репертуара Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, действовавшего в новой столице Казахстана до 2013 года.

И сегодня, когда у коллектива сложилось пространство разносторонних контактов с итальянскими мастерами современного сценического искусства, понятно желание взамен прежней постановки для старой, совсем не театральной сцены предложить новую, в которой традиции итальянской оперы в сочетании с уникальными техническими возможностями театра дадут новый импульс для развития творческого коллектива.

На этот раз в исполнительской части задействованы артистические силы казахстанских музыкантов, что очень приятно было видеть зрителям. Ведь у наших артистов есть свои ценители, они осыпали овациями яркие выступления певцов. Всемирно известную Марию Мудряк, которая раньше пела партию Мими в зарубежных театрах, в столицу Нур-Султан приехали послушать ее поклонники из родного Павлодара. Великолепно показали себя с артистической стороны певцы хора. В разноголосице массовых сцен французский колорит подчеркивали звонкие голоса детского хора.

А вот постановка была осуществлена под руководством команды итальянских знатоков оперы. Среди них специалисты с мировым именем, из известных театров Италии. В сотрудничестве с ними уже осуществлены несколько постановок опер и балетов на сцене Astana Opera, и состоялось исторически важное, грандиозное и успешное исполнение оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, Девятой симфонии Бетховена на сцене «Карло Феличе» Генуи. И справедливо, что решением независимой международной эксперт­ной комиссии театр Astana Opera стал лидером в номинации «Концертная⁄Театральная площадка года» престижной премии Bravo, получив признание музыкальной общественности.

Именно итальянская постановочная команда обеспечила особую ауру нового спектакля «Богемы». Было представлено аутентичное прочтение музыки Пуччини, ее тонкого, облагороженного итальянского веризма. В трактовке сюжета тоже подчеркивалась подлинность. Динамичные зарисовки четырех действий правдиво и со вкусом передали яркие и интригующие картины из жизни парижских кварталов, свободолюбивый дух французской молодежи, ту притягательную атмосферу любви, которой был когда-то вдохновлен композитор, прочитав роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы».

В музыке «Богемы» нет ни одной лишней ноты, она каждым звуком передает чувства героев, реальные ощущения жизни в полноте ее красок и одухотворенной любви. Эта трогательная трагическая история о первых испытаниях сильными чувствами и потрясениями, о первом столкновении с ревностью и смертью, о романтике надежд и мечтаний, о крепкой дружбе, несмотря ни на какие невзгоды, об умении прощать слабости, смеяться над мелочами жизни и быть рядом в трудную минуту.

В выразительных мелодиях, полных страсти и тончайших психологических переживаний, Пуччини отразил страницы своей жизни. Образы героев и события сюжета также списаны с биографии писателя Мюрже. Об энергии, которая вложена в музыку, свидетельствует признание самого композитора. Завершив последние такты, он «плакал как дитя, один, в ночной тишине», ему казалось, что он «потерял своего родного ребенка».

Хотя либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза ему пришлось ждать 2 года (но какое удивительное либретто было предложено!), Пуччини написал оперу почти «залпом», за 8 месяцев. Божественную «Богему» ожидал от композитора и его издатель Джулио Рикорди. За 3 месяца до ее премьеры в 1896 году он умолял и требовал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевр, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»

«Богему» почти всегда сопровождал успех, она предельно популярна, потому что понятна для всех и в разные времена. В эту актуальную сверхисторию, пробирающую до мурашек, зритель начинает верить практически с самого начала. Знаменитый тенор Энрико Карузо так горячо полюбил «Богему», что назвал одного сына Рудольфом, а другому дал прозвище Мими. Музыка и сюжет настолько реальны по эмоциям и действию, что к концу спектакля, когда мелодрама печально завершается, слушатели искренне сопереживают непростым судьбам героев в поисках любви и счастья, а некоторые даже проливают слезу.

Так было и в итальянской постановке театра Astana Opera. Воздействие гениальной музыки Пуччини многократно усилилось благодаря прекрасному театральному решению режиссера Андреа Бернарда. Между прочим, это его дебют с мировой «Богемой», который, конечно, запомнится в его биографии тем, что связан с Казахстаном. Наблюдая за впечатляющей сценографией Эцио Фриджерио, за эффектными световыми красками и удивительными техническими визуализациями Серджио Металли и Винченцо Раппони, внимательно рассматривая все исторические костюмы, созданные Франкой Скуарчапино, будто бы находишься на улицах Парижа, сидишь за столиками кафе и ресторанов, наслаждаясь праздничной атмосферой французских аттракционов, головокружительными сальто цирковых акробатов и пластически выразительными обрамлениями итальянских масок.

Особое обаяние «Богемы» кроется в детализации, в штрихах и полутонах. Вопреки модным ошеломляющим режиссерским фантазиям наш столичный театр предпочел классическое понимание оперы и верно следовал главенству пения. Потрясающие мелодии Пуччини расцвели и обрели индивидуальные крас­ки в роскошных голосах Марии Мудряк и Майры Мухамедкызы, Медета Чотабаева и Сундета Байгожина, Салтанат Ахметовой и Альфии Каримовой, Жана Тапина и Талгата Мусабаева, Таира Тажи, Болата Есимханова, Андрея Борисенко, Ержана Саипова, а также многих других. Они все, каждый по-своему, передали разнообразно прописанные композитором человеческие характеры.

Удивительно мягко звучал под руководством дирижера Джузеппе Акуавива симфонический оркестр. Партитура Пуччини предстала богатством оркестровых красок. В заключительной сцене было достигнуто пастельное звучание оркестра, оттеняющее трагическую развязку.

Премьера «Богемы» в новой постановке совпала с печальным событием в жизни сегодняшнего Парижа. Накануне и в дни спектаклей в интерьере театра Astana Opera привлекала афиша с необычным названием шедевра Пуччини «Парижская Богема». А в одной из массовых сцен спектакля народ шагал на авансцене с развевающимся французским флагом. Конечно, многим участникам и зрителям эта французская история, поведанная итальянским гением и звучащая на казахстанской земле, показалась символичной. Мы вместе с народом Франции желаем божественному собору Нотр-Дам возрождения из пеп­ла, и своим искусством Astana Opera утверждает бесценность и вечность великих творений мировой культуры.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры