«Манон» как новое явление на сцене алматинского оперного театра им.Абая

«Манон» явление новое как для предвкушенных алматинских зрителей, так и для всего казахстанского балета современности. Новые молодые театры, обычно, начинают с классических балетов с четкой систематичной хореографией – это постановки балетов П.Чайковского, Л.Минкуса, А.Адана, и только спустя немалое время происходит переход к экспериментам, к современной хореографии. Однако «Астана Опера» ярко и динамично врывается в круг мировых театров, не прожив и 5 лет, театр наполняет репертуар современными, но уже классическими балетами как «Манон», К.Макмиллана, «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети. Театр гастролирует, а значит театр уже начинает жить своей стезей.

Гастроли «Астана Опера» в театре оперы и балета им.Абая является значимым культурным событием страны. Алматинские зрители встречали гостей с восторгом и бурными овациями. Постановка оперы «Абай» итальянского режиссера Дж. Дель Монако порадовала своей новизной, а красота декораций и блестящий звездный состав не оставили никого равнодушным. Однако балет «Манон» является действительно новым явлением на сцене академического театра Алма-аты, даже предвкушенных алматинских зрителей балет поразил своей интересной хореографией британского балетмейстера К.Макмиллана, где чудные дуэты гармонично сливаются с прекрасной и глубокой музыкой композитора Жюля Массне. Как известно, композитор изначально написал оперу «Манон» в конце 19 века. Но К.Макмиллан при создании балета не переложил музыку оперы на балет, а собрал всю музыку из разных произведений композитора. Пожалуй, после столичных гастролей алматинские театралы, вдохнув свежести от нового западного балета, будут в ожидании таких же неоклассических спектаклей на сцене ГАТОБ им.Абая, ведь подобные постановки уже ставятся во многих крупных театрах мира. Это яркий пример того, что алматинскому храму искусств приходит время для новизны и обновления репертуара, что привнес бы ренессанс для балетной культуры страны в целом.

«Манон» уникальный балет, драмбалет с элементами современной хореографии. В нем есть все – от возвышенных чувств до интимных, а романтичность и вульгарность плавно переплетаются. В некоторых моментах можно и посмеяться. Даже тем, кто не любит балет, «Манон» будет особенным, в нем яркая и очень понятная хореография. После него начинаешь понимать язык пластики. Премьера спектакля прошла на сцене Лондонского Королевского театра Ковент-гарден, но на сцене мировых театров «Манон» редкий гость. Для молодых артистов балет был вдвойне сложной задачей: не просто представить новый спектакль в репертуар, но и освоить новую западную технику, при этом балет — эмоционально наполненный, с драматургически сложным содержанием. В нем большой акцент на чувства, на любовные дуэты. В балете важна и техника, и выражение. Все прелести любви – счастливая встреча, бурная страсть, жаркие объятия, непонимание, угасание чувств, жестокая разлука – все это в одной трехактной сцене, равная все жизни. Эта история любви передана интересной, новой хореографией и блестящей чувственной игрой артистов. Постановка прошла в день всех Влюбленных, напоминая нам о том, что за любовь надо бороться, как героиня сделала свой выбор во имя любви, отказавшись от роскоши. В главной партии Мадина Басбаева замечательно выдержала роль Манон, где балерина не только сумела вжиться в роль и технически блестяще исполнить, но и проявила свою индивидуальность. Это уже артистизм. Если в первом акте перед нами появлялся образ кокетливой, легкой и непринужденной куртизанки, то в дуете с де Грие — это уже перевоплощение во влюбленную, нежную девушку, где оба возлюбленные отдаются всецело нежному чувству. Потрясающая сцена танца втроем: предприимчивый брат Леско, сама Манон и старый непутевый ухажер Г.М. Здесь и в музыке великого композитора Ж.Массне, и в хореографии К.Макмиллана и в исполнении артистов гармонично выражаются легкая ирония, сценичность движений, а эмоциональность героев сплетается с низменными чувствами. «Манон» — балет для взрослых», говорила А.Асылмуратова. Во втором акте перед нами Манон как гордая спутница богатого Господина Г.М. В этой сцене проявляется талант балерины. Как Одетта, перевоплощенная в Одиллию, так и Манон — из белого в черный наряд, умело проявляла холодность, гордость, скрывая под этим легкое смущение при виде де Грие. Вальяжная и роскошная дама полусвета, танцуя с разными кавалерами, всячески принимает ухаживания от поклонников. Здесь очень интересная хореография, выражающая вульгарность в движениях, а притягательная женственность героини наполняется восточным колоритом от исполнительницы. Последняя сцена ярко показывает перевоплощение балерины М.Басбаевой из гордой куртизанки в измученную каторжницу, которая все же сумела сохранить верность любви. В этом и заключен выбор героини. Блестящая игра и исполнение!

Манон балет любви, балет дуэтов. Конечно, особую роль в постановке сыграл и партнер Рустем Сейтбеков в партии де Грие. Его герой получился романтичным, лиричным и отчаянно влюбленным. Каждый дуэт являлся как отдельная история любви, чувственно и красиво. Было бы интересно посмотреть также артиста в других амплуа. Драматичность в последней сцене умирающей Манон и горько страдающего де Грие не оставили зрителей безучастными. Бесспорно перед нами замечательный и талантливый артист балета. В роли брата Леско молодой, но уже заявляющий о себе солист Бахтияр Адамжан был ярким и достойным. Лауреат нескольких престижных премий, как артист интересный, чувствуется, что грани его возможностей еще раскроются. Балет не ремесло, а сложнейшее искусство, если артисты сумеют передать всю палитру чувств и эмоций героев, то зритель сопереживает. Уверена, что во время спектакля алматинские зрители всецело сопереживали трагедии героев.

На сцене театра «Астана Опера» «Манон» появился неслучайно. В создании и развитии балета театра «Астана Опера», конечно, важнейшую роль имеет приглашение Алтынай Асылмуратовой. После перестройки приме-балерине Мариинского театра как и другим советским артистам балета открылся западный мир балета, где А. Асылмуратова работала с величайшими балетмейстерами Европы от Макмиллана до Р. Пети. Художественный руководитель труппы А. Асылмуратова многократно исполняла партию Манон в Королевском театре Лондона, где в постановках работала с самим автором балета. И это прекрасно, что такая великая балерина с богатейшим опытом работы в европейских театрах, прима-балерина Лондонского и Марсельского театров, живет и работает в Казахстане. Благодаря ее руководству и непрерывному труду молодой балетной труппы сложился казахский балет театра, сложился с особым колоритом. Сохраняя традиции русской лениградской школы, смело включая современную хореографию, балет театра «Астана-Опера» в руководстве с А.Асылмуратовой, бесспорно можно утверждать, готов заявить о себе балетному миру и миру балета.

Жазира Мейрамбеккызы, магистр компьютерной лингвистики.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры