«Турандот» – опера страстей и характеров © liter.kz

«Турандот» – опера страстей и характеров
В Астане с аншлагом проходит премьера оперы «Турандот» Дж. Пуччини. Грандиозный проект на сцене «Астана Опера» представила невероятная по своему масштабу международная постановочная и артистическая команда

Премьера приурочена к 20-летию столицы и проходит при поддержке Министерства культуры и спорта РК.

Накануне премьерных вечеров прошла пресс-конференция, а затем показ для прессы нового спектакля, на котором также наблюдался аншлаг. Такой интерес к постановке вполне объясним. Одна из самых сложных и сценически эффектных опер мирового репертуара стала возможной в «Астана Опера» благодаря блестящей постановочной и артистической команде, а также оснащению зала «Астана Опера» по последнему слову сценической техники. «Турандот» – опера сильных страстей и характеров. Ставится она не так часто, как другие оперные шедевры. Шансов остаться равнодушными у пришедших на пресс-показ и в первый премьерный вечер зрителей практически не было. Не помешала даже изменчивая – то дождь, то солнце – погода. Зрители в очередной раз убедились, что работают в «Астана Опера» настоящие профессионалы, которые способны всегда все держать в творческом тонусе. Опера «Турандот» – это двадцать четвертая премьера театра «Астана Опера», которую, без сомнения, можно назвать грандиозной. Благодаря титанической работе постановочной группы, спектакль пришелся по вкусу жителям и гостям столицы.

Талант ничем не ограничить
Сенсация премьеры – это приглашение на постановку одного из самых выдающихся режиссеров современности итальянца Давиде Ливермора. В его послужном списке спектакли в крупнейших оперных домах Европы, но он впервые работал над оперным спектаклем в Казахстане. И все-таки у режиссера-постановщика Давиде Ливермора есть опыт работы в театре «Астана Опера» в качестве члена жюри на известном конкурсе вокалистов «Опералия Пласидо Доминго-2017». Поэтому, как он сам признался, был чрезвычайно рад принять приглашение от театра поставить оперу Дж. Пуччини «Турандот».
– Я испытываю огромную радость, что наши страны объединены мостом культуры. Впервые я соприкоснулся с «Турандот», когда мне было 6 лет. Отец подарил мне диск с записью этой оперы, тогда меня впечатлила часть с исполнением детского хора. Выучив этот отрывок, я часто пел его в своей комнате. Так что эта опера со мной с самого детства. В ней очень характерные герои, считаю, что каждый человек, живущий на Земле, может быть таким же принцем, в другой период жизни найти в себе черты Пинга, Понга и Панга. А мне сейчас ближе всех Калаф. Я хотел бы испытывать жизнь и верить в любовь, как он, – поделился Давиде Ливермор.
В новой постановке продемонстрировала свои возможности блестящая труппа «Астана Опера», готовая к исполнению любых по сложности оперных шедевров. Звезды казахстанской оперной сцены, великолепные артисты Китайского национального оперного театра, знаменитая австрийская сопрано Мартина Серафин и известный казахстанской публике болгарский тенор Камен Чанев – всех объединила опера Дж. Пуччини «Турандот» на сцене «Астана Опера». Это стало предметом особой гордости и театра, и руководителя проекта – известного маэстро, главного дирижера «Астана Опера» Алана Бурибаева. Разумеется, дирижер-постановщик Алан Бурибаев и режиссер-постановщик Давиде Ливермор показали себя в этом проекте большими мастерами сцены, верными настоящему искусству. В этом проекте оперный театр не только безупречен в музыкальном отношении, это еще и органичный, полноценный и впечатляющий театр действия, который интересен зрителю.
К сожалению, режиссера-постановщика не было на премьерах. Давиде Ливермор улетел в Сидней, в национальном театре Австралии у него начался проект, но в «Астана Опера» остались его ассистенты Сальваторе Никосия и Джанкарло Юдика Кордилья. Именно с ними режиссер-постановщик решал: будут казнить принцев на сцене «Астана Опера» или нет.

В духе зрелищ
Фантастический Китай, куда перенесется публика создали на сцене «Астана Опера» Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Спектакль невероятно красивый, мощный, великолепно придуманный динамичный, выразительный и стильный. В нем переплетены фантастика, сказка, страсть, переживания и любовь. Звезды мировой и отечественной сцены будут удивлять зрителей талантливой игрой – это важное слагаемое успеха новой постановки.
Конечно, не может не удивить интереснейший пластический рисунок спектакля сценографов-постановщиков Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова, которые предложили любопытную концепцию художественного оформления. И конек «Турандот» на сцене «Астана Опера» – смешение стилей. Но ключевым элементом все же остается китайская символика.
– «Турандот» – это очень богатый художественный материал. Мы отталкивались от видения режиссера, от технического оснащения сцены, которое старались максимально использовать. Пространство будет меняться, становясь то необъятным, то более компактным. Изучив историю постановок «Турандот», точно скажу, что наш спектакль не повторяет ни одну из предыдущих мировых версий. Постановка «Астана Опера» будет уникальна по сочетанию стилей, азиатского и китайского, то есть в сценографии будет присутствовать символика этих двух культур, – поясняет Софья Тасмагамбетова.
Публика увидит фантастический Китай, каким и был он описан автором либретто. Возможно, поэтому постановщики не были ограниченными в своих фантазиях и взглядах, наоборот, у них был простор для воплощения любых идей. Впервые будут использованы модерновые технологии, какие еще никогда не использовались ни в одном из казахстанских театров. Именно они создают различные яркие эффекты. А добавит колорит спектаклю появление дракона и живых лошадей. Внесет свою лепту в зрелищность трансформация сцены и проливной дождь, который пройдет прямо на сцене в первом акте. Причем дождь настоящий.
Кроме того, в интернациональной постановочной команде работали блестящий итальянский художник по свету Винченцо Рапони и дизайнер по проекциям Карло Каморали (компания «D-wok»).
– Впервые мы будем использовать видеопроекцию на LED-кулисах, которые в течение всего спектакля передвигаются по сцене и служат дополнением фронтальной арьер-проекции, представляющей собой экран, ширина которого 24 метра, а высота – 15 метров. Неповторимую театральную магию создаст уникальное сочетание света и видеоконтента. Свет в этой постановке играет очень большую роль. Кроме прочего, мы построили механизмы для подъема главной героини, которая будет появляться из-под земли и подниматься на почти 3 метра над степью (!). Реставрационно-поделочный цех заканчивает работы над дворцом и колоннами, бутафоры и реквизиторы также выполнили большие объемы. С каждой новой постановкой мы пишем неповторимую театральную историю, приобретаем опыт, что позволяет нам воплощать самые невероятные проекты на очень высоком уровне, чтобы зритель, придя к нам, попал в особый мир, – подчеркнул руководитель художественно-производственного комплекса Виктор Караре.

2 тысячи метров ткани 
В «Турандот» 247 костюмов. Для их изготовления использовали шелк, но в большей степени одну из дорогостоящих тканей – жаккард. Декорирование здесь было вторичным, а тесьма, пуговицы и вовсе несвойственны этой постановке. Сложность заключалась в особом китайском крое, которым мастерицы швейного цеха блестяще владеют. Кроме того, была важна фактура ткани, основная функция которой держать форму костюма. Об этом рассказала журналистам Софья Тасмагамбетова.
– Главная героиня Турандот всегда находится на глазах у публики, а это новая задача – переодевание должно происходить прямо на сцене. Таким образом, основной наряд будут попеременно дополнять четыре разные накидки. Последнее платье принцессы красного цвета. Всего мы сшили 247 костюмов, на них ушло более 2 тысяч метров ткани. Такой большой объем получился за счет переодевания артистов хора. Изначально мы планировали, что они на протяжении всей постановки будут в одних костюмах, но потом было решено их увеличить за счет еще одного переодевания.

Мелочей не бывает
Как рассказали в пресс-службе «Астана Опера», каждый головной убор, в котором выходят артисты на сцену, весит около 400 граммов! Не менее трудоемкой была работа по изготовлению традиционных китайских соломенных шляп. Их сделали из папье-маше, учитывая особую форму, которая сверху декорировалась шпагатом. Перед бутафорским цехом стояла серьезная задача, и трудился он не покладая рук. Создать множество мелких деталей, кропотливо инкрустировать ордена министров, выточить медали для принцев, которые потом украсят лацканы их костюмов, – архисложная работа. К слову, военная тематика проходит в постановке красной нитью. Поэтому бутафоры тщательно вытачивали рукоятки оружия, а вместо стали для наконечников использовали алюминий. И только потом вся эта красота декорировалась и отделывалась кожей.
Кроме того, мастера изготовили ласточек на палочках, которые потом использовал детский хор, который выходил в постановке. Для создания эффекта полета крылья сделали из материала, чтобы они легко могли двигаться. И технология изготовления зонтов, вееров, посохов требует много времен – их расцветка должна быть свойственна восточной культуре.

Мир музыки Пуччини
Симфонический оркестр и хор «Астана Опера» под руководством дирижера-постановщика Алана Бурибаева репетировали несколько месяцев. Этот колоссальный, напряженный труд и увлеченность оправдались. Их звучание было филигранным. Особо важная нагрузка легла на хор, который играет в этой опере первостепенную роль. Главный хормейстер «Астана Опера» заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов оттачивал мастерство не только артистов хора столичного театра, но и артистов Китайского национального оперного театра.
Как отметил Алан Бурибаев, работа великого Пуччини над оперой «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора в 1924 году. На премьере оперы в Ла Скала в середине заключительного действия музыка неожиданно смолкла: Артуро Тосканини положил свою дирижерскую палочку, повернулся к публике и сказал: «Здесь перо выпало из рук композитора». Франко Альфано, друг Пуччини, который за двадцать лет до этого добился международного признания своей оперой «Воскресение», закончил «Турандот», воспользовавшись имевшимися в его распоряжении набросками Пуччини заключительного дуэта. Именно этот вариант финала и прозвучит в столичном театре.
Аншлаг на премьере был неминуем благодаря Алану Бурибаеву. Без сомнения, его имя притягивает зрительские сердца. Харизматичный, позитивный, яркий, достойный, с колоссальным постановочным опытом. Согласитесь, где как не в творениях Пуччини, можно нагляднее всего демонстрировать свою харизму? Алан Бурибаев концентрирует внимание на точности и эмоциональности исполнения великой музыки композитора, на сильных внешних и оркестровых эффектах.
Блестящий состав исполнителей интригует. Впрочем, цементируют эту интригу оркестр и дирижер Бурибаев. Главная ставка на органичность звучания оркестра, хора, исполнителей. Все звучит в едином порыве.
Вокальная манера поющей в казахстанской премьере Турандот идеально соответствуют стилистике этой оперы, хотя градус премьерного волнения присутствует остро. Так что яркие эмоции на сцене и вне сцены – в зрительном зале. В первый премьерный вечер принцессу Турандот исполнила Мартина Серафин (Австрия), а заслуженный деятель Казахстана Жупар Габдуллина – на пресс-показе и сегодня. Образ Лиу, молодой рабыни Тимура, – заслуженная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии Майра Мухамедкызы. Этот образ еще создает заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай. Калаф – в исполнении Камена Чанева из Болгарии. Альтоума, китайского императора, исполняют Акылбек Табынбаева и Ли Шуан (Китай). Далее Тимур, свергнутый татарский хан, – Болат Есимханов и Ю Цзинжэнь (Китай). Пинг, великий советник, – Гэн Чжэ (Китай) и Александр Красиков. Панг, великий прорицатель, – Ли Сян (Китай) и Ерулан Камел. Понг, великий повар, – Лю Иран (Китай) и Беимбет Танарыков. Мандарин – Евгений Чайников и Шынгыс Расылхан. Персидский принц – Александр Яковенко. Палач – Юрий Мякинкин.
– Я исполнял партию Калафа бесчисленное количество раз на многих сценах мира. Эта роль сложна в техническом плане. Чтобы сыграть ее актерски на высоком уровне, нужно быть подготовленным эмоционально. Что касается других героев, то могу сказать, что у Лиу был реальный прототип, то есть описанная композитором Дж. Пуччини невероятная любовь Лиу к Калафу – это не вымысел. Для меня большая радость и честь исполнить дуэты со своими казахстанскими коллегами – исполнительницами партий Лиу и Турандот Майрой Мухамедкызы, Жаннат Бактай и Жупар Габдуллиной. Это не первое мое выступление на грандиозной сцене «Астана Опера». У вас потрясающая публика, которая всегда тепло принимает гостей. Для каждого солиста – счастье петь здесь, в этой грандиозной постановке, – поделился болгарский солист Камен Чанев.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры