В Пуччини страсти © kazpravda.kz

 

В Пуччини страсти

Сегодня в Astana Opera грандиозная премьера – «Турандот» Джакомо Пуччини. Премьера приурочена к 20-летию столицы и пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта РК.

Сказ о настоящей принцессе

…Известно немало древних сюжетов, когда герой с риском для жизни разгадывает сложные загадки. Часто их ему задают женщины. Этот мотив лег и в основу сказки о китайской принцессе Турандот. А сама героиня, несомненно, входит в число известнейших сказочных и мифологических наследниц престола. Турандот обладает всеми качествами настоящей принцессы: ослепительно красивая, умная, взбалмошная, капризная и до поры до времени бессердечная… Словом – находка для любого автора.

Сказка о Турандот была известна в культуре разных стран. Впервые сюжет «Турандот» изложен в поэме классика персидской поэзии ХІІ века Низами. Позже его включили в европейские антологии, в 1761 году итальянский драматург Карло Гоцци создал «сказку для театра», ввел элементы комедии дель арте. Еще через 40 лет, переводя произведение Гоцци на немецкий язык, Фридрих Шиллер усилил его драматизм, «укрупнил» характеры героев. Постепенно Турандот становится узнаваемым персонажем на мировой театральной сцене. Именно спектакль по пьесе в обработке Шиллера вдохновил композитора Джакомо Пуччини. Либретто написали Джузеппе Адами и Ренато Симони.

Если коротко, то фабула оперы такова. Дочь китайского императора Альтоума не желает выходить замуж и придумала великолепный план. Всем претендентам поставлено условие: если отгадываешь три загадки Турандот, получаешь ее руку, сердце и права на наследство, если нет – лишаешься жизни. Уже многие влюбленные принцы испытали судьбу и отправились на казнь. Время идет, и существующее положение не удовлетворяет ни отца принцессы, ни советников, ни народ, но Турандот непреклонна. Все меняет появление путешествующего инкогнито принца Калафа…

Какая же она, Турандот? На первый взгляд, своенравная, жес­токая и равнодушная красавица, играющая жизнями влюбленных людей, не допускающая и мысли, чтобы признать превосходство мужчины.

Но на самом деле характер Турандот, как и любой женщины, гораздо сложнее. Благодаря Гоцци и многочисленным постановщикам произведения образ принцессы получил иную трактовку: можно сказать, что Турандот борется за равноправие полов, в то непростое для лучшей половины человечества время она разрушает стереотипы о женском предназначении – выйти замуж и подчиниться супругу. Можно по-разному воспринимать и вполне счастливый финал. Свадьба состоится, но кто же Турандот – победительница или побежденная?..

Кстати, сам Дж. Пуччини видел в сюжете протест против насилия и вечную идею победы света над тьмой. Так что в спектакле, кроме загадок, которые придумывает сама Турандот, немало других. Их будет разгадывать зритель, наслаждаясь великолепной музыкой, оригинальной постановкой, мастерством замечательных исполнителей.

Международный формат

Опера «Турандот», мировая премьера которой прошла в Ла Скала в 1926 году, – последнее сочинение великого композитора. Опера осталась незавершенной. Джакомо Пуччини работал над ней с лета 1920-го до самой смерти, в 1924-м. Его друг, композитор Франко Альфано, закончил произведение, используя наброски заключительного дуэта, сделанные Пуччини. Именно этот вариант финала прозвучит в Астане.

«Турандот» станет первым совместным проектом Astana Opera и Китайского национального оперного театра (КНОТ) – самого известного и крупного оперного театра в Азиатско-Тихоокеанском регионе. КНОТ и его солисты активно гастролируют, в репертуаре театра десятки спектаклей, среди которых и «Турандот». КНОТ представил ее в 2009-м на олимпийском стадионе «Птичье гнездо». (Заметим: до 1998 года в Китае «Турандот» находилась под запретом, зато ее первый показ прошел в знаменитом Запретном городе).

Дирижером-постановщиком оперы в Астане стал заслуженный деятель Казахстана, прославленный маэстро Алан Бурибаев. Постановщик – знаменитый итальянский режиссер Давиде Ливермор, который работал с выдающимися певцами – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Миреллой Френи, а одна из последних его постановок – опера Генделя «Тамерлан» в легендарном Ла Скала.

Давиде Ливермор уже сотрудничал с Astana Opera: был членом жюри на всемирно известном конкурсе вокалистов «Опералия Пласидо Доминго-2017».

– Рад снова находиться в Астане, работать в этом замечательном театре, – говорит Давиде Ливермор. – Впервые я соприкоснулся с «Турандот», когда мне было 6 лет. Отец подарил мне диск с записью этой оперы, и тогда меня впечатлил детский хор. Выучив этот отрывок, я часто пел его в своей комнате. Так что «Турандот» со мной с самого детства. В ней очень характерные герои. Мне кажется, каждый человек может быть таким же принцем, а в другой период жизни найти в себе черты Пинга, Понга и Панга. Ну а мне сейчас ближе Калаф. Я хотел бы испытывать жизнь и верить в любовь, как он.

– Считаю, что это важная постановка для Astana Opera, – отмечает Алан Бурибаев. – К слову, не каждый театр может себе позволить пополнить репертуар таким масштабным спектаклем, где задействовано огромное количество артистов. «Турандот» завершает великую традицию итальянских опер, которая длилась и развивалась в течение 300 лет. К этой опере Джакомо Пуччини шел долгие годы, ее можно назвать суммой творческих исканий композитора. Подобных опер больше не создавалось.

В премьерных спектаклях главные партии Турандот и Калафа исполнят Мартина Серафин (драматическое сопрано, Австрия) и болгарский тенор Камен Чанев. В «Турандот» важную роль играет хор, который постоянно находится на сцене. Главный хормейстер Astana Opera, заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов оттачивал мастерство не только артистов хора столичного театра, но и китайских вокалистов.

Однажды в далеком Китае

Действие оперы происходит в Пекине. Концепция художественного оформления спектакля, предложенная и воплощенная известными казахстанскими сценографами-постановщиками Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым, состоит в смешении стилей. В сценографии будет присутствовать символика китайской и азиатской культур.

– Изучив историю постановок, точно скажу, что наш спектакль не повторяет ни одну из предыдущих. «Турандот» Astana Opera будет уникальна по сочетанию стилей, – подчеркивает Софья Тасмагамбетова.

Публика увидит удивительные декорации, поистине волшебное преображение сцены, яркие спец­эффекты.

– Впервые в нашем театре мы используем видеопроекцию на LED-кулисах, которые в течение всего спектакля передвигаются по сцене, – рассказывает руководитель художественно-производственного комплекса Виктор Караре. – В первом акте пойдет дождь, причем вода будет абсолютно настоящей. Неповторимую теат­ральную магию создаст сочетание света и видеоконтента. Также мы построили специальные механизмы для главной героини, которая будет появляться из-под земли и подниматься почти на три метра над степью. С каждой новой постановкой мы приобретаем опыт, что позволяет нам воплощать самые невероятные проекты на высоком уровне. Мы хотим, чтобы зритель, придя к нам, попал в особый мир.

Цветовая гамма как в костюмах, так и в декорациях представлена достаточно сдержанно, и эта «неяркость» позволит подчеркнуть напряженность действия. Сложность при изготовлении костюмов заключалась в особом китайском крое, которым, впрочем, мастерицы швейного цеха блестяще владеют.

– Главная героиня Турандот всегда находится на глазах у публики, а это новая задача: переодевания должны происходить прямо на сцене, – раскрывает секреты подготовки спектакля Софья Тасмагамбетова. – Основной наряд будут попеременно дополнять четыре разные накидки. Последнее платье принцессы красного цвета. Костюмы у нас меняют даже артисты хора. Всего мы изготовили 247 костюмов!

Все элементы бутафории и не перечислить. Важна каждая деталь, ведь при создании спектакля мелочей не бывает. Готов величественный императорский дворец, полностью экипированы стражники и палачи, сделаны ласточки на палочках для танцевальных сцен, а также множество зонтов, вееров, посохов и традиционных китайских соломенных шляп (вес такого головного убора около 400 граммов). И еще на сцене появится «самый настоящий» дракон.

Любовь меняет все вокруг

Опера «Турандот» в Астане обретет новые оттенки. Произведение названо именем китайской принцессы Турандот, созвучным казахскому «туран» – древнему названию Великой степи. Турандот встречается с Калафом, принцем ногайским, сыном астраханского хана Тимура, которому и удастся покорить ее сердце.

Солистка Astana Opera Жупар Габдуллина также исполнит главную роль в дни премьеры. Партия Турандот ей знакома, но не менее важно понять героиню, точно передать идеи режиссера.

– Из-за красоты моей героини летят с плеч головы принцев, – говорит артистка. – До Калафа погибло уже 14 претендентов на руку и сердце принцессы. По либретто ей всего 14 лет, и в данной постановке ее поступки режиссер трактует с психологической точки зрения. Когда-то над ее бабушкой жестоко надругались чужестранцы, поэтому Турандот мстит за нее всем мужчинам. Правильные ответы Калафа на все загадки приносят ей огромную боль и разочарование. Она получает в ответ загадку от главного героя – и не в силах разгадать… Это действительно сложная роль, я буду стараться создать запоминающийся образ.

– Режиссер Давиде Ливермор отдает всего себя этой постановке, с каждым артистом хора он трудится так же, как и с солистами. Он делает акценты на эмоциях героев. Турандот – роль, которую я очень люблю, часто исполняю и постараюсь дать ей свою интересную интерпретацию. Надеюсь, публике она понравится, – делится впечатлениями о работе над спектаклем известная оперная певица Мартина Серафин. – Astana Opera – прекрасный театр, здесь потрясающая акустика. Работа с дирижером, моими казахстанскими коллегами-вокалистами, а также с оркестром, у которого очень красивое звучание, доставляет мне огромное удовольствие, все они – большие профессионалы. Хотела бы поздравить казахстанцев со знаменательной датой – 20-летием столицы. Знаю, что спектакль приурочен к празднованию юбилея, и рада быть частью этого события.

Герои итальянских комедий масок в этой опере предстают в образе расчетливых китайских чиновников – Пинга, Панга и Понга. В премьерных спектаклях их сыграют солисты Китайского национального оперного театра Гэн Чже, Ли Сян, Лю Иран, а также солисты Astana Opera Александр Красиков, Ерулан Камед и Беимбет Танарыков. Роль отца Калафа – Тимура готовят Болат Есимханов и Ю Цзинжэнь, а Альтоума, китайского императора – Акылбек Табынбаев и Ли Шуан.

Влюбленную в Калафа рабыню Лиу исполнят заслуженные артистки Казахстана Майра Мухамедкызы и Жаннат Бактай.

– Меня потрясает эта беззащитная девушка с невероятно мощной внутренней энергией, – рассказывает Майра Мухамедкызы, впервые исполняющая данную партию. – Такую сильную любовь редко можно встретить, не каждому дано ее почувствовать. Лиу особенно запоминается публике. Мои три арии – сложные и в вокальном, и в драматическом плане. Первая ария нежная, тонкая, в ней Лиу объясняется в любви Калафу. Во второй я должна передать бурю эмоций, бушующих в душе моей героини: ее возлюбленный впервые увидел Турандот и потерял голову от ее красоты, он ничего не слышит и не видит. Лиу не может с этим смириться, но сердце ее по-прежнему полно любви. И раз судьба распорядилась так, что им не суждено быть вместе, Лиу убивает себя, спасая Калафа.

Именно этот трогательный образ, созданный Пуччини, придает действию особый драматизм, лиричность и духовность. Трагическая, жертвенная смерть бесконечно преданной Калафу Лиу оттеняет счастливый финал и вместе с тем утверждает торжество любви…

Сказочно-фантастическая «Турандот» обретает прописку на сцене Astana Opera. И это замечательный подарок к юбилею столицы!

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры