Вторая молодость

На оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского в Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» билеты на два премьерных спектакля уже проданы.

Первый день долгожданной премьеры состоится сегодня при поддержке Министерства культуры и спорта РК. За пульт встанет сам дирижер-постановщик, заслуженный деятель РК Алан Бурибаев. Режиссером постановки выступил итальянский режиссер Давиде Ливермор с репутацией смелого театрального экспериментатора. В канун премьеры корреспонденту газеты «ЛИТЕР» представилась возможность побывать на генеральной репетиции.

Режиссер-постановщик Давиде Ливермор не впервые порадует казахстанских меломанов своей работой на нашей сцене. У него сложились крепкие дружеские связи с «Астана Опера». Первое его сотрудничество со столичным театром состоялось в 2017 году, когда он был членом жюри престижнейшего вокального конкурса «Опералия» Пласидо Доминго. Летом прошлого года совместно с заслуженным деятелем РК, маэстро Аланом Бурибаевым поставил в «Астана Опера» «Турандот» Дж. Пуччини, имеющую грандиозный успех у зрителей.

Творческий диалог дирижера и режиссера получился весьма органичный. Давиде Ливермор, вдохновленный атмосферой и условиями работы в «Астана Опера», приступил к постановке «Евгения Онегина». Больше всего его поражает, что к каждому культурному событию общественность относится с большим трепетом.

 

– На протяжении всех постановочных работ мы неоднократно встречались с министром Арыстанбеком Мухамеди­улы, он принимал активное участие в творческом процессе подготовки оперы «Евгений Онегин», еще с удовольствием музицировали вместе, министр – прекрасный музыкант, – признается Давиде Ливермор.
Евгений Онегин или Татьяна Ларина?

Любопытный факт: несмотря на свой звездный статус, режиссер, начиная работу над постановкой, скрупулезно готовился, много читал, изучал, погружался в музыкальный материал. Режиссер-постановщик твердо убежден, что опера «Евгений Онегин» является фундаментальной частью воспитания чувств для многих поколений. Поэтому в спектакле он нашел что-то вневременное. И вложил в свою трактовку многослойные подтексты, связанные чувствами и переживаниями. Без сомнения, каждый зритель найдет в спектакле отзвук своих собственных переживаний. А для этого постановщик сделал так, что в начале оперы покажут новую сцену, которой нет в партитуре: Татьяна – в зрелом возрасте, подводя итог жизни, вспоминает дорогую сердцу историю любви, спрятанную в далекие уголки души, вызвавшую большие потрясения и самые сильные эмоции в ее жизни.

– Мне хотелось, чтобы зрители после просмотра спектакля сказали, что эта история актуальна и сегодня, что она находит отклик в их сердцах и затрагивает их эмоции. В этой постановке мы увидим внутренний мир Татьяны. Узнаем, как молодая женщина приходит к женской зрелости, прекрасно осознавая, что она потеряла, что приобрела и открыла в жизни. Все это происходит в глубокой зрелости. А также мне бы хотелось, чтобы внимание публики было сосредоточено именно на описании внутреннего мира Татьяны, – поясняет режиссер Давиде Ливермор.

 

Театр – на творческом подъеме. В спектакле собраны два сильнейших состава исполнителей – Алексей Исаев (Россия), Талгат Мусабаев (партия Онегина), Галина Чеплакова и Айгуль Ниязова (Татьяна), Медет Чотабаев и Жан Тапин (Ленский), Дина Хамзина и Татьяна Вицинская (Ольга), а также оркестр, хор (хормейстер заслуженный деятель РК Ержан Даутов). Вместе с постановочной командой они создали сильный спектакль, полностью проникнутый музыкой, атмосферой и содержанием, заложенным великим композитором. Постановку нельзя расценивать как представление великой оперы – это эмоции, ощущения, чувства от Пушкина, Чайковского.

– Композитор писал эту оперу в 1877 году, почти через 50 лет после создания романа. Петр Ильич включил в нее 7 сцен, которые в основном связаны с образом Татьяны, так как именно она является для него ключевым персонажем. Композитор начал писать оперу со сцены письма Татьяны. Две трети оперы были созданы очень быстро – летом 1877 года. Следующую часть он закончил только в феврале следующего года из-за хлопот со своей женитьбой. Каждый герой в опере имеет свой музыкальный образ. Я пытаюсь разогревать оркестр в моментах, где появляется Ленский, потому что у него очень горячий нрав, и остужать до ледяного состояния в сценах с циничным, сухим Онегиным, такими как их описывает Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень», – говорит дирижер-постановщик, заслуженный деятель РК Алан Бурибаев.

Помимо вокалистов и хора большую работу в подготовке к опере проделали артисты балета под руководством хореографа-постановщика Елены Шерст­невой.

 

Магия сцены

Постановка готовилась полгода. Богатая природа в спектакле гармонично сочетается с архитектурой. К тому же, постановка насыщена грандиозными видеопроекциями. В одном из домов, где живут главные герои, вместо окон вмонтированы LED-экраны, на которых появляются красочные изображения.

 

Колоссальную работу сделал художник по свету Винченцо Рапони (Италия). Произведет впечатление интерьер, украшенный огромной люстрой с плафоном, удивляет вращающийся большой круг с танцующими на нем парами молодых людей, а дополнит картину большое зеркало. Это все зритель увидит в последней части спектакля.

Вообще, постановка отличается от многих предыдущих тем, что в ней много движущихся элементов декораций. Еще в ней задействованы животные, к примеру, в картине дуэли будут участвовать лошади, а также публика увидит запряженный ими фаэтон.

Художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов ставят оперу «Евгений Онегин» впервые, как и впрочем режиссер-постановщик Давиде Ливермор. Для этой постановки они подготовили около 250 костюмов, при этом использовали исторический крой, сохраняя технологии 1820 года, таким образом, костюмы выглядят некой реконструкцией нарядов тех времен. Практически все женские платья отделаны вручную. Художники по костюмам по задумке режиссера-постановщика использовали очень сдержанные цвета. Материалы полностью соответствуют представленной эпохе: сукно, тафта, шелк и другие ткани. Впечатляют сложные многоярусные прически с перьями и парики артистов. Несколько любопытных фактов: согласно либретто оперы в сценах именин Татьяны и бала гостей угощают различными яствами. Трудоемким для бутафоров театра стал процесс изготовления печений, их насчитывается около 800-900 штук. Сложность в том, что они очень рельефны, в их основе лежит технология папье-маше. На печенье наносилась разноцветная краска, как рассказывают бутафоры – это «крем», все они в эти моменты чувст­вовали себя немного кондитерами. 25 вил и грабель для крестьян изготавливали в облегченном варианте, но, в то же время, надо было следить, чтобы инструмен­ты получились прочными.

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры