История любви

Балетная труппа театра «Астана Опера» рассказала драматичную историю Манон Леско

Алматинская премьера балета «Манон» на сцене ГАТОБ имени Абая состоялась в рамках гастрольного тура «Астана Опера», посвященного 20-летию столицы. Единственный показ спектакля в Алматы собрал полный зал, и, более того, на площади перед театром люди спрашивали лишний билет. И такой интерес вполне закономерен: лишь избранные театры могут гордиться тем, что в их репертуаре есть эта постановка. В их числе столичный коллектив «Астана Опера».

Это драматический балет, вобравший в себя традиции русской классической хореографии и движений, созданных автором этого балета британским хореографом Кеннетом Макмилланом.
В структуру балета вплетены традиции английского драматического театра. Это шекспировские страсти, выражение которых требует от труппы стопроцентной актерской отдачи.

Инициатором этой постановки на столичной сцене стала художественный руководитель балетной труппы театра «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова, которой посчастливилось воплотить образ Манон на сцене Ковент-Гарден и репетировать с самим Кеннетом Макмилланом. На сцену «Астана Опера» спектакль перенесли последователи Макмиллана именитые британские балетмейстеры Карл Барнетт и Патрисия Руанн.
В алматинской премьере партию Манон исполняла заслуженный деятель Казахстана Мадина Баспаева, партию де Грие – заслуженный деятель Казахстана Рустем Сейтбеков, Леско – Бахтияр Адамжан.
Макмиллан создавал этот балет в 70-х годах прошлого века, когда молодежные круги Запада захлестнула свобода нравов и в моду вошла одежда, подчеркивающая эротизм. И, как считал сам Макмиллан, это мироощущение перекликалось с атмосферой первой половины XVIII века, в которой происходит действие романа Прево.
Когда Макмиллан вынашивал идею этого балета и искал хореографический язык для своего спектакля, в мире начинался бум фигурного катания. Макмиллан посетил олимпийский турнир фигуристов и уловил в движениях танцевальных и спортивных пар чувственность и воздушность. Вместе с тем его покорили исполняемые фигуристами сложные дорожки шагов, подкрутки и само скольжение. Все это он решил перенести на балетную сцену.
Таким образом, перед нашими солистами была поставлена очень сложная задача – быть и танцовщиками, и актерами, и фигуристами. И все это должно было гармонично сосуществовать в одном спектакле.
Музыкальной партитурой к балету служит компиляция из различных произведений Жюля Массне. Адаптировали партитуру для хореографического произведения известный музыкант Лейтон Лукас и его ассистентка, концерт-
мейстер балетной труппы Хильда Гонт. Оркестровку и аранжировку выполнил Мартин Йетс. А главной темой влюбленных является элегия, написанная Массне для виолончели, позже переложенная для симфонического оркестра и хорошо известная как романс в исполнении Федора Шаляпина.
Именно под эту музыку Манон и де Грие исполняют па-де-де в первом акте. Действие разворачивается в спальне квартиры де Грие. Символом страсти служит величественная кровать. Плавные гибкие движения солистки, реальные поцелуи передают чувственность, страсть, погружение в любовное безрассудство. Мадина Баспаева воздушна, она, как говорили зрители в антракте, обсуждая первый акт, словно перышко, которое плавно качается на волнах любви. И рядом с ней де Грие – Рустем Сейтбеков чувствует себя окрыленным, уверенным в себе мужчиной.
Сыгранный оркестр «Астана Опера», которым дирижировал Арман Уразгалиев, очень чуток к тому, что происходит на сцене. Музыка не доминирует, а, напротив, отдает артистам балета главенствующую роль, и при этом музыкальная партитура также является главным героем. И это подкупает.
Важную роль для создания атмосферы спектакля играют костюмы. По сюжету Манон балансирует между роскошью и нищетой, и ее костюмы подчеркивают состояние дамы полусвета. Стиль костюмов XVIII века отличался изящной декоративностью, хрупкостью, утонченностью, чувственностью и некоторой манерностью. Он не терпел прямых линий, и они приобрели изогнутость и плавность. Это был последний период господства аристократической моды, который окончился с началом Французской революции. Над костюмами и сценографией спектакля работал Николас Георгиадис. К слову, для постановки сшито 220 костюмов, каждый из которых уникален. У всех героев спектакля свой характер – это относится как к солистам, так и к артистам кордебалета, и костюмы помогают им вжиться в образ.
В этой постановке сошлось все – и музыка, и костюмы, и невероятная хореография, и мастерство артистов балета. В спектакле задействована почти вся балетная труппа театра. Исполнительница заглавной партии Мадина Баспаева шутя называла этот спектакль «проверкой на выносливость». Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Сложность хореографического текста стала хорошей школой для молодой труппы. Такая работа позволяет артистам творчески расти, идти вперед, повышать мастерство. Артисты готовились к алматинской премьере с особым трепетом, ведь многие из них, окончив Селезневку, начинали здесь свою творческую карьеру, и в зале присутствовали их педагоги.
ГАТОБ – это особое место и для художественного руководителя балетной труппы народной артистки России Алтынай Асылмуратовой.
– Мне было очень волнительно после долгого перерыва приехать в Алматы. На сцене этого театра танцевали мои родители, и я с детства дышала этим воздухом. ГАТОБ – это место, где зародилось хореографическое искусство страны, мы относимся к этому театру с большим уважением, и премьера спектакля «Манон» именно на этой сцене для нас очень важна и ответственна, – сказала Алтынай Асылмуратова.
Убедительная хореографическая и актерская работа была вознаграждена продолжительными аплодисментами.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

 Источник: Vecher.kz

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры