К юбилею Бетховена в «Астана Опера» создали балет

«Астана Опера» готовится отметить 250-летний юбилей музыкального гения –Людвига ван Бетховена. Мировая премьера балета «Бетховен – Бессмертие – Любовь» состоится 14 и 15 февраля при поддержке Министерства культуры и спорта РК в постановке известного немецкого хореографа Раймондо Ребека. Художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова, дирижер-постановщик Абзал Мухитдин, главный хормейстер – Ержан Даутов.

Хореограф-постановщик восхищен жизнью и деятельностью гениального композитора. Бетховен был первым классическим музыкантом, который еще в детстве увлек Раймондо Ребека в бесконечно прекрасный мир искусства.

— Что в этом балете поможет зрителю понять ту далекую эпоху, в которой жил и творил Бетховен?   

Его жизнь была сложна и одновременно масштабна: он создал более 600 музыкальных произведений. Выбрать правильные моменты из его биографии, чтобы они были интересны широкой публике, достаточно непросто. Поэтому я решил начать с его семьи, показать обучение, образование, которое Бетховен получил, будучи ребенком, а также зрители смогут увидеть уже состоявшую личность композитора, его вращение в светских кругах Вены. Думаю, эту сторону поможет раскрыть картина венского бала, демонстрирующая связь Бетховена со знатью, с дворянским сословием. Меня, как артиста, увлекала еще и тема его болезни — глухота, которая, в принципе, никак не могла сочетаться с профессией композитора. Для меня это все равно, что быть слепым хореографом. Так, мы увидим одного из героев балета – Глухоту, вместе с ним неразрывно идут два других персонажа – Любовь и Вдохновение. Ну а закончим балет Симфонией №9, которая несет смысл всемирного, общечеловеческого характера его музыки. Важно отметить, что Бетховен начал свою карьеру как пианист, и только позже прославился как композитор. Таким образом, убранство сцены будет выдержано в черно-белом цвете, как фортепианная клавиатура. Впрочем, эта эстетика повторится и в костюмах героев, только Любовь примерит красный наряд. Данные цвета представляются для меня чем-то вневременным, вечным, нестареющим. Хочу, чтобы этот балет можно было посмотреть через 10 лет и люди сказали: «Это современно». Прямые линии – самые вечные, неподвластные времени, они спасают от вычурности вокруг. Постановка должна стать универсальной для всех. Также как и музыка Бетховена была универсальна, не имеющая возраста и неподвластная времени.   

— Герои вашего балета – фигуры абстрактные, как они получают физическое воплощение?

Мне нравится увлекать фантазию публики, заставлять зрителей думать. Например, человек выглядит очень болезненно, приблизительно так может выглядеть сама болезнь, из таких ассоциаций рождаются герои моих балетов.

— Что составило музыкальную основу этого балета?           

— Это была самая сложная часть работы: ушли месяцы, чтобы найти музыку. Мне хотелось завершить балет Симфонией №9, в которой, как вы знаете, поет хор и солисты, но было желание, чтобы артисты хора появились на сцене не только в конце вечера. Я искал для них произведение, и нашел «Торжественную мессу», о которой сам Бетховен говорил, что это одно из лучших его сочинений, именно оно и прозвучит в начале спектакля. Очень люблю фортепианную музыку, особенно, Сонату для фортепиано № 5, дающую возможность выразить эмоции, особенно это подходит для любовного дуэта, также мы включили знаменитую «Лунную сонату». Но не только музыка Бетховена вошла в этот балет. В то время, когда жил Л. Бетховен, В.А. Моцарт был уже очень знаменит. В венском обществе слушать его музыку было очень модно. Это можно сравнить с тем, как если бы вы сегодня пошли в клуб, где исполняют все хиты. В сцене Венского бала у нас есть также музыка В.А. Моцарта и Гайдна, поскольку Й. Гайдн был одним из учителей Л. Бетховена. Он имел большое влияние на него как на композитора. Чтобы показать болезнь и глухоту, мы использовали новые созданные для этого балета произведения немецкого композитора Дирка Хаубриха, аранжировки, которые будет играть не оркестр, они идут в записи.

— Какова хореография этого балета, возникают ли трудности у артистов при ее исполнении?     

— Первое правило, которое я использую в работе – это эстетика и история. Движения артистов должны создать атмосферу, помогающую понять смысл этого балета, их задача – показывать эмоции, передавать чувства, актерски взаимодействовать в дуэтах. Поскольку это мой второй опыт работы с труппой «Астана Опера», все происходит значительно быстрее, потому что артисты понимают меня, мои требования. Постановка очень масштабная, надеюсь, у нас все получится. Что касается хореографии, в основном, я использую современную хореографию с элементами классического балета.  

Начало спектаклей 14 февраля в 19:00, 15 февраля в 17:00.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры