Новый проект «Астана Опера» откроет опера «Шелковая лестница»

Искрометный юмор, задор и изобретательность молодых артистов, виртуозность вокальных и инструментальных партий – это то, что ждет публику «Астана Опера» на премьере оперы «Шелковая лестница» Дж. Россини в Камерном театре «Piccolo». Спектакль пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках Года молодежи 6 и 7 апреля.  

 

Сегодня эта опера ставится достаточно редко в мире, а услышать ее в Центральной Азии практически не представляется возможным. Двадцатилетний Дж. Россини всего за три года сочинил пять оперных произведений: «Брачный вексель», «Счастливый обман», «Шёлковая лестница», «Случай делает вором» и «Синьор Брускино». 

 

Действие оперы перенесет слушателей в XVIII век. Джулия тайно выйдет замуж за своего возлюбленного Дорвиля, который попадет к своей супруге по шелковой лестнице, сброшенной ею из окна. Опекун Джулии, старый Дормонт, не ведая о замужестве, попытается выдать ее за Бланзака, популярного у женщин друга Дорвиля. Что из этого получится, рассказали артисты и постановщики  спектакля.

Дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов отметил, что, несмотря на достаточно объемную партитуру, музыкантам она дается легко.

— Дж. Россини написал эту оперу в самый расцвет молодости, «Шелковая лестница» стала

трамплином к его известности. В то время Дж. Россини сотрудничал с Венецианским театром «Сан-Моизе», который специализировался на постановке фарсов – одноактных комических опер. Вся музыка композитора, молодая и задорная, — это главная отличительная особенность его почерка. В его ранних операх «длинные россиниевские крещендо», выражаясь современным языком, стали брендом, который позже мы услышим практически во всех его в операх, включая «Севильский цирюльник», — пояснил маэстро.

— Сегодня певцы, по-настоящему владеющие техникой колоратурного вокала, являются большой редкостью. А в нашем случае — помимо сопрано, это и баритон, и тенор, и бас, и даже меццо-сопрано! Мы счастливы, что в нашем театре есть артисты, проходившие специальное обучение, а некоторые из них учились именно в Пезаро  – городе, где родился сам Дж. Россини и в Интернациональной Академии оперного искусства в Озимо. Кроме того, режиссер-постановщик спектакля Алла Симонишвили (Италия) – профессор Академии в Озимо. Таким образом, мы получаем россиниевский стиль из первых рук. Также в этой опере очень необычный, с точки зрения сегодняшнего дня, состав оркестра. После опер Дж. Пуччини, Р. Вагнера, П. Чайковского мы привыкли к оркестру, в состав которого входят не меньше 70 человек. Однако, в этом спектакле состав достаточно камерный, у Дж. Россини в «Шелковой лестнице» немного больше 20 музыкантов. Нужно отметить, что увертюра к этой опере с самого первого дня начала жить своей собственной концертной жизнью, она исполняется как самостоятельное произведение в рамках симфонических программ многих оркестров мира, — рассказал Абзал Мухитдинов.

Исполнительскому мастерству артистов будет под стать сценическое оформление спектакля. Впервые в мире вниманию публики приготовили декорации и костюмы к спектаклю «Шелковая лестница» в ключе Комедии дель арте, то есть герои оперы будут одеты в наряды известных итальянских персонажей: арлекин, капитан Фракасс, доктор Чумы и другие. Сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа (Италия) рассказала о своей концепции.

— Действие этой оперы мы переносим в Венецию, а не в Париж, как это было прописано в либретто. «Шелковая лестница» задумана для театра «Сан-Моизе», и должна была исполняться в период венецианских карнавальных празднеств. Обычно спектакль представляют в эпоху романтизма, ампира или модерна. Наши костюмы сочетают карнавальную стилистику и исторический крой того времени. Мне хотелось передать венецианский дух, который сродни первой идее Дж. Россини. Эта постановка не предполагает большого количества костюмов, однако все они очень сложные и по времени изготовления сравнимы с созданием масштабных спектаклей. Самая кропотливая работа была проделана над  костюмом Бланзака, он воплощает в себе капитана Фракасса. Наряд имеет сложный исторический крой, в котором много карнавальных элементов, — заметила художник-сценограф.

И действительно в пошивочном цехе можно увидеть перья, стразы, галуны, вышивки из бисера, огромные рулоны тканей: бархат, шелк, атлас и многие другие. Пожалуй, помимо перьев, отличительной особенностью этих костюмов стали воротники, которые называются «мельничные жернова» (круглые стоячие воротники со сборкой).  При беглом взгляде становится понятно, что каждый костюм вобрал в себя определенные элементы из венецианской архитектуры или в целом содержит итальянский колорит.

— Декорации изображают интерьер и экстерьер венецианского буржуазного дома середины XVIII века. Экстерьерная часть передает дух узких улочек. На красочных видеопроекциях будет показана проекция воды. Декорации очень мобильные, они собираются и разбираются как мозаика. При трансформации станет понятно, что с одной стороны изображен интерьер, с другой стороны – экстерьер. Таким образом, они напоминают раскладные книги с 3D рисунками. В течение оперы элементы декораций будут разнообразными, чтобы публике не пришлось скучать. И костюмы, и декорации изготавливаются в театре «Астана Опера» на очень высоком уровне, — заключила Манана Гуниа.

Кипит работа и в бутафорском цехе. Уже готовые карнавальные маски с удовольствием примеряют мастера, они проверяют, удобно ли будет артистам. Женские маски получились изящными и утонченными, а мужские имеют более крупные формы.  Мастера отмечают, что атмосфера Венеции XVIII века витает в воздухе. Работа над реквизитом шла с такими материалами, как дерево, ткани, кроме того использовалась технология папье-маше. Орнаменты и узоры были выполнены при помощи  ворблы, а затем на изготовленные предметы наносилась ручная роспись, которая выполнена в золотых, красных, белых и черных цветах. От мастеров требовались профессионализм, точность и аккуратность.

Артисты провели немало репетиций и с дирижером, и с режиссером, а сейчас уже остается расставить последние штрихи на сцене Камерного зала.

— Моя героиня – замечательная девушка, она наделена всеми прелестями женского характера: большим обаянием, красотой, кокетством, любовью к сюрпризам и шуткам. Всю легкость, грациозность и веселый нрав Джулии композитор отобразил в ее вокальной партии. Она технически сложна, изящна, насыщенна музыкальными мелизмами и виртуозными пассажами. Партия очень сложная, требует определенной подготовки. Такие партии исполняют певцы, которые работают в жанре виртуозного репертуара. Образ моей героини определяет и сценический костюм, сшитый в стиле той же эпохи. Он меняет свободные движения современной женщины на изящные манеры дамы барочной эпохи. Эта опера легкая, позитивная, в ней нет драматического финала, нет гибели героев. В ней исполняются мечты девушек всех эпох и всех стран – героини выходят замуж, и все счастливы, — рассказала Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай.          

Заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, исполнитель Дорвиля рад попробовать себя в новой партии.         

— Я с большим удовольствием участвую в этом замечательном проекте. «Шелковая лестница» — это премьера на всей территории Азии, и мы должны гордиться, что именно «Астана Опера» впервые исполнит этот спектакль. Я нахожусь на новом творческом подъеме, хочется подключить все свои артистические резервы, посмотреть на себя с другой стороны. Дорвиль – это очень светлый образ. С технической, вокальной и актерской точки зрения – сложнейшая партия. Очень легко создавать образ, когда перед глазами есть эталонное исполнение, на нас лежит колоссальная ответственность – дать свою интерпретацию нашим героям и сделать это очень тонко, со вкусом. Музыка Дж. Россини требует хорошего владения телесной пластикой на сцене, — сказал Жан Тапин.    

Согласен со своим коллегой и Заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана Сундет Байгожин.

— Опера очень сложная, оказалось, что партия Джермано вокально сложнее, чем Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. С актерской точки зрения эта роль не менее насыщенная, мне предстоит воплотить образ слуги, на который ложится основная нагрузка. Интересный сюжет и прекрасная музыка делают эту оперу яркой и запоминающейся. Репетиции проходят весело, мне очень нравится работать с режиссером-постановщиком А. Симонишвили, которая помимо режиссерской работы дает нам вокальные консультации. Для всех нас большая честь открывать такой интересный проект – Камерный театр «Piccolo», подчеркнул Сундет Байгожин.          

Евгению Чайникову – исполнителю партии Бланзака – предстоит выступать в самом сложном костюме из этой постановки.

— Костюм Бланзака очень сложный: он украшен перьями, витиеватыми вышивками, образ дополняет великолепный камзол. К этому наряду необходимо привыкнуть. Эту оперу я советую посмотреть всем, потому что в ней привлекает: и содержание, и выдающаяся музыка Дж. Россини, комический сюжет и объем – «Шелковая лестница» длится немного больше часа. Отмечу, что для начинающих певцов это очень полезная опера, она является, своего рода, вокальной базой. И если артист сможет овладеть техникой россиниевского пения, то остальные гранд оперы тоже станут по силам. Уверен, что спектакль найдет самые теплые отклики у публики, мы приглашаем всех посетить нашу премьеру, — поделился Евгений Чайников.

  

Партии в спектакле исполнят: Дормонт – Рамзат Балакишиев и Руслан Совет, Джулия – Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай, Заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова,  Заслуженная артистка Башкортостана Альфия Каримова и Кавалер ордена «Курмет» Айзада Капонова. Лючилла – Салтанат Муратбекова, Малика Минизини. Дорвиль – Заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, Дамир Садуахасов. Джермано – Заслуженные деятели Казахстана Сундет Байгожин и Азамат Желтыргузов, Бланзак – Евгений Чайников и Ержан Саипов.    

  

Режиссер-постановщик – Алла Симонишвили (Италия), дирижер-постановщик – Заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов, сценограф и художник по костюмам – Манана Гуниа (Италия), технический директор проекта – Виктор Караре, координатор проекта – Маржан Жакенова, ассистенты художника по костюмам – Жанар Моминова и Айжан Хамзина.

До премьеры остаются считанные дни. Публика может быть уверена, что загадки непременно будут разгаданы, тайны раскрыты, а юмор, веселье и хорошее настроение станут обязательными атрибутами этого спектакля.  

Пресс-служба театра «Астана Опера»

тел. (7172 -70 95 94; 70 96 19) e-mail: astanaopera@gmail.com

   

           

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры