In the Power of Don Carlos

 

Astana Opera invites residents and guests of the capital to get acquainted with the world classical masterpiece – Verdi’s opera Don Carlos. The entire opera house is now in the power of the composer: orchestra musicians, choir singers and soloists are rehearsing onstage, workers of the Scenic, Costume and Prop Shops are making the very last alterations. The premiere will take place on October 11 and 13 under the auspices of the Ministry of Culture and Sports of the Republic of Kazakhstan.

Italian stage director Davide Livermore, who on October 1 has received the most prestigious award of the operatic world – Opera Star International Opera Award 2019, also called the ‘Opera Oscar’ as the Best Director, is working at the Astana Opera not for the first time. The Maestro staged grand opera productions of Puccini’s Turandot and Tchaikovsky’s Eugene Onegin. Davide Livermore noted that he has a great responsibility to present the opera Don Carlos for the first time in Kazakhstan, and that he must pull out all the stops to make the people here love Giuseppe Verdi even more.

“We will strive to make people feel the power and importance of this score. This opera, in addition to political strife, speaks of each character’s loneliness. On the one hand, a person can be rich and have great power, but on the other hand, he turns out to be lonely and unhappy,” Davide Livermore said.

There are almost no ‘passing’ characters in this opera; all six main parts play a leading role in the plot development and musical material. The composer created many hits for all voices – tenor, baritone, three (!) basses, soprano and mezzo-soprano. The opera is designed for leading singers who are able to fill one of Verdi’s most emotionally affecting compositions with drama.

The title role of Don Carlos is dynamic, with many dialogues and actions. The part of Carlos has been present in all outstanding tenors’ repertoire since the middle of the last century.

Medet Chotabayev and Naoyuki Okada (Japan) are preparing to perform Don Carlos.

“I like the melodiousness of this opera, its excellent music. Right now there is an active rehearsal process, and each of us is striving, making every effort to ensure successful performances that the audience would love. For me, this is a new field where a great deal of work remains to be done and showing high skill is paramount, this part opens up new opportunities. Working with our entire production team and, of course, with the director Davide Livermore is very interesting for me,” Medet Chotabayev says.

 

A Look behind the Scenes

Voluminous historical dresses adorn the Astana Opera Costume Shop. It is hard to imagine how many rolls of fabric it took to make them. It is known that it took about 120 meters of trim for one costume. The fabrics must reflect the historical era, but it is extremely difficult to find such non-modern materials, they simply are not used today. Costume designers Sofya Tasmagambetova and Pavel Dragunov are great masters of their craft; they were able to realize the director’s most incredible ideas.

“I really like the process of working on this production. At first it seemed rather complicated. Having understood the era, plunged into the costume history of that time, my attitude to the production changed. Costumes of the Spanish nobility of that era are very stylish. This applies to fabrics, styles, cuts and even trimming. I admire the fantasy of people of that time who came up with such outfits. The plot itself suggests gloomy atmosphere, and the costumes are respectively executed in dark colors. But due to the finish, they look striking: braid, brocade, gemstones, brooches and pearls give them a special allure,” Sofya Tasmagambetova says. “Our task was concrete – the director wanted the production to be historical. The costumes of this era are spectacular; however, in this production they do not literally repeat this period, they are only stylized according to it. All the productions are grand at the Astana Opera and it is always enjoyable and interesting for us to work in close tandem with the company of this opera house.”

 

Costume designer Pavel Dragunov was responsible for men’s costumes. He said that the time period of the opera was moved two generations forward.

 

“Our costumes were created according to the laconic canons of fashion during the reign of King Philippe IV. I started from the work of the great painter Diego Velázquez. He is one of my favorite painters, I consider him one of my teachers. In addition to theatrical projects, I do portrait painting. This era is close and easily understandable for me. At that time, the nobility wore austere, ascetic clothing, usually of black color. The Inquisition did not approve of pompous adornment, for example, lace collars, especially for men. Therefore, a variety of textures were often used, the combination of which added decorativeness to the garments. The outfits were very complicated, sophisticated, despite the fact that they are extremely laconic, as in Velazquez’s paintings, where you can even see the stitching on the clothes of the depicted characters. The asceticism of this era can be determined by the costumes’ collars, the fashion for them changed rapidly: from a cartwheel ruff to a laconic rounded collar.”

Not only expressive costumes, but also large-scale sets that will change quite often will engage the audience. Set designer Cristiana Picco has very fresh and interesting ideas, which were not easy to implement for the Astana Opera’s Scenic and Prop Shops. The production is unique in all aspects; it does not repeat directorial ideas of other international opera houses.

“This is a monumental production. Astana Opera has a large technologically fitted out stage, which allows showing the historical version in an interesting way and demonstrating the full scale of this opera. We will present the Italian four-act version. Monumentality lies not only in the lengthy running time, but also in the fact that we will show different sets: the church, the monastery, the throne room, the King’s office, as well as magnificent gardens in the scene with the queen. In this production, like in no other, we used all the capabilities of stage machinery, scenic lifts, which allow us to create an unexpected appearance of the King. In addition, for the first time, stage technology is applied with five motorized paths that move the sets. We use frontal and rear projections, and we also have a multi-ton construction, divided into three parts. Some set elements will be located at different heights: cages, cells, dungeons, in other set pieces we will see hatches and windows that open. I am sure that throughout the performance the audience will receive an emotional charge,” Victor Carare, Deputy Director for Design, Production and Building Maintenance, said.

 

Abundant props, on which the craftsmen have been working for two months, will complement the sets.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Here are the embroidery frames made using the 17th century technology, but they can be used even today. Flags, standards, halberds, épées that are quite durable for fencing and fans have already been handed over to the soloists for work onstage. Perhaps most of the time was spent on making a small sculpture – a cross, two and a half meters tall, with the weight of 8 kilograms. Torches, the red lights of which look very natural, will illuminate the gloomy pictures of the palace. Prop masters did painstaking work inlaying various small details with stones. In addition, they skillfully carved a bell out of wood and painted it to appear bronze, inserting inside a tiny bell that will make a sound. The queen’s trunk was faced with aluminum; in the places of сriss-crossing they made special rivets that create the appearance of forging.

The Astana Opera Voices

The role of Élisabeth de Valois is assigned to the opera stars Maira Mukhamedkyzy and Zhannat Baktay.

“Everything is complicated in the part of Élisabeth: both vocals and acting. What does it mean to be a queen? It means that you need to show regalness, a special plastique of movements, grace. Élisabeth is young, smart and powerful. It is important to create a portrayal in such a manner so that the audience believes that I am a queen. Before this part, in my repertoire there were only young women who are in love or dying. Now I am exploring this character: trying to understand what she thinks, what she feels. Élisabeth, a woman who is deeply suffering, loves Don Carlos wholeheartedly, but retains her honor in the name of the King. When I rehearse, every time I think about how complicated their life is. For example, the entire world lies at King Philippe’s feet, but he suffers from the fact that he is not loved. At such moments, I understand that I am a happy opera singer, because I have the opportunity to try on the fate of different characters, and then become myself again,” Maira Mukhamedkyzy said.

Zhannat Baktay considers the part of Élisabeth very interesting.

“This is a new for me lyric-dramatic repertoire, in contrast to the usual lyrical-coloratura parts. Élisabeth is lower in tessitura than Eboli, thus, in a vocal sense, of course, it will be difficult. Vocal coach from Italy Ala Simonishvili worked with the singers and, even before meeting with the director, some work had already been done. The opera is big and the pressure lies not only on the artists, but also on the listeners, who must be prepared, read the libretto, and feel the atmosphere of that time. I like my heroine, because she is a loving woman, but, unfortunately, her dreams remain unfulfilled. I have experienced partners, we worked a lot together and have come a long creative way.”

Baritones Sundet Baigozhin and Talgat Mussabayev are preparing the part of Rodrigo di Posa – the King’s confidant, friend of Don Carlos. The artists note the main trait of their hero – honesty and dignity.

“This opera is considered one of the most difficult, not only by Giuseppe Verdi, but also in the entire world opera. The main difficulties lie in the vocals, because, for this opera, incomparable voice control – ‘belcanto’ – is required from the singers. Rodrigo – the role that I perform – is a man of his word, of honor. He worries about the people and their future. He tries with all his might to change the life of people oppressed by the brutal Inquisition, giving his life in the name of faith in the future, real friendship and bright ideas. We are all happy this production will be added to our repertoire. At the moment, in collaboration with the wonderful director Davide Livermore, with whom we have been working not for the first time, we are seeking new ways of interpreting this character in order to implement them,” Talgat Mussabayev shared.

Kings Can Do Everything…

Barseg Tumanyan performed Philippe II at different international venues many times, but he clearly remembers his first appearance onstage in the role of the King.

“The first time I performed this part in Los Angeles, my stage partner was Placido Domingo in the role of Don Carlos. No matter how many times I worked on this portrayal later, each time I think how to make it different. This is a very interesting opera not only in terms of music, dramatic content and people’s relations, the plot shows on what kind of falsehood an empire was built, and what kind of sacrifices people were ready or obliged to make. Philippe II, known in history as the most bloodthirsty king, was able to create Spain through the Inquisition and faith (church). Director Davide Livermore stages this opera very symbolically, every gesture here has meaning.”

For Evgeniy Chainikov, like for many other singers, this will be a debut performance.

“Just recently, I switched to the bass repertoire and this is my first major bass part. Maestro Livermore is confident that the role of Philippe II suits me not only in voice but also in appearance. I get great pleasure from working on it, I feel very harmonious in this role. This spring, I performed the opera Il Matrimonio Segreto in Spain, in Barcelona. There I had an opportunity to visit ancient castles, museums, and also the performance of Sara Pereyra Baras – one of the most famous flamenco dancers in the world. Incidentally, flamenco dance is also present in our production. I was very inspired by the Spanish atmosphere and this helps me to convey the spirit of the Spanish people onstage today.”

The sounds of the orchestra do not cease in the rehearsal halls. The musicians, led by Music Director of the production Maestro Alan Buribayev, are searching for new musical colors, working on phrasing and rhythms. The Principal Choirmaster of the Astana Opera Yerzhan Dautov hones the artists’ skills in the fiendishly difficult chanting choir in the auto-da-fé scene and the monks’ choir.

The opera Don Carlos stands out from the entire context of Giuseppe Verdi’s work, but remains one of the greatest creations that came out of the composer’s pen. The versatility and complexity of this opera is a real challenge for any opera house and the Astana Opera will certainly master this task!

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры

Во власти «Дона Карлоса»

 

«Астана Опера» предлагает жителям и гостям столицы познакомиться с шедевром мировой классики – оперой «Дон Карлос» Дж. Верди. Во власти композитора сейчас находится весь театр: на сцене репетируют музыканты оркестра, артисты хора и солисты, в цехах ведут последние работы декораторы, костюмеры и бутафоры. Премьера пройдет 11 и 13 октября при содействии Министерства культуры и спорта РК.

Итальянский режиссер-постановщик Давиде Ливермор, который 1 октября получил самую престижную награду оперного мира, называемую «Оперным Оскаром» (Opera Star 2019, лучший режиссер), работает с труппой «Астана Опера» уже не в первые раз. Маэстро осуществил для столичного театра грандиозные премьеры опер «Турандот» Дж. Пуччини и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.  Д. Ливермор отметил, что на нем лежит большая ответственность – впервые в Казахстане представить оперу «Дон Карлос», и приложить все усилия, чтобы Дж. Верди здесь полюбили еще больше.

— Постараемся сделать так, чтобы люди чувствовали мощь и важность этой партитуры.    Эта опера, помимо политических распрей, говорит об одиночестве каждого героя. С одной стороны человек может быть богат, наделен большой властью, но с другой стороны он оказывается несчастным и одиноким, — заметил Давиде Ливермор.   

В этой опере почти нет «проходных» персонажей, все шесть основных партий играют ведущую роль в развитии сюжета и музыкальном материале. Композитор создал множество хитов для всех голосов – тенора, баритона, для трех (!) басов, сопрано и меццо-сопрано. Опера рассчитана на ведущих артистов, способных насытить драматизмом одно из самых эмоционально воздействующих сочинений Верди.

Заглавная партия Дона Карлоса динамичная, с множеством диалогов и действий. С середины прошлого века роль Карлоса присутствует в репертуаре всех выдающихся теноров.

Дона Карлоса готовятся исполнить Медет Чотабаев и Наоюки Окада (Япония).  

— Мне нравится мелодичность этой оперы, ее превосходная музыка. Сейчас идет активный процесс репетиций, каждый из нас старается, прилагает все усилия, чтобы спектакль прошел с успехом и полюбился слушателям. Для меня это новое поле, на котором предстоит провести огромную работу, проявить высокое мастерство, эта партия открывает новые возможности. Мне очень интересно работать со всей постановочной группой и, конечно, с режиссером Давиде Ливермором, — говорит Медет Чотабаев.

Заглянем за кулисы

Объемные исторические платья украсили швейную мастерскую «Астана Опера». Сколько рулонов ткани было затрачено на их изготовление, сложно даже представить.  Известно, что на один костюм ушло порядка 120 метров тесьмы. Ткани должны были отражать историческую эпоху, но найти такие несовременные материи крайне сложно, сегодня их просто не используют. Художники по костюмам Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов – большие мастера своего дела, они смогли воплотить в жизнь самые невероятные идеи режиссера-постановщика. 

Мне очень нравится процесс работы над этой постановкой, вначале он казался достаточно сложным. Поняв эпоху, окунувшись в историю костюма того времени, изменилось и мое отношение к спектаклю. Костюмы испанской знати той эпохи очень стильные, это касается материалов, фасонов, кроя и даже отделочных работ. Я удивляюсь фантазии людей того времени, которые придумывали такие наряды. Сам сюжет предполагает мрачную атмосферу, и костюмы соответственно выполнены в темных тонах. Но за счет отделки, они смотрятся выигрышно: тесьма, парча, камни, броши и жемчуга придают им особый шик,- рассказывает Софья Тасмагамбетова. — Задача у нас была конкретная – режиссер хотел видеть спектакль историческим. Костюм этой эпохи – зрелищный, однако, в постановке дословно не повторяет этот период, он лишь стилизован под него. В «Астана Опера» все спектакли грандиозные и нам всегда приятно и интересно работать в тесном тандеме с труппой театра.

За мужские костюмы отвечал художник по костюмам Павел Драгунов. Он рассказал, что действие оперы сдвинулось на два поколения вперед.

— Наши костюмы создавались по лаконичным канонам моды периода правления короля Филиппа IV. Я отталкивался от живописи великого художника Диего Веласкеса. Это один из самых моих любимых художников, считаю его одним из своих учителей. Помимо театральных проектов, я занимаюсь созданием портретов. Мне близка и хорошо понятна эта эпоха.  Знать в то время носила строгие, аскетичные костюмы, как правило,  черного цвета. Инквизиция не одобряла помпезного украшательства, например, кружевные воротники, особенно у мужчин. Поэтому часто использовались разнообразные фактуры, сочетание которых придавало декоративность костюму. Наряды очень непростые, изысканные, несмотря на то, что они предельно лаконичны, как в живописи Веласкеса, где можно увидеть даже строчку на одежде изображенных героев. Аскетичность этой эпохи можно определить по воротникам костюмов, мода на них менялась стремительно: от фрезы (гофрированный воротник) до лаконичного воротника-блюда.

Не дадут скучать взорам публики не только выразительные костюмы, но и масштабные декорации, которые будут меняться достаточно часто. У сценографа-постановщика Кристианы Пикко очень свежие и интересные идеи, которые постановочным цехам «Астана Опера» было достаточно непросто воплощать в жизнь. Спектакль уникальный во всех аспектах,  он не повторяет режиссерских решений  других мировых театрах.

    

— Это монументальный спектакль. В «Астана Опера» большая технологически оснащенная сцена, позволяющая показать историческую версию в интересном ключе, и продемонстрировать всю масштабность этой оперы.  Мы представим итальянскую четырехактную версию. Монументальность заключается не только в объеме, но и в том, что мы покажем разные декорации: церковь, обитель, королевский зал, кабинет короля, роскошные сады в картине с участием королевы. В этом спектакле, как ни в одном другом мы задействовали все возможности машинерии, лифты сцены, позволяющие создать неожиданное появление короля. Кроме того,  впервые применим сценическую технологию с пятью моторизированными дорогами, которые передвигают декорации. Также используем фронтальную и арьер- проекции, многотонную конструкцию, разделенную на три части. Некоторые элементы декораций будут находиться на разных высотах: клетки, камеры, темницы, в других же декорациях мы увидим люки и открывающиеся окна.  Уверен, что на протяжении всего спектакля слушатели будут получать эмоциональный заряд, — сказал заместитель директора по художественно-производственным вопросам и эксплуатации здания Виктор Караре.

Дополнит декорации богатая бутафория, над которой мастера работали в течение двух месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот рамки для вышивания, сделанные по технологии XVII века, но использовать их можно даже сегодня. Флаги, штандарты, алебарды, вполне прочные для  фехтования шпаги, веера уже передали для работы солистам на сцену.  Пожалуй, больше всего времени ушло на изготовление малой скульптуры — креста, высота которого составила два с половиной метра, а вес 8 килограммов. Освещать мрачные картины дворца будут факелы, красные огни которых выглядят очень натурально. Кропотливую работу проделали бутафоры  инкрустируя камнями различные мелкие детали. Кроме того, они искусно выточили из дерева колокольчик и покрасили его под бронзу, вставив внутрь маленький бубенчик, который будет издавать звук. Ларец королевы облицевали алюминием, в местах перекрещивания сделали специальные клепки, которые создают вид ковки.

Голоса «Астана Опера»

Роль королевы Елизаветы отведена звездам оперной сцены Майре Мухамедкызы и Жаннат Бактай.  

— В партии Елизаветы сложно все: и вокал, и актерское мастерство. Что такое быть королевой? Это значит, что тебе необходимо показать стать, особую пластику движений, грацию. Елизавета молода, умна и властна, нужно создать образ так, чтобы публика поверила, что я королева. До этой партии в моем репертуаре были только влюбленные, либо умирающие девушки. Сейчас я ищу свой образ: пытаюсь понять, о чем она думает, что чувствует. Елизавета – глубоко страдающая женщина – всем сердцем любит Дона Карлоса, но сохраняет свою честь во имя короля. Когда я репетирую, то всякий раз задумываюсь, какая сложная у них жизнь. К примеру, у ног короля Филиппа лежит весь мир, но он страдает от того, что его не любят. В такие моменты понимаю, что я счастливая оперная певица, потому что имею возможность примерить на себя судьбы разных персонажей, а потом снова стать собой, — поделилась Майра Мухамедкызы.    

Жаннат Бактай считает партию Елизаветы очень интересной.  

— Это новый для меня лирико-драматический репертуар, в отличие от привычных лирико-колоратурных партий. Елизавета по тесситуре ниже, чем Эболи, поэтому в вокальном отношении, конечно, будет трудно. С артистами занималась коуч Алла Симонишвили (Италия) и до встречи с режиссером определенная работа уже была проделана. Опера большая и нагрузка ложится не только на артистов, но и на слушателей, которые должны быть подготовленным, прочитать либретто, проникнуться атмосферой того времени. Моя героиня очень мне импонирует, потому что она любящая женщина, но, к сожалению, ее мечты не исполняются. Партнеры у меня опытные, мы много работали вместе, прошли большой творческий путь.  

 

Партию Родриго ди Поза – доверенного лица короля, друга Дона Карлоса –  готовят баритоны Сундет Байгожин и Талгат Мусабаев.  Артисты отмечают главную черту своего героя – честность и достоинство.

 

 

 

 

 

 

— Этот спектакль считается одним из сложнейших, не только у Дж. Верди, но и в целом в мировой опере. Основные сложности кроются в вокале, так как для этой оперы от певцов требуется бесподобное владение голосом- «belcanto». Родриго – роль, которую я исполняю, – человек слова, чести, он переживает за свой народ и его будущее. Он пытается всеми силами изменить жизнь своего угнетенного народа от жестокой инквизиции, отдавая свою жизнь за веру в будущее, за настоящую дружбу и за светлые идеи. Все мы рады, что наш репертуар пополнится этим спектаклем. И в данный момент в сотрудничестве с замечательным режиссером Давиде Ливермором, с которым мы уже не в первый раз работаем, мы ищем новые образы для их воплощения в жизнь, —  поделился  Талгат Мусабаев.      

Все могут короли….

Филиппа II Барсег Туманян исполнял на разных сценах мира много раз, но как сейчас помнит свой первый выход на сцену в роли короля.

     

— Первый раз я исполнил эту партию в Лос-Анжелесе, моим партнером по сцене был Пласидо Доминго в роли Дона Карлоса. Сколько бы раз потом ни воплощал этот образ, каждый раз думаю, как создать его иначе.  Это очень интересная опера не только по музыке, драматической наполненности и отношениям людей, сюжет показывает, на какой фальши строилась империя, и чем люди готовы или обязаны были жертвовать. Филипп II, известный в истории как самый кровожадный король, путем инквизиции и веры (церковь) смог создать Испанию. Режиссер Давиде Ливермор ставит эту оперу очень символично, любой жест здесь имеет смысл.

Для Евгения Чайникова, как и для многих других артистов, это будет дебютное выступление.  

— Совсем недавно я перешел на басовый репертуар и это первая моя крупная басовая партия. Маэстро Ливермор уверен, что роль Филиппа II подходит мне не только по голосу, но и по типу. Я получаю огромное удовольствие от работы над ней, очень гармонично себя чувствую в этом образе. Весной этого года я выступил в оперном спектакле «Тайный брак» в Испании, в Барселоне. Там я успел посетить старинные замки, музеи, а также выступление Сары Перейра Барас – одной из самых известных в мире танцовщиц фламенко. К слову, танцы фламенко тоже присутствуют в нашей постановке. Я очень проникся испанской атмосферой и это помогает мне сегодня передать на сцене дух испанского народа.  

 В репетиционных залах не смолкают звуки оркестра, музыканты во главе с дирижером-постановщиком маэстро Аланом Бурибаевым ищут новые музыкальные краски, работают над фразировкой и ритмами. Главный хормейстер «Астана Опера» Ержан Даутов оттачивает мастерство артистов в сложнейшем скандирующем хоре в сцене аутодафе и хорале монахов.  

Опера «Дон Карлос» выделяется из всего контекста творчества Дж. Верди, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под пера композитора. Многоплановость и сложность этой оперы – настоящий вызов для любого театра и труппа «Астана Опера», безусловно, справится с поставленной задачей!  

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры