Алан Бурибаев. Музыкальные горизонты

Главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев удостоился Государственной премии РК 2018 года в области литературы и искусства. В интервью он поделился своими впечатлениями, подвел итоги года, а также рассказал о дальнейших планах и поздравил казахстанцев с предстоящими праздниками.

— Уважаемый Алан Аскарович, позвольте Вас поздравить с присуждением Государственной премии Республики Казахстан в области искусства 2018 года. Какие эмоции Вы испытываете в связи с этим событием? 

— Конечно же, я очень рад и счастлив. Я очень благодарен Главе государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за столь высокую оценку моего творчества. Для меня это очень дорогая награда именно тем, в первую очередь, что она присуждена мне на Родине и именно за наш национальный продукт, за оперу «Абай», написанную великими Жубановым, Хамиди и Ауэзовым. Оперу, которую я считаю одним из самых выдающихся произведений во всем мировом оперном репертуаре и которую дирижирую всегда с большим эмоциональным отношением и которая всегда волнует меня и как музыканта, и как человека. Конечно, я считаю, что наша постановка была бы невозможной без участия всех творческих сил нашего любимого театра «Астана Опера». И я также благодарен всем моим дорогим коллегам по театру, вместе с которыми мы всегда исполняем эту оперу с колоссальной самоотдачей.

— Буквально месяц назад Вы дирижировали итальянской премьерой именно этой постановки оперы «Абай» в Генуе на гастролях театра «Астана Опера» в рамках программы «Рухани жангыру» при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Как отнеслись к нашей классической музыке итальянские опероманы?

— Я считаю, что итальянская премьера оперы «Абай» была знаковой не только для «Астана Опера», но и для всей казахстанской культуры. Можно смело сказать, что наша музыка проникла в сердца итальянских слушателей, пришлась им по душе. Искушенная публика страны, являющейся родиной оперного искусства, высоко оценила наш оперный шедевр и наше исполнение. Много положительных откликов вышло в европейской прессе. Лично мне было очень интересно читать рецензию крупнейшего немецкого оперного интернет-сайта, с длиннейшим и тщательным анализом как самого произведения, так и нашей постановки в «Астана Опера», где в лестных тонах произведение сравнивается с целым рядом опер Пуччини, Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского. Я надеюсь, что этот анализ немецкого оперного портала будет переведен, для того чтобы и наши зрители, как профессионалы, так и любители музыки, могли прочесть из первых рук непосредственно реакцию западных музыкальных критиков. Что было особенно отрадно, так это то, что портал делает вывод, что опера «Абай» может украсить репертуар любого западного оперного театра и что именно через нее можно приблизиться к интереснейшей культуре и истории казахского народа. Спектакль прошел с огромным успехом, очень много итальянских слушателей говорили, что они хотели бы вновь послушать оперу «Абай». С момента премьеры в 2014 году «Абай» регулярно появляется в репертуаре нашего театра и неизменно идет с аншлагом. Очень много всегда в зале как наших соотечественников, так и восторженных иностранцев. Я считаю, что все солисты, хор, оркестр, режиссерская и техническая части театра продемонстрировали тот самый высокий уровень исполнения и в опере «Абай», и в исполнении Девятой симфонии Бетховена в Италии, который характеризует и все наши выступления на Родине, в Астане.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

— Близится конец календарного 2018 года. Хотя в концертно-театральной жизни мы обычно подводим итоги сезона, но хотелось бы у Вас лично узнать, каким в творческом плане был год 2018, какие постановки, программы были значимыми и запоминающимися лично для Вас в «Астана Опера»?

— Да, 2018 год был для меня очень насыщенным большими творческими проектами в «Астана Опера». В первую очередь, это грандиозный проект, премьера монументальной оратории Shine Astana английского композитора сэра Карла Дженкинса, написанной к 20-летию Астаны, в составе более чем тысячи участников, исполнение которой стало одним из огромных событий культурной жизни Казахстана. Ведь для исполнения были приглашены классические музыканты со всей страны, хоровые и симфонические коллективы почти всех областей Казахстана, а также видныe исполнители зарубежья. Думается, что это была большая творческая победа, объединившая всех музыкантов нашей страны. Конечно, хочется особо отметить знаковые события в развитии нашего театра «Астана Опера» — это прошедшие с огромным успехом премьеры опер «Турандот» Пуччини и «Севильский Цирюльник» Россини. Я горжусь достижениями наших прекрасных солистов оперной труппы. Каждый из них мне по-своему дорог, потому что когда человек поет на сцене, моя задача как дирижера — как можно бережнее «вести» его, давая ему раскрыть в полной мере художественный образ, где-то давая свободу в экспрессии, где-то, наоборот, повести за собой, если это диктуют музыка и драматическая ситуация. Должен отметить также наш хор под управлением главного хормейстера Ержана Даутова. Хор «Астана Опера» великолепен как голосами, так и актерской игрой. Ну и, конечно, украшение «Астана Опера» — это наш оркестр, состоящий из отменных музыкантов нашей республики. Очень много молодежи в оркестре, музыкантов, родившихся при независимости нашей страны, учившихся за рубежом, а сейчас, по возвращении, работающих на Родине в нашем театре. Оркестру по плечу самые трудные задачи, именно поэтому одним из самых важных репертуарных приоритетов я поставил исполнить именно в Астане с нашим оркестром все симфонии Густава Малера. А это очень непросто, профессионалы меня поймут. Но наш оркестр хочет расти на трудностях. Мы уже исполнили Вторую, Пятую и колоссальную Восьмую симфонии Малера. Ко мне часто подходят музыканты и люди из публики и спрашивают: «Маэстро, когда будет следующий концерт Малера?» Это говорит о том, что есть желание слышать больше великой симфонической музыки, а значит, и духовные запросы общества растут.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

 

— Мы знаем, что Вы являетесь востребованным дирижером на Западе. После успешных гастролей «Астана Опера» в Италии Вы сразу уехали дирижировать в Швейцарию. Как сейчас складывается Ваша зарубежная карьера?

— Да, сразу после гастролей я поехал дирижировать произведения Брамса и Шостаковича в Швейцарию, это был второй мой визит туда за 2018 год. В этом году также у меня было два больших турне с двумя разными оркестрами по Англии. В первом я дирижировал Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии с произведениями Чайковского, Прокофьева и Рахманинова, также участвуя в знаменитом Эдинбургском фестивале. Еще одно турне по Англии в марте этого года было с Королевским филармоническим оркестром Великобритании, с которым у меня уже многолетняя дружба, но уже с западно-европейской музыкой Сибелиуса и Дворжака в нескольких английских городах, включая Лондон. С роскошным филармоническим оркестром Хельсинки мы исполняли Седьмую симфонию Бетховена и отрывки из оперы Вагнера «Парсифаль». К моему удовольствию, продолжаются творческие отношения со многими японскими симфоническими оркестрами. Я регулярно дирижирую в Токио, Осаке, Хиросиме, Фукуоке, Сендае и Саппоро. Но чаще всего в Осаке, где я, кстати, сделал две японские премьеры казахских композиторов с оркестром Japan Century Symphony Orchestra: «Степную легенду» Кажгалиева и Танцевальную сюиту из оперы «Абай» Жубанова и Хамиди. Из самых дальних географических гастролей могу назвать интересные концерты с Оклендским филармоническим оркестром в Новой Зеландии в октябре этого года. В этом оркестре работает очень много музыкантов из США и Канады.  Я также очень доволен, что в этом году вышли сразу два моих диска в Европе. Первый — с Немецким симфоническим оркестром Берлина с музыкой Шостаковича на японском лейбле AVEX, а другой, совсем недавний — с музыкой Дворжака с Симфоническим оркестром Антверпена на шведском лейбле BIS. Оба диска сразу получили прекрасные рецензии ведущих музыкальных журналов Европы.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

— Безусловно, Ваша творческая жизнь очень впечатляет размахом репертуара, уровнем оркестров и солистов, а также географических маршрутов. Теперь хотелось бы узнать о планах и проектах на следующий год.

21 и 23 декабря я приглашаю всех жителей и гостей столицы на оперу «Турандот» Пуччини в театр «Астана Опера» под моим руководством, а также на встречу Нового года, праздничный концерт в «Астана Опера» 29, 30, 31 декабря. Сразу после Нового года мы покажем нашу самую свежую оперную премьеру, комическую оперу Россини «Севильский цирюльник» — 5 января. В начале 2019 года мы приступаем к репетициям оперы Чайковского «Евгений Онегин» в сотрудничестве с выдающимся режиссером Давидом Ливермором, который с большим успехом буквально на днях поставил оперу «Аттила» Верди в Ла Скала. Я с нетерпением вновь жду встречи с гениальной музыкой Чайковского. Я дирижировал ее много раз в интереснейшей постановке знаменитого режиссера Дмитрия Чернякова в Большом театре, а также на гастролях в Тель-Авиве, в Израиле. К тому же запланированы мои спектакли с этой оперой в сезоне 2019/2020 в Финской национальной опере в Хельсинки. Очень хотелось бы, чтобы все задуманное свершилось.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

 

— Когда же Вы отдыхаете, маэстро?

Я отдыхаю в кругу семьи, у меня растет маленький сын — Абай, и моей любимой жене Алтынай приходится нелегко, когда я уезжаю на гастроли, и я ей безумно благодарен за поддержку. Также я очень люблю проводить время со своим родным братом Элмаром, который сейчас изучает также дирижирование в Консерватории имени Джузеппе Верди в Милане и который является мне большой подмогой в этой нелегкой профессии. Я также всегда стремлюсь к общению со своими родителями. Я всем обязан своему отцу Аскару Бурибаеву, большому музыканту и человеку с большим сердцем, профессионалу с большой буквы, именно он научил меня очень многому в профессии дирижера, и моей маме Шолпан, которая своей любовью сплачивает нашу семью.
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

 

— Ну и напоследок, что бы Вы пожелали казахстанцам в 2019 году?

— Я хочу пожелать всем казахстанцам в новом, 2019 году только самого лучшего, самого светлого. Пусть в ваших семьях царят только любовь, здоровье, радость, счастье, достаток. Мирного неба и процветания нашей стране. И приходите чаще на спектакли в наш театр «Астана Опера»!
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/967/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

Генеральный спонсор

Спонсоры и партнеры