Красавицы и пираты

Наша газета уже рассказывала о премьере знаменитого балета Адольфа Адана «Корсар» в Astana Opera, осуществленной при поддержке Министерства культуры и спорта, посвящена юбилею столицы и 200-летию Мариуса Петипа. А сегодня мы предоставляем вашему вниманию взгляд профессионала на этот спектакль.
www.kazpravda.kz

Классика танца

Приключенческий балет имеет все составляющие для зрительского успеха: сюжет с пиратами и кораблекрушениями, коварство и предательство, похищения и страстная любовь. А кроме того, обилие персонажей и разнообразие танцев – от характерных плясок пиратов до томной неги восточных и гармонии классических па. Потрясающие декорации Эцио Фриджерио и костюмы Франки Скуарчапино в совокупности с виртуальными видеопроекциями Серджио Металли создали на сцене настоящую феерию. Это, пожалуй, одна из самых красочных постановок этого балета.

Свобода и дух пиратской вольнос­ти сопутствуют «Корсару» на протяжении всего его существования. Написанный композитором Адольфом Аданом в 1856 году спектакль был поставлен первоначально в Гранд Опера Жозефом Мазилье, через 2 года в Петербурге хорео­графом, автором бессмертной «Жизели» Жюлем Перро. Он внес некоторые изменения в либретто, а композитор Цезарь Пуни дописал музыку к новым сценам. Но на этом преобразования не закончились.

Мариус Петипа, в то время бывший помощником Перро и выс­тупавший в спектакле как исполнитель, позже, уже в качестве балетмейстера, дополняет балет рядом сцен. К их числу относится знаменитая картина «Оживленный сад», поставленная на музыку Лео Делиба и ставшая сегодня самостоятельным хореографическим шедевром. Такими же балетными «шлягерами» являются па-де-де и вариации из «Корсара» – сегодня ни один балетный конкурс не обходится без них. А в свое время они досочинялись Мариусом Петипой для бенефисов разных балерин, в том числе для виртуозной итальянской балерины Пьерины Леньяни. Отсюда необыкновенная сложность пируэтов, прыжков, двойные фуэте и головокружительные кабриоли – в этом балете всегда была возможность блеснуть своим мастерством.

Всю эту информацию зрители получают перед спектаклем. В великолепном фойе театра расположилась фотовыставка, в грамотно составленной экспозиции можно увидеть портреты всех перечисленных выше исторических персонажей и портреты великих балерин XIX века, исполнительниц партии Медоры – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Пьерины Леньяни, а также прекрасных исполнителей ХХ века.

Художественный руководитель балетной труппы театра Astana Opera народная артистка России Алтынай Асылмуратова была непревзойденной Медорой. Сказочно красивая, с безупречными формами и великолепной техникой, она блистала в этой партии на сцене Мариинского театра. К счастью, образ этот запечатлен в одноименном фильме-балете, снятом Олегом Виноградовым и Петром Гусевым в 1987 году. В постановке Кировского (Мариинского) театра, которую осуществлял тончайший знаток балетной классики Петр Гусев, Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский непосредственно участвовали как первые исполнители и хорошо помнят импровизационный дух, царивший в репетиционном зале. Петр Андреевич умышленно не перегружал балет танцами, а намечал мизансцены, точный рисунок, внутри которого артисты могли дать волю игровой фантазии.

В Астане в постановке Алтынай Асылмуратовой царит тот же дух свободы и импровизации, где танец рождается как бы спонтанно. Подхваченные стихией игры танцовщики взмывают вверх, вопреки всяким законам гравитации зависают в воздухе, играючи пересекают огромную сцену, «распластавшись» в jete en tournant, а балерины выполняют совершенно невероятные фигуры отточенными стопами и при этом крутят двойные и тройные пируэты. Заметьте, все сложнейшие технические трюки должны выполняться легко, дабы не нарушать непринужденную атмосферу авантюрной истории, которая, преодолевая пороги пиратских баталий и разливаясь широкой гармонией академических танцевальных сцен, стремительно движется к счастливой развязке.

Примы, солисты, дебютанты

В дни первых премьер было 2 совершенно разных состава исполнителей, и каждый по-своему интересен и привлекателен.

Медора первого состава Айгерим Бекетаева радовала глаз совершенством линий и органикой существования в мире балетных па. Несомненно, талантливая балерина обладает врожденным чувством позы, которое и ранее, вместе с ярким актерским темпераментом, спонтанно проявлялось в ее исполнении самых разных партий. Алтынай Асылмуратова точными жестами скульптора, не торопя процесс, оттачивает мастерство и стиль балерины, отсекая все лишнее. И результат не заставил себя ждать: сегодня многие зрители идут «на Айгерим Бекетаеву», молодую приму театра, достойную самых высоких эпитетов.

Медора Анель Рустемовой технична и самодостаточна, ей ничего не стоит лихо скрутить двойные фуэте и исполнить блестящее адажио. Причем она остается чуть-чуть холодно-отстраненной, и эта ее особенность заиграла удивительными красками в картине «Грот пиратов», когда в мерцающей лунным светом пачке среди волшебных декораций итальянских художников она буквально воплощала в своем танце 3 главных принципа великого Мариуса Петипа: красоту, пластику, гармонию.

Astana Opera – репертуарный ­театр, и это большое преимущество в воспитании артистов, к сожалению, редкое в наше стремительное время, ориентированное на мгновенный результат. Художественный руководитель балета, воспитанница лучшей в мире вагановской школы и прима Мариинского ­театра (который называют «Домом Петипа») убеждена, что труппу нужно тщательно формировать, растить и пестовать. Поэтому она смело делает ставку на молодых, доверяя им ведущие партии, но и предъявляет самые высокие требования.

В первом составе яркую партию Гюльнары блестяще исполнила бесспорная прима театра Мадина Басбаева, и каждый ее выход сопровождался шквалом аплодисментов. Сама балерина, для которой не существует непреодолимых технических высот, буквально купалась в стихии танца, заряжая атмосферой легкости и удовольствия весь спектакль! Мадине Басбаевой подвластно все. В этом балете она танцует также партию Медоры, и поклонники таланта балерины могут увидеть ее в будущем в другой роли и, несомненно, с тем же превосходным результатом.

Непростая партия наложницы Гюльнары была доверена и недавней выпускнице балетной школы Шугыле Адепхан. Прекрасные данные, работа с выдающимися педагогами-репетиторами – и вот открытие сезона! Красивая, легкая, грациозная (неуловимо напоминаю­щая Алтынай Абдуахимовну в юные годы – видимо, рука мастера невольно наложила свою печать), Шугыла успешно справилась с поставленными задачами и, несомненно, запомнилась зрителям.

Вся интрига спектакля строится вокруг Исаака Ланкедема – ловкого купца-проныры, который в этом веселом балете вызывает не отрицательные эмоции, а, скорее, добрую усмешку и симпатию. Роль блестяще исполнил на премьерных показах ведущий солист балета Бахтияр Адамжан, танцовщик, чьи громкие победы на самых прес­тижных конкурсах прославили казахстанский балет в мире. Он единственный, кто танцевал свою партию 2 вечера подряд и с первым, и со вторым составом. Но в программке­ заявлены 3 исполнителя, и в следующих спектаклях зрители смогут увидеть в этой партии лауреата международных конкурсов Серика Накыспекова и совсем юного Жансерика Ахметова.

Как и Мадина Басбаева, Бахтияр Адамжан обладает той свободой балетной техники, которая позволяет ему буквально купаться в стихии танца. Великолепные бесшумные прыжки и стремительные вращения служили лишь красками для раскрытия характера героя, технические сложности конкурсных вариаций ни на секунду не вывели артиста из образа. Не было разницы, манипулирует ли он с очередным мешочком денег, или выполняет головокружительный тройной пируэт – он оставался все тем же хитрым Ланкедемом, точности и выразительности жестов и мимике которого позавидовал бы любой драматический актер.

Партию пирата Конрада исполнили молодые солисты Арман Уразов и Олжас Тарланов, каждый по-своему расставив акценты в трактовке роли. Заметим, что педагог-репетитор мужских партий балета – заслуженный артист России Константин Заклинский, премьер Мариинского театра, блестящий исполнитель и партии Ланкедема (игровой, комический дар Заклинского до сих пор помнят старожилы Мариинского театра), и партии благородного пирата Конрада. Константину Евгеньевичу удалось придать танцу молодых артистов академическую завершенность, сохранив импровизационное начало балета. Поэтому страстный, подвижный как ртуть Конрад Армана Уразова был совсем не похож на сдержанного, по-своему даже аристократичного пирата Олжаса Тарланова.

Заслуженный деятель РК Таир Гатауов танцует в другом составе Конрада, но в премьерные дни запомнился в знаменитом pas de sclave, в виртуозной партии Али, вариации которой знакомы каждому любителю балета. В них же блистал в первый премьерный день Еркин Рахматуллаев, восхитив зрителей прекрасным ballonne.

Характерную партию сластолюбца Сеид-паши восхитительно и с большим юмором исполнили Рахметулла Науанов и Жанадил Бейсембиев. Прекрасный грим и костюмы дополнили гротескный персонаж, каждое появление которого вызывало в зале смех и аплодисменты. Гримеры театра подошли к работе творчески. На сцене ожили пираты Карибского моря, образ виновника смуты – корсара Бирбанто (Олжас Маханбеталиев, Ильдар Шакирзянов) – многим напомнил знаменитого Джека Воробья.

Спектакль, представляющий возможность проявить себя в самых разных амплуа почти всей труппе, не случайно был выбран для пос­тановки. Ансамблевый шедевр Петипа – танец одалисок, знаменитый «Форбан» (танец пиратов), Алжирский и Палестинский танцы в постановке Елены Шерстневой – все это красочное изобилие самой разной пластики было со вкусом и огромным удовольствием исполнено солистами и артистами балета.

И в этом дополнительная задача спектакля – занять всю труппу, предоставить возможность роста и совершенствования всем артистам. Кроме того, в спектакле заняты и самые маленькие учащиеся Казахской национальной академии хорео­графии. Для них это и практика, и большой вдохновляющий пример.

Браво, сценографы!

Не сказать о визуальной составляющей балета, а именно о декорациях и костюмах, значило бы опус­тить львиную долю впечатлений от спектакля.

Имя итальянского художника Эцио Фриджерио не нуждается в представлении, с ним связана целая эпоха в мировом театре и кино. За вклад в развитие театрального искусства Казахстана в канун ­премьеры Эцио Фриджерио был наг­ражден орденом «Достық». Балет «Корсар» – уже 10-я работа знаменитого сценографа в Astana Opera, 7 из них – балетные постановки. И каждый раз мастер удивляет своим грандиозным и изысканным видением известных спектаклей.

Архитектор по первому образованию, Эцио Фриджерио прекрасно чувствует пространство сцены, его декорации гармонично связаны с интерьером великолепного зала столичного театра, а слаженная работа команды в составе дизайнера по видеопроекциям Сержио Металли и художника по свету Якопо Пантани создает на сцене волшебный мир, в котором комфортно и естественно существуют герои спектакля.

Используя только мягкие декорации, художник создал роскошный дворец Сеид-паши, площадь восточного базара с плывущими по синему небу облаками, таинственный, мерцающий лунным светом грот пиратов, необыкновенный в своей красоте сад с бесконечно падающими лепестками роз. Виртуальные суперзанавесы в мгновенье ока переносят зрителей в бушую­щий океан, по волнам которого мечется судно пиратов. Являют, словно мираж в песках, ниоткуда возникший восточный город, а то и вовсе «подмигивают» зрителям оскалом зловещего пиратского символа – черепа со скрещенными костями, который здесь выглядит вполне мило, и под хохот зрителей самостоятельно «раздвигает» сам себя, то есть занавес.

Роскошные костюмы оскаронос­ного художника Франки Скуарчапино, как всегда, дополняют декорации и подчеркивают пластику танца. Около 200 искусно сшитых балетных пачек, богато декорированные лифы, струящиеся хитоны, красочные костюмы пиратов, шелковые халаты паши были сшиты по идеальным лекалам технолога по балетным костюмам Даниэль Бутар. Чувствовать реальность происходящего, по-настоящему жить в предполагаемых обстоятельствах помогал артистам разнообразный реквизит – оружие, обломки кораб­ля, сундуки, ларцы с драгоценнос­тями, опахала…

Дирижер-постановщик балета Арман Уразгалиев непринужденно вплел музыкальную составляющую в общую атмосферу спектакля, ведь нет ничего более сложного, чем играть легкую балетную музыку, сохранив стиль и целостность произведения.

Премьера балета «Корсар» стала театральным событием года, и не только для Казахстана. Возможно, на сегодня это одна из самых красивых постановок «Корсара» в мире. А в репертуаре театра теперь имеются почти все сохранившиеся балеты Петипа: «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и «Корсар» – редко какой театр может пох­вастаться наличием такого количества шедевров Мариуса Петипа!

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры