Премьера балета «Корсар»: пираты, головокружительная любовь и множество приключений

Грандиозный корабль летит по просторам сцены «Астана Опера», как по огромным волнам. Буря, кораблекрушение, невероятной красоты восточный рынок – всех зрелищ в балете «Корсар» не перечислить. Историю, полную приключений, интриг и спасения, представят в постановке Народной артистки России художественного руководителя балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратовой 25 и 26 мая. Премьера пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта Казахстана.

Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев, хореограф-постановщик – всемирно известная балерина Алтынай Асылмуратова, сценограф-постановщик – выдающийся художник современности Эцио Фриджерио, художник по костюмам – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино, дизайнер по проекциям – Серджио Металли, художник по свету – Якопо Пантани, ассистенты хореографа-постановщика – Заслуженный артист России Константин Заклинский и Елена Шерстнева, ассистент художника по костюмам – Анна Верде, музыкальный редактор – Долорес Умбеталиева.

Бессмертный «Корсар» – это балет для любого возраста. Его мировая премьера состоялась 23 января 1856 год в Opéra de Paris (Garnier), Париж. Он создан по одноименной поэме Байрона, сочиненной в 1814 году. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье. В 1987 году на сцене Мариинского театра был снят фильм «Корсар», в главной роли Медоры выступила Алтынай Асылмуратова.

 

Теперь она предстала в качестве хореографа-постановщика этого балетного полотна. Алтынай Асылмуратова рассказывает, что премьеру спектакля «Корсар» посвятили празднованию 20-летия Астаны и 200-летию Мариуса Петипа.

— Мы использовали редакцию П. Гусева, так как она более компактная и динамичная,  в других версиях спектакль более объемный по времени. Алжирский и палестинский танцы будут представлены в новой хореографии моего ассистента Елены Анатольевны Шерстневой. Кроме того, изменения произошли в танцах Гульнары, они стали расширенными, а также изменены многие мизансцены, — поясняет хореограф. — Этот балет хорош тем, что не так труден драматически, как, к примеру, балеты «Жизель» или «Баядерка». От артиста требуется владение пространством, правильное его заполнение. Я предложила солистам схему, но не ограничила в возможности самовыражения. Если в балете «Баядерка» не давала им «дышать», говорила: «Нужно только так и никак иначе», то здесь необходимо действовать по ситуации, чтобы это был живой спектакль.

Известно, что «Корсар» сейчас – балетный тренд. Его премьеры прошли почти во всех мировых театрах.

—  Мы не сговаривались, но сейчас это такая тенденция. Иногда хочется отдохнуть, и тогда нужны такие незатейливые и веселые спектакли. Важно отметить, что все театры в своем репертуаре имеют спектакль «Корсар», так как там есть и классические танцы для кордебалета, и неклассические игровые моменты для мужчин и для женщин. Балет украшают две пары, танцующие технически трудные вещи, в которых можно показать, все свое мастерство. Тут и трудное классическое трио, а также характерные танцы, — заключила Алтынай Асылмуратова.

В спектакле занята вся балетная труппа, прибавьте к ним артистов миманса, и на сцене появится около 150 человек. На всех них ложится актерская нагрузка, так как этот спектакль не драматический, и артистам предстоит показать эту историю с легким юмором, что порой бывает сложнее, чем изобразить трагедию.

За мужские танцы отвечал Заслуженный артист России Константин Заклинский, который уверен, что тема пиратов – самая интересная для солистов.

— Здесь можно проявить себя в качестве актера, потому что это героические персонажи, они очень интересные. Особого внимания требуют мизансцены, насыщенные пантомимами, у ребят все очень хорошо получается. Исаак Ланкедем – одна из центральных партий, спектакль держится на ней, герой получился у нас достаточно хитрым. В этой новой партии раскроется талантливый артист Бахтияр Адамжан, который хорош в любой роли. Считаю, что у нас будет самый лучший «Корсар», — поделился педагог-репетитор.

Отдать швартовы, балет отправляется в плаванье

И действительно, этот спектакль будет отличать не только безупречная хореография, но и   великолепные костюмы и декорации, аналогам которым нет в мире.

Художник по костюмам — обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино постаралась воплотить концепцию хореографа, с которым художник заранее обговорила все детали. Так, у постановочной группы получился прекрасный тандем.

— Процесс пошива костюмов очень трудоемкий. Наверное, самой сложной и грандиозной работой было изготовление плиссировки, которой здесь очень много. Каждый слой балетной пачки выполнен определенным образом. Нужно учитывать и то, что сетку для пачек мы красили, то есть в оригинале она имеет только белый цвет. У нас же представлена вся цветовая палитра. В целом, костюм сочетает разные ткани и цвета. И конечный результат показывает, что все наряды выполнены, как для показа высокой моды, то есть соблюдены каноны пошива, использованы высококачественные ткани, ну и, конечно, художественная стилистика, — рассказывает Франка Скуарчапино.

На сцене зритель увидит впечатляющую картину: 220 эксклюзивных костюмов.  Мастерицам, чтобы сделать 9 подъюбников на одну пачку, требуется несколько дней. А далее — почти ювелирный процесс оборки и декорирования жилеток и корсетов.

Особой сложности требуют костюмы для детей, их в спектакле 18, также для них сделали и тонкой работы головные уборы.

Во время примерок Франка Скуарчапино всегда что-то добавляет, чтобы завершить образ или подчеркнуть индивидуальность артистов.

— При изготовлении костюма мы, в первую очередь, думаем об удобстве балерины. Я также отталкиваюсь от сценографии и от хореографии, мы все должны смотреть в одну сторону, — объяснила Франка Скуарчапино.

К слову, сценограф-постановщик Эцио Фриджерио и художник по костюмам Франка Скуарчапино очень давно работают вместе. Супруги часто советуются, как сделать спектакль лучше.

— Конечно, мы иногда ругаемся, у Эцио очень импульсивный характер, доходит до того, что он повышает голос, но мы всегда приходим к какому-то решению. Эцио мне очень сильно помогает, у него на все есть своя точка зрения. Но когда мы приходим домой, то о работе не говорим совсем. И это очень важно, потому что на работе ты решаешь задачи, а дома должна быть личная жизнь, — делится Франка Скуарчапино.

Для этой версии «Корсара» использовано немало реквизита.

Входя в бутафорский цех, создается впечатление, что ты попал на корабль. Морская тема читается во всем. Вот пузатые бочки, а эти уже разбитые, так как они побывали в кораблекрушении. Штандарты и флаги украсят мачты, а мешки с зерном, арканы, канаты можно будет увидеть на палубе.

Разные виды кувшинов и посуды, чаши и флаконы, лампады, вазы, наконечники для копий и золото спрятаны в сундуки – это трофеи пиратов, которые им удалось награбить. Маленькие шкатулки наполнены ожерельями и другими драгоценностями.

Опахало, украшенное перьями, подушки, топчан, фонари, трости, подносы, пуфики, различные табуреты тоже мастерили художники-бутафоры.

Пираты будут вооружены кинжалами, мечами и саблями, их ножны украшались, рукоятки искусно декорировались. А для турецких охранников сделали факелы и ружья.

Большую работу проделали мастера художественно-постановочного комплекса «Астана Опера». Они изготовили арбу, подиум, части разбитого корабля, пирс, трон. В цеху считают, что постановки столичного театра не похожи одна на другую, и это разнообразие тем им очень нравится. Чтобы общая картина спектакля сложилась в многоцветное полотно, сцену оденут в мягкие декорации, которые здесь преобладают. Огромные задники, изображающие различные виды природы, и другие картины расписаны вручную.

Корабль, несмотря на свои грандиозные размеры, очень мобильный, он легко разбирается.  Но главным его достоинством является то, что впервые в мире он будет полностью механизирован. Замысловатые компрессорные подушки приведут его в движение, а управлять им можно будет при помощи пульта. И штиль, и шторм — все пройдет это гигантское судно. Кроме всех технических новшеств, корабль по достоинству можно назвать отдельным действующим героем, он – не просто украшение спектакля, а несет на себе определенную смысловую нагрузку. Корабль появляется в начале, его мы видим в середине спектакля, и завершается действие тоже возле него

Тончайшая невесомость

Один из самых элегантных исторических балетов, «Корсар» стал энциклопедией классического танца. Над ним с большим усердием работает вся балетная труппа и артисты миманса.

Партию Медоры готовят Заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева, лауреат международных конкурсов Анель Рустемова, а также Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина.

Ранее я не исполняла эту партию, но познакомилась с ней еще в хореографическом училище, выступала с Па-де-де из этого балета на международных конкурсах, — говорит Айгерим Бекетаева. — Медора близка мне как по пластике, так и по эмоциональной нагрузке образа. Ее появление на сцене подобно солнцу: своей энергией она должна согреть каждого, наверное, поэтому и начинается эта партия с высоких прыжков, энергичных движений, то есть хореографический текст показывает, что моя героиня полна силы и любви. Считаю, что эталонное исполнение этой партии у Алтынай Асылмуратовой, она прекрасно воссоздала образ Медоры, и мне повезло, что я могу поработать над данной ролью вместе с ней. В балете много технически сложных вариаций для женских партий. Мне нравится интересный танец на барабане, и в целом роль насыщена множеством нюансов. Изюминкой этого балета можно назвать сцену Оживленный сад, которая считается голубой классикой.  Спектакль построен на основе пантомимы, поэтому артисты должны донести до публики все жестами, а не определенными танцами. Мне бы хотелось показать чистые чувства любви к пирату, ведь, несмотря на то, что он разбойник, прежде всего, он – человек, который тоже может любить и быть добрым. Моими сценическими партнерами будут Арман Уразов и Еркин Рахматоллаев, с ними очень комфортно работать, — сказала ведущая солистка.

В роли Конрада выступят лауреаты международных конкурсов Арман Уразов, Олжас Тарланов, а также  Заслуженный деятель Казахстана Таир Гатауов.

— Мой герой любит приключения, потому что из них состоит вся его жизнь. Несмотря на то, что он разбойник, у него добрая душа и развито чувство справедливости. В тот момент, когда друг пытается убить его, у Конрада появляется шанс противостоять и ответить ему тем же, но он благородно оставляет другу жизнь. У меня есть схожие черты с Конрадом – задор, страсть к чему-то новому, неизведанному…. Создать образ мне помогает костюм и реквизиты. Когда я беру в руки меч, то мгновенно хочется рваться в бой, появляется огромный запал. С точки зрения хореографии это очень интересная, яркая, насыщенная партия, в ней много прыжков. Я рад, что данный спектакль появится в нашем репертуаре, все мы волнуемся, так как хочется представить постановку на достойном уровне, — рассуждает Олжас Тарланов.

Исаак Ланкедем – герой, которого предстоит воплотить обладателю множества Грант-при Бахтияру Адамжану,  Жансерику Ахметову и лауреату международных конкурсов Серику Накыспекову.

Я вижу своего персонажа позитивным, конечно, он совершает действия, которые в сегодняшних реалиях вызывают критику, но тогда была другая эпоха. Если бы в спектакле не было Ланкедема, сюжет был бы скучным. Все действие происходит вокруг моего героя, он создает основную интригу. Для меня большая честь, что мне доверили исполнять партию Ланкедема. В данный момент я ищу в себе то, что могло бы помочь мне передать образ. И это касается не только внешнего вида, но и внутреннего настроя. Вижу его харизматичным, красивым, умным и ловким, ему нетрудно найти общий язык со всеми. Также мне предстоит сыграть много мизансцен с юмором, с легкостью. Зритель должен наслаждаться красотой движений, актерски солисту также необходимо полностью выложиться, чтобы публика не заскучала, — подчеркнул Бахтияр Адамжан.

В партии Бирбанто –  Ильдар Шакирзянов,  Олжас Маханбеталиев,  Турлыхан Тойган. Сеид-паша –  Рахметулла Науанов и Жанадил Бейсембиев. Гюльнара –  Заслуженный деятель Казахстана Мадина Басбаева, Шугыла Адепхан и Асель Шайкенова.

Музыка…

Французский композитор Адольф Адан — один из основоположников романтического балета написал музыку, которая отражает романтически напряжённый фон хореографического действия, как иллюстрацию сюжетной линии байроновской поэмы. В 1858 году для петербургской постановки балета Цезарь Пуни дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками.

Музыка «Корсара» отличается танцевальностью, истинно французским изяществом, хорошим вкусом и яркостью изобразительных моментов.

Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев отметил, что она очень популярна, потому что такие знаменитые хореографические картины, как Па-де-де из второго акта, красочная картина из третьего акта «Оживленный сад» регулярно звучат во всех театрах мира.

— Существует несколько музыкальных редакций этого балета. «Корсар» — последняя работа композитора А. Адана, летом 1856 года его не стало. Несмотря на то, что в нашем театре это будет первое исполнение «Корсара», музыканты симфонического оркестра «Астана Опера» уже знают партитуру, так как им не раз приходилось в рамках балетных вечеров Гала исполнять отрывки из этого балета. У всех нас присутствует легкое волнение, которое связано с приближающейся премьерой, — заключил маэстро Арман Уразгалиев.

Балет «Корсар» отправляется  в дальнее счастливое плаванье, которое начнется уже 25 мая. В премьерные дни ожидается аншлаг.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры