«Корсар» отправляется в плавание

Сегодня в Astana Opera состоится очередная премьера – «Корсар». Этот балет с успехом идет на многих музыкальных сценах мира более полутора столетий.

Вдохновленные Байроном

Этот спектакль ждут с нетерпением и любопытством, он будет интересен зрителям любого возраста. Одно только название – «Корсар» – будоражит воображение. Можно гадать, кто же окажется на сцене: благородные флибус­тьеры, беспринципные разбойники, грабившие кораб­ли, или отважные пираты – искатели счастья? И конечно, возникают картины самые романтические: бушующее море, головокружительные приключения, сокровища, захватывающая любовная история… Все будет! «Корсар» действительно особенное произведение.

Балет создан по мотивам одноименной поэмы главного романтика эпохи – Байрона, написанной в 1814 году. Байроновский «Корсар» не раз вдохновлял композиторов: в 1848 году Верди представил оперу, в Милане и Лондоне ставились балеты (не сохранившиеся до наших дней). Премьера «Корсара» на музыку Адольфа Адана, оказавшегося последним творением французского композитора, состоялась в 1856 году в Opéra de Pari, авторы либретто – Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье.

Позднее музыкальная часть дополнялась сочинениями Цезаря Пуни, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Петра Ольденбургского. В целом же специалисты считают, что музыка балета отличается танцевальностью, яркостью и истинно французским изя­ществом.

Дирижер-постановщик Арман Уразгалиев отмечает, что сущест­вует несколько музыкальных редакций «Корсара», а такие знаменитые хореографические картины, как Па-де-де из второго акта или «Оживленный сад», регулярно исполняются во всех театрах мира.

– В Astana Opera это будет первое исполнение «Корсара», однако музыканты нашего симфоничес­кого оркестра знают партитуру, так как им не раз приходилось играть отрывки из балета в рамках балетных гала-вечеров, – говорит он.

Над хореографией «Корсара» работали знаменитые Жюль Перро и Мариус Петипа в XIX веке, в ХХ столетии балетмейстерами-постановщиками выступали Александр Горский, Петр Гусев, Юрий Григорович… В Astana Opera хореографом-постановщиком стала народная артистка России, художественный руководитель балетной труппы театра Алтынай Асылмуратова.

– Мы использовали редакцию Петра Гусева, так как она компакт­ная и динамичная, – рассказывает Алтынай Асылмуратова. – В других версиях спектакль более объемный по времени. Алжирский и палес­тинский танцы будут представлены в новой хореографии моего ассистента Елены Шерстневой. Изменения произошли в танцах Гюльнары (они стали расширенными) и многих мизансценах. Этот балет не так труден драматичес­ки, как, к примеру, «Жизель» или «Баядерка». От артиста требуется владение пространством. Я предложила солистам схему, но не ограничила в возможности самовыражения. Если в «Баядерке» не давала им «дышать», говорила: «Нужно только так и никак иначе», то здесь необходимо действовать по ситуации, чтобы это был живой спектакль.

Постановка осуществлена при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и посвящена 20-летию Астаны и 200-летию Мариуса Петипа.

Энциклопедия классического танца

На самом деле либреттисты Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье достаточно далеко ушли от байроновского оригинала. Краткий сюжет таков: похищенную Конрадом, бесстрашным предводителем корсаров, невольницу Медору путем обмана и предательства возвращает к себе ее владелец Исаак Ланкедем, чтобы продать паше Сеиду. Влюбленный Конрад с друзьями проникает во дворец паши, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле. В балете совсем не грозным, а, скорее, гротескным оказывается Сеид-паша, появляются неверный друг Конрада – Бирбанто и работорговец Исаак Ланкедем.

Однако «Корсар» привлекает своей романтико-приключенческой атмосферой, быстро развивающимся сюжетом, яркими характерами героев и, кончено, счастливым финалом, столь редким в оперных и балетных спектак­лях. Причем ощущение, что «все будет хорошо», возникает с первых минут постановки! «Корсар» – балет легкий, оптимистичный и даже задорный. В том числе и поэтому он так популярен сегодня.

– Иногда хочется отдохнуть, и тогда нужны такие незатейливые и веселые спектакли, – считает Алтынай Асылмуратова. – Важно отметить, что все театры в своем репертуаре имеют спектакль «Корсар», так как там есть и классические танцы для кордебалета, и игровые моменты для мужчин и женщин. Балет украшают две пары, танцующие технически трудные вещи, в которых можно показать все свое мастерство. Тут и сложное классическое трио, и характерные танцы.

«Корсар» можно назвать эн­циклопедией классического танца, той самой элегантной, канонической и «живой» классикой, что проверена временем. Важно подчеркнуть, что в 1987 году на сцене Мариинского театра был снят фильм «Корсар», где главную женскую роль исполнила Алтынай Асылмуратова, ставшая сейчас хореографом-постановщиком спектакля в Астане.

Партию Медоры готовят заслуженные деятели Казахстана Айгерим Бекетаева и Гаухар Усина и лау­реат международных конкурсов Анель Рустемова.

– Ранее я не исполняла эту партию, но еще в хореографическом училище выступала с Па-де-де из «Корсара» на международных конкурсах. Медора близка мне как по пластике, так и по эмоциональной глубине образа. Ее появление на сцене подобно солнцу: своей энергией она должна согреть каждого. Наверное, потому и начинается эта партия с высоких прыжков, энергичных движений, то есть хореографический текст показывает, что моя героиня полна силы и любви, – размышляет о своей героине Айгерим Бекетае­ва. – Мне бы хотелось показать чистые чувства Медоры к пирату. Он разбойник, но прежде всего – человек, который тоже может любить и быть добрым. Считаю, что у Алтынай Асылмуратовой эталонное исполнение партии Медоры, и мне повезло, что я могу поработать над ролью вместе с ней. В балете много технически сложных вариаций, мне нравится танец на барабане, и в целом роль насыщена множеством нюансов. Изюминкой «Корсара» можно назвать сцену «Оживленный сад».

В роли Конрада выступят лауреаты международных конкурсов Арман Уразов и Олжас Тарланов, заслуженный деятель Казахстана Таир Гатауов.

– Мой герой любит приключения, потому что из них состоит вся его жизнь. У него добрая душа и развито чувство справедливос­ти, – рассказывает о Конраде Олжас Тарланов. – В тот момент, когда друг пытается убить его, у Конрада появляется шанс ответить тем же, но он благородно оставляет другу жизнь. У меня есть схожие черты с героем – задор, страсть к чему-то новому, неизведанному. Когда я беру в руки меч, то мгновенно хочется рваться в бой, появляется огромный запал (смеется). С точки зрения хореографии это очень интересная, яркая, насыщенная непростыми техничес­кими элементами партия. Я рад, что этот спектакль будет в нашем репертуаре.

Нет сомнений, что внимание пуб­лики будет приковано к Исааку Ланкедему – герою больше отрицательному, но яркому и запоминающемуся. Этот образ предстоит воплотить обладателю многих гран-при Бахтияру Адамжану, а также Жансерику Ахметову и лауреату международных конкурсов Серику Накыспекову.

– Конечно, мой персонаж совершает поступки, которые в сегодняшних реалиях вызывают критику, но тогда была другая эпоха. Без Ланкедема сюжет стал бы скучным, – считает Бахтияр Адамжан. – Все действие происходит вокруг моего героя, он создает основную интригу. Я ищу в себе то, что могло бы помочь передать образ. И это касается не только внешнего вида, но и внутреннего настроя. Вижу своего героя харизматичным, красивым, умным и ловким, ему нетрудно найти общий язык со всеми. Мне предстоит сыграть много мизансцен, где нужны особая легкость и юмор. Зритель должен наслаждаться красотой движений, актерской игрой солиста. Нужно полностью выложиться, чтобы публика не заскучала.

За мужские танцы в спектакле отвечал ассистент хореографа-постановщика заслуженный артист России Константин Заклинский. Он уверен, что тема пиратов интересна для солистов:

– Это героические персонажи, здесь можно проявить себя в качестве актера. Особого внимания требуют мизансцены, насыщенные пантомимой. У ребят все очень хорошо получается. Исаак Ланкедем – одна из центральных партий, спектакль держится на ней. Здесь вновь раскроется талант Бахтияра Адамжана, который хорош в любой роли. Считаю, что у нас будет самый лучший «Корсар».

Партии Гюльнары готовятся исполнить Мадина Басбаева, Шугыла Адепхан и Асель Шайкенова, Бирбанто – Ильдар Шакирзянов, Олжас Маханбеталиев, Турлыхан Тойган, Сеид-паши – Рахметулла Науанов и Жанадил Бейсембиев. В спектакле занята вся балетная труппа и артисты миманса. На сцене будет около 150 человек!

Поэзия и проза

Все, кто задействован в подготовке к премьере, признаются, что «Корсар» создается с особым вооду­шевлением. Да и как устоять, когда к волшебной силе искусства добавляется брутальная романтика, а любовь преодолевает все преграды! И когда еще артисту кордебалета удастся «пронестись» по сцене, стреляя сразу из двух писто­летов?! Для солдат и корсаров изготовлены ружья, кинжалы, мечи, сабли… Совсем как настоящие! Не спектакль, а увлекательнейшее приключение.

В швейном цехе царит знаменитая Франка Скуарчапино, художник по костюмам, обладательница премии «Оскар». Ей помогают технолог Даниэль Бутар, ассистент Анна Верде, а идеи в жизнь воплощают десятки сотрудниц цеха, всегда готовых рассказать, что, как и для кого из персонажей они делают.

За три дня до премьеры там еще находились все пачки балерин. Многослойные разноцветные юбки из жесткого тюля невесомы и напоминают цветы. Их изготовлено 66, 10 – для детей.

– Ой, а эта красота для кого же? – спрашиваю мастерицу, в руках которой, кажется, самый прекрасный тюлевый «цветок» – белый, большой, пышный, необычной формы.

– А это живот Сеид-паши! – смеется она. Такая вот вдруг абсолютная проза…

– Процесс пошива костюмов всегда трудоемкий. Но, наверное, самой сложной и грандиозной работой было изготовление плиссировки, которой здесь много, – делится Франка Скуарчапино. – Каждый слой балетной пачки выполнен определенным образом. Сетку для пачек мы красили, в оригинале она имеет только белый цвет. У нас же представлена вся цветовая палитра. Каждый костюм сочетает разные ткани и цвета, имеет свою стилистику. Всегда, как для показа высокой моды, соблюдены каноны пошива, использованы качественные ткани. При изготовлении костюмов в первую очередь думаем об удобстве для балерины. Я также отталкиваюсь от сцено­графии и от хореографии. Мы все, как говорится, должны смотреть в одну сторону.

В «Корсаре» зритель увидит 220 эксклюзивных костюмов! Заметьте: мастерицам, чтобы сделать только 9 подъюбников на одну пачку, требуется несколько дней. Далее начинается почти ювелирный процесс сборки и декорирования жилеток и корсетов. А еще сшиты тончайшие шаровары, замысловатые восточные тюрбаны, мундиры и халаты. Использованы километры золотой, серебряной, жемчужной тесьмы и кружев, килограммы пуговиц, блесток, искрящейся бижутерии. Все это надо выкроить, вырезать, сшить, пристрочить, отпарить, отгладить… И примерить, добавив какую-нибудь деталь, чтобы завершить образ, подчеркнуть индивидуальность артистов.

Морская тематика четко «читается» в бутафорском цехе. Тут, например, одни бочки пузатые и крепкие, другие уже разбитые, побывавшие в кораблекрушении. Штандарты и флаги, мешки с зерном, арканы, канаты. Отдельно разместились трофеи пиратов: кувшины, кубки, чаши, вазы, лампады, видавшие виды тяжелые кованые сундуки и ларцы с драгоценностями.

Для сцен на рынке и в гареме Сеид-паши понадобятся опахало, украшенное перьями, подушки, трон и табуретки, топчан и пуфики. «А вот наш «человек за бортом», – обращают внимание на куклу-пирата. Ее в этот момент крепят к мачте, чтобы затем во время шторма она сорвалась и сгинула в пучине морской.

Семь футов под килем!

Накануне премьеры «Корсара» в Astana Opera случилось знаменательное событие. Указом Президента Республики Казах­стан сцено­граф Эцио Фриджерио награж­ден орденом «Достық» II степени. Его вручил министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы.

Имя этого выдающегося сцено­графа знают во всем мире. Его работы оказали влияние на развитие современной сценографии, получили международное признание и стали классикой оперного теат­ра ХХ века. Несколько лет Эцио Фриджерио плодотворно трудится в Астане. Вместе с супругой – художником по кос­тюмам Франкой Скуарчапино – они внесли огромный вклад в развитие казахстанского музыкального театра. На их счету экс­клюзивные работы в столичном театре – это «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Бая­дерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса.

– Спектакли, созданные вами для театра Astana Opera, – это визитная карточка казахстанского искусства. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество, – сказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.

Эцио Фриджерио отметил, что для него большая честь быть первым итальянцем, удостоенным ордена «Достық». Он подчеркнул важность поддержки сферы культуры Главой государства Нурсултаном­ Назарбаевым­ и заметил, что культурные связи Казахстана и Италии за последние годы стали значительно крепче.

Что же касается новых работ – это «Корсар», где Эцио Фриджерио вновь выступает сценографом-постановщиком.

Сейчас сцена «одета» в мягкие декорации, которые здесь преобладают. Огромные задники, изображающие различные виды природы и другие картины, расписаны вручную. Декорации «Корсара» компактны, а это очень удобно, например, для гастролей. Кстати, хотя сценографию спектакля называют скромной, она – без преувеличения – великолепна и весьма оригинальна. Мягкие декорации так эффектны: пришвартованный парусник слегка покачивается, по небу плывут облака…

Не останется без внимания занавес, напоминающий «Веселого Роджера» – грозный пиратский флаг – и отсылающий, пожалуй, уже не к эпохе романтизма, а к культовым «Пиратам Карибского моря».

Мастера художественно-постановочного комплекса изготовили арбу, подиум, части разбитого корабля, пирс и, разумеется, сам корабль. Он тоже мобильный, легко разбирается и полностью механизирован – это его главное и эксклюзивное достоинство. Компрессорные подушки приводят судно в движение, а управлять им можно при помощи пульта.

…Буря, огромные волны, во все стороны летит морская пена, гром и молния. На сцене появляется корабль. «Корсар» отправляется в плаванье. Семь футов под килем!

АВТОР:
Наталья Курпякова
10:10, 25 Мая 2018

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры